Архив статей журнала

ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К. А. ЭРДЕЛИ (2024)
Выпуск: Т. 16 № 1 (2024)
Авторы: Подгузова Марина Михайловна

Статья посвящена исполнительской деятельности выдающейся отечественной арфистки К. А. Эрдели. Широко известно, что концертирование являлось одним из основных направлений ее творчества, которому было посвящено около семи десятков лет жизни исполнительницы. Ксения Александровна выступала на разных концертных площадках царской России и Советского Союза. География ее гастрольных поездок поражает своей широтой и охватом фактически всех городов нашей страны. В каждом из них она старалась сделать свой инструмент любимым, доступным и близким всем без исключения слушателям. В предлагаемой публикации впервые предприняты попытки анализа исполнительской деятельности К. А. Эрдели. Рассмотрены основные векторы творческого поиска в контексте активной работы арфистки по обогащению и качественному обновлению концертного репертуара. Сделан вывод о принципиальном значении для отечественного арфового искусства впервые введенной ею практики сольных арфовых концертов. Представленные в статье архивные документы - письма зарубежных коллег, программа концерта исполнительницы, списки ее неопубликованных переложений и редакций для ансамблей арф и камерных составов с участием инструмента - позволяют сделать вывод о беспрецедентном значении для отечественного арфового искусства деятельности К. А. Эрдели, сумевшей поднять исполнительство на данном инструменте на небывалую до того времени высоту.

Сохранить в закладках
СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ АРФЫ АЛЬБЕРТА ЦАБЕЛЯ: О МЕСТЕ КОМПОЗИЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ВИРТУОЗА-ИСПОЛНИТЕЛЯ (2025)
Выпуск: Т. 17 № 1 (2025)
Авторы: Подгузова Марина Михайловна

В статье рассматривается композиторское творчество выдающегося арфиста, стоявшего у истоков становления отечественной традиции игры на инструменте, Альберта Цабеля (1834-1910). Концертирующий виртуоз, солист оркестра Мариинского театра, первый профессор по классу арфы в России, он создавал произведения для своего инструмента. До настоящего времени личности Цабеля были посвящены лишь небольшие очерки в работах панорамного характера. Наследие арфиста ранее вовсе не изучалось. В публикации впервые рассмотрены миниатюры, созданные виртуозом, сделан вывод об их связи с романтическим направлением. Проанализирован первый в России Концерт для арфы с оркестром c-moll ор. 35, ставший заключительным «аккордом» в композиторском творчестве Цабеля. Исполнитель, не имевший себе равных на российской земле в техническом мастерстве, оставил сочинение, и в наши дни доступное лишь профессионалам. Концерт объединил в себе стилевые черты классицизма и романтизма и, кроме того, воплотил укоренившиеся в Европе XIX столетия каноны в создании сочинений для арфы. Виртуозность, фактурное разнообразие, тембровая выразительность и, вместе с тем, отсутствие содержательного художественного начала дают основания причислить произведение к музыке второго плана. Опус удостоился весьма неоднозначной рецензии Ц. А. Кюи, однако, созданный выдающимся исполнителем с великолепным знанием инструмента, Концерт и сегодня востребован арфистами во всем мире. В результате исследования делается вывод о том, что композиторское творчество Цабеля было подчинено более значительному исполнительскому таланту музыканта.

Сохранить в закладках