Архив статей журнала
В данной статье предпринимается попытка выявить наиболее значимые риски депрофессионализации молодых педагогов. Авторы предполагают, что трудовая деятельность молодых учителей сопряжена со значительными рисками, не способствующими профессионализации, а сложившиеся (на 2024 г.) условия труда могут привести к выходу молодых педагогов из профессии и поиску более вознаграждающей работы. Основная цель – выявить среди молодых учителей группу риска, в которую входят педагоги, имеющие наиболее высокую вероятность смены профессиональной деятельности.
Методы. Исследование опирается на эмпирические данные, полученные в ходе формализованных интервью в формате face-to-face с молодыми педагогами, работающими в школах трех национальных республик (Бурятия, Коми, Башкортостан), Алтайского, Красноярского краев, Свердловской области. В выборку исследования вошли 400 респондентов в возрасте до 35 лет. По мнению авторов, ключевыми факторами профессионализации выступают: 1) уверенность в завтрашнем дне, перспективах своей профессии, возможности строить долгосрочные карьерные планы; 2) удовлетворенность условиями труда, заработной платой, значимостью статуса и востребованностью. Отсутствие вышеозначенного, напротив, приводит к депрофессионализации – размыванию профессиональной идентичности, утрате навыков и умений, деформации значимых ценностей и норм, характерных для профессионала в области педагогики.
Результаты и их обсуждение. Анализ эмпирических данных демонстрирует, что материальное обеспечение молодых педагогов, их способность обеспечить достойную жизнь себе и своей семье выступает в качестве самого главного риска, с которым сталкиваются учителя. Также значимым фактором риска может считаться потенциальный уход женщины-педагога в декретный отпуск и нежелание возвращаться к низкооплачиваемой и высокострессовой трудовой деятельности. Своеобразным противовесом данного риска выступает понимание молодыми педагогами своей трудовой деятельности как своеобразной общественно важной миссии. Ответы респондентов на открытые вопросы демонстрируют принятие педагогического сообщества как эксклюзивного профессионального сообщества, которое достойно исключительного отношения со стороны государства и которому должны быть доступны особенные условия для приобретения жилья и другие льготы. Установлено, что принадлежность к вышеописанному сообществу является самым важным фактором, удерживающим молодых педагогов в профессии. Сделан вывод о том, что 20–25% молодых педагогов входят в группу риска и имеют достаточно высокий риск столкновения с депрофессионализацией.