ISSN 1817-3292
Языки: ru · en

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ БАШКОРТОСТАНА

Архив статей журнала

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (2024)
Выпуск: № 1 (103) (2024)
Авторы: Ильина Наталья Николаевна, Ульяшин Николай Иванович

Изучение проблемы подготовки будущих педагогов профессионального обучения занимает одно из приоритетных направлений в обучении специалистов нового уровня. Готовность специалиста осуществлять деятельность в условиях реальных процессов влекут создание соответствующей образовательной среды, ориентированной на применение образовательных технологий практико-ориентированной направленности. Целью статьи становится определение и адаптация компонентного состава образовательной модели, основанной на внедрении практико-ориентированных педагогических технологий. Теоретикометодологическая база исследования определена интегративным, системным, системнодеятельностным, компетентностным подходами. Научной новизной выступает описание модели как статической категории, а взаимодействие между ее компонентами – динамической характеристикой, определяющей процессы интериоризации при внедрении педагогических технологий в образовательный процесс подготовки будущих педагогов профессионального обучения. Именно такой характер организации образовательной среды можно считать адаптивным к внедрению и применению педагогических технологий практико-ориентированной направленности. Методы анкетирования и статистического анализа позволили на эмпирическом уровне установить возможность внедрения практико-ориентированных образовательных технологий для моделирования образовательной среды нового уровня, на что указывают результаты исследования. В оценке готовности к применению практико-ориентированных педагогических технологий участвовали студенты профессионально-педагогического вуза.

Результаты. Анализ научно-педагогической и методической литературы по проблеме исследования определил необходимость осуществления процесса моделирования образовательной среды с целью внедрения практико-ориентированных педагогических технологий. Научно-методологическая база и уточненные терминологические понятия обосновывают значимость внедрения компонентного состава статической модели и ее динамических переходов, способных меняться от условий среды.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ВУЗЕ (2024)
Выпуск: № 1 (103) (2024)
Авторы: Власова Ирина Николаевна

Предметом исследования является формирование исследовательских умений студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Автор рассматривает условия формирования исследовательских умений будущих педагогов и приемы их диагностики. Цель статьи заключается в анализе условий обучения, способствующих формированию исследовательских умений студентов педагогического вуза через решение учебно-исследовательских заданий профессиональной направленности при изучении дисциплин психолого-педагогического и предметно-методического модулей образовательной программы «Ядра высшего педагогического образования».

Подготовка студентов, способных к осуществлению целенаправленной учебноисследовательской деятельности, владеющих приемами решения исследовательских задач, является одним из важнейших направлений профессиональной подготовки. На основе анализа научных работ и практики формирования универсальных компетенций у обучающихся делается вывод о необходимости включения учебно-исследовательских заданий профессиональной направленности в содержание дисциплин, практическую работу и научно-исследовательскую практику студентов. Решение специальных заданий, описывающих конкретную проблемную ситуацию из области образования, помогает обучающемуся сформулировать проблему, научиться соотносить с ней имеющийся фактический материал, определить противоречие, выдвинуть предположение и составить задачи для решения проблемы. Имеющаяся внутривузовская система контроля качества обучения позволяет не только оценить уровень подготовки студента, но и совершенствовать его самоподготовку, организовывать самопроверку знаний и умений.

Результаты. Рассмотрены основные формы организации образовательного процесса, направленные на формирование исследовательских умений студентов. В результате анализа научных источников, вузовской образовательной практики, а также проведенного мониторинга было показано, что систематическое использование учебно-исследовательских заданий из области образования в теоретической и практической подготовке способствует освоению исследовательских компетенций будущими педагогами.

Сохранить в закладках