Архив статей журнала

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ СТАТЬИ ДРАГАН ПРОЛЕ "РАВЕНСТВО НЕРАВНОГО. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И РАННИЕ ТЕЧЕНИЯ АВАНГАРДА" (2024)
Выпуск: Т. 13 № 2 (2024)
Авторы: ШЕВЧЕНКОВА АНАСТАСИЯ

Публикация представляет собой перевод статьи Д. Проле, в которой рассматриваются точки расхождения и сближения феноменологического проекта и раннего европейского авангарда. Откликающиеся на кризис классического в сферах эстетического и строго философского, оба явления стремятся к подлинности, подступаясь к ней каждый по-своему: дадаисты и экспрессионисты принципиально отвергают всякую рациональность и противостоят академизму, в то время как феноменологи не оспаривают академический тон философствования, даже когда выходят за пределы гуссерлевской методологии. Феноменология усваивает классический дух и помещает его в сердце современного философствования. Исследуя родство феноменологии с ранним авангардом, автор акцентирует внимание на концепте нейтрализации, пришедшем в XX в. на смену концепту негации. Обращаясь к осмыслению нейтрализации у Гуссерля, Хайдеггера, Сартра, Адорно, автор показывает, что и в поле свободного художественного эксперимента, и в рамках строгого философского дискурса нейтрализация дает возможность современной субъективности являть себя как дистанцированная индивидуальность. В предисловии к переводу также рассматривается возможность помещения феноменологии в ситуацию диалога с теориями и практиками русского авангарда. О сходстве подходов можно судить на примерах обращения русских авангардистов к предшествующим традициям. А. Крученых, В. Хлебников, Д. Хармс часто отсылались к наследию и личности А. С. Пушкина не только в контексте их отрицания, но и как к своего рода предметной данности, материалом жизненного мира, из которого творят художники. Ход К. Малевича с утверждением супрематизма как «нового классицизма» после продолжительной радикальной критики созвучен описываемой Проле встроенности феноменологического проекта Гуссерля в философскую академическую традицию. Идею жиз- ненного мира и переосмысления опыта повседневности, разрабатываемую феноменологической философией, можно обнаружить во многих художественных ходах русских авангардистов как в сфере живописи (лубочные работы М. Ларионова, В. Кандинского, Н. Гончаровой), так и в сфере раннего советского производственного искусства.

Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМА ПОСТРОЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ АКСИОЛОГИИ В СВЕТЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОПЫТА (2024)
Выпуск: Т. 13 № 2 (2024)
Авторы: ЕГОРОВ ПАВЕЛ

Статья посвящена исследованию проблемы вынесения эстетического суждения. Почему люди находят нечто прекрасным, а иное - наоборот, безобразным? Как формируется разница вкусов? Основная проблема вынесения суждения вкуса - это неясность тех аксиологических условий, в которых оно производится. По этой причине такие условия требуется, во-первых, определить, во-вторых, определив, скорректировать сам процесс построения эстетических теорий. Целый ряд эстетических теорий терпит неудачу в деле построения строгой и всеобъемлющей эстетической аксиологии по причине либо недостаточного описания самого процесса формирования вкуса, либо произвольности выдвижения таких критериев, которые оказываются не в силах объяснить многообразие форм, оцениваемых как прекрасное. В качестве общего недостатка практикуемых подходов к построению эстетической аксиологии автор выделяет заведомую предзаданность отношения суждения как выражения некоторого чувственного отношения к эстетическому объекту. В статье показывается, что активность чувства при пассивности его выражения, идея об их строго фиксированной и однонаправленной форме влияния несостоятельна, так как не соответствует многим повседневным эстетическим ситуациям. Демонстрируется, что знак и выражение находятся в ситуации зеркального обмена, и в качестве принципа эстетической теории не может выступать субъект-объектное отношение. Вместо этого вводится понятие интенсивности переживания как силы образа для представления, которое и составляет основу эстетической практики субъекта. В качестве альтернативы такому подходу предлагается замена оценочной категории эстетического суждения на безоценочную категорию эстетического опыта, утверждающую принципиальную аксиологическую нейтральность эстетической сферы. В статье также даны рекомендации по построению новых теорий эстетической аксиологии, исходящих из примата эстетического опыта.

Сохранить в закладках
ПОИСК ОСНОВАНИЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО КАК ОПЫТНОГО В ФЕНОМЕНОЛОГИИ В. ШАППА И К. СТАВЕНХАГЕНА (2024)
Выпуск: Т. 13 № 2 (2024)
Авторы: Попов Евгений Александрович

В статье дается оценка поиску оснований эстетического. В сравнении с некоторыми позициями аналитической и рецептивной эстетик раскрываются особенности феноменологической эстетики двух выдающихся учеников Гуссерля - Вильгельма Шаппа (1884-1965) и Курта Ставенхагена (1884-1951). Направленность и необходимость поиска оснований эстетического для указанных мыслителей заключается в возможностях отклонения от известного принципа трансцендирования в эстетизации мира вещей и в целом окружающей реальности. Для Шаппа и Ставенхагена важны проявления феноменологической явленности мира вещей через переживание бытия - эстетическое. В классической эстетике эстетическое есть определенный уровень рефлексии при чувственно-эмоциональном восприятии предметов из мира вещей. Как установлено в статье, Шапп и Ставенхаген предлагают идентифицировать эстетическое как опытное. При этом разнятся их совместная позиция и убеждения представителей рецептивной эстетики в части дифференциации эстетического как опытного и эстетического опыта как такового. В статье приводятся некоторые аргументы относительно такой направленности в концептуализации эстетического. Категория эстетического, осмысливаемая философами как опытное, раскрывается через призму соотнесенности ключевых концептов феноменологии - субъектного и субъективного. В таком случае эстетическое мыслится как субъектное-субъективное, выраженное в человеческом индивидуальном опыте. Обнаружено, что Шапп и Ставенхаген, преодолевая в своей теории инерцию феноменологии и философии истории, оценивали историзацию мира вещей в аспекте эстетического. Таким образом, поиск оснований эстетического ведется ими в трех направлениях: (1) в экспозиции субъектного/субъективного; (2) в соотношении опыта и «квазиопыта»; (3) в определении границ опытного экзистенциального и опытного социального. Приведенные направления открыли возможность идентификации эстетического не как отклика на атрибутивный мир вещей и не как данность его эстетизации, а скорее как условие переживания бытия в результате индивидуального опытного начала. Делается вывод о том, что поиск оснований эстетического для Шаппа и Ставенхагена ознаменовался новым рубежом в феноменологической эстетике.

Сохранить в закладках