Архив статей журнала
Внедрение новой модели поликлиники на принципах бережливого производства способствует повышению качества и доступности медицинской помощи в первичном звене. Цель работы: оценить уровень внедрения новой модели в подразделениях медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь Красноярского края в зависимости от территориальной удаленности от регионального центра. Материал и методы. Источником информации явились сводные данные статистических форм Красноярского края за период с 2019 по 2024 год. В исследовании приняли участие 111 подразделений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь взрослому и детскому населению Красноярского края, которые на протяжении изучаемого периода внедряли новую модель. Результаты и обсуждение. Установлено, что на уровень внедрения новой модели влияет степень урбанизации местности расположения подразделения медицинской организации (p<0,001) и возрастная категория прикрепленного населения (p<0,001). Подразделения медицинских организаций, находящиеся на расстоянии более 250 км от Красноярска, статистически значимо в меньшем объеме участвуют в проектной (p<0,05) деятельности, достижении критериев второго, третьего уровней новой модели (p<0,05) и блока дополнительных критериев входной зоны (p<0,001). Проведенный корреляционный анализ данных между территориальной удаленностью подразделения медицинской организации от регионального центра и уровнем внедрения в нем новой модели указывает на обратную статистически значимую линейную связь средней силы (r=–0,430, p<0,001). Заключение. Высокий уровень внедрения новой модели в подразделениях медицинских организаций на расстоянии 0-25 км от регионального центра обусловлен расположением в условиях крупного города, предоставляющим больше возможностей для повышения квалификации, обмена знаниями и актуальной информацией, а также снижением временных и транспортных затрат. Низкий уровень внедрения новой модели в сельской местности может быть следствием дефицита кадров, ограниченно развитой инфраструктуры. Недостаточный уровень внедрения новой модели и ведения проектной деятельности, недостижение 2, 3 уровня и блока дополнительных критериев входной зоны в подразделениях медицинских организаций, расположенных на расстоянии более 250 км от регионального центра вызвано территориальной отдаленностью от регионального центра и, как следствие, невозможностью осуществления очных контрольных мероприятий, низкой степенью вовлеченности сотрудников данных подразделений из-за слабого ресурсного, кадрового, информационного и коммуникационного обеспечения.
Цель исследования. Анализ практического опыта Тюменского регионального медицинского общества по страхованию гражданской ответственности медицинских организаций – членов общества. Рассмотрение примеров страховых случаев, связанных с претензиями пациентов к медицинским организациям Тюменской области, урегулированных по действующему договору коллективного страхования гражданской ответственности медицинских организаций – членов Тюменского регионального медицинского общества. Материалы и методы. В качестве материала для исследования были выбраны собственные данные о претензиях третьих лиц (пациентов или их родственников) к медицинским организациям Тюменской области, ответственность которых была застрахована в рамках договора коллективного страхования. Период анализа: 2016-2023 годы. Рассмотрен общий порядок работы с жалобами и претензиями пациентов, приведен анализ ряда случаев из практики Тюменского регионального медицинского общества, которые привели к выплате возмещения вреда, причиненного пациентам и их родственникам. Даны практические рекомендации по выбору условий страхования гражданской ответственности. Заключение. В статье показана актуальность механизма страхования гражданской ответственности как способа защиты имущественных интересов медицинских организаций, связанных с претензиями пациентов. Практический опыт Тюменского регионального медицинского общества показывает, что наличие договора страхования ответственности позволяет снизить финансовую нагрузку на медицинские организации и существенно упростить процедуру урегулирования претензий пациентов.