Архив статей журнала
Поддержка некрупного предпринимательства является существенным инструментом государственной политики противодействия кризисным явлениям, обеспечения социально экономического развития. В статье рассматриваются результаты воздействия в чрезвычайных условиях последних лет расширения системы государственной поддержки некрупных субъектов хозяйствования в России на динамику развития их составных групп: малое, среднее, индивидуальное предпринимательство, а также самозанятые. Последние официально, по закону, не являются предпринимателями. Но они обычно рассматриваются в официальных российских документах, включая материалы стати - стики, как общее целое с малым и средним предпринимательством. Объектом исследования являются как эти группы некрупных субъектов хозяйствования, так и сама система их поддержки в ее нынешнем виде. Сделан вывод, что наблюдающийся в нашей стране ускоренный рост занятых в группе малого и среднего предпринимательства, в группе самозанятых вызван значительным улучшением системы их государственной поддержки. Рывок в формировании и расширении этой системы поддержки обусловлен повышенным вниманием государства к сфере некрупных субъектов хозяйствования как к действенным средствам противодействия кризисным процессам, демпфирования экономических и социальных провалов. Это повышенное внимание обусловлено чрезвычайно сложной ситуацией в экономике страны и ее регионов. Обращает на себя внимание учет в системе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также самозанятых специфики каждой из региональных экономик страны.
Мультиголосующие акции – относительно новый финансовый инструмент для мирового финансового рынка и совершенно новый – для российского. Это подтверждается тем, что в России нормативно-правовое ре - гулирование мультиголосующих акций появилось в 2022 г. и пока только для международных компаний. Ввиду этого представляет интерес комплекс причин, побуждающий регуляторов финансовых рынков допускать обращение мультиголосующих акций. В рамках настоящей статьи автором поставлена цель декомпозиции причин обращения мультиголосующих акций на финансовом рынке для оценки возможностей решения стратегических задач развития российской экономики посредством введения в обращение нового финансового инструмента. Достижение данной цели предопределило необходимость выделения четырех блоков причин: финансовых, пространственных, технологических и корпоративных. Крупнейший блок формируют корпоративные причины, связанные с управлением рисками при реализации финансовой политики компании и формировании инвестированного капитала. Блок финансовых причин связан с необходимостью развития финансового рынка и повышения уровня устойчивости финансовой системы. Блок пространственных причин связан с возможностями развития экономики отдельных регионов Российской Федерации за счет дополнительного развития инфра - структуры и повышения налоговых доходов от компаний, регистрируемых в качестве МКПАО, в т. ч. для использования мультиголосующих акций. Блок технологических причин связан с развитием конкуренто - способной экономики, высокотехнологичного производства и снижения уровня зависимости от высокотехнологично импорта. Проведенная декомпозиция позволила автору обосновать перспективную роль мультиголосующих акций в обеспечении финансовой стабильности российского финансового рынка за счет частичного снижения волатильности котировок акций в корпоративном секторе.
В январе – сентябре 2024 г. доходы всех составляющих российской бюджетной системы демонстрировали позитивные темпы роста. Наиболее значительно увеличились поступления доходов в федеральный бюджет как за счет нефтегазовых, так и за счет ненефтегазовых доходов. Сохраняется выраженная зависимость доходов федерального бюджета от мировых цен на нефть, провоцируя формирование рисков исполнения бюджета. Темпы роста доходов консолидированного (расширенного) бюджета страны отставали от роста доходов федерального бюджета, но опережали темпы инфляции. Превышение прошлогодних значений в реальном выражении имело место как по налоговым доходам, так и по страховым взносам на социальное страхование и прочим налогам и сборам. По сравнению с прошлым годом увеличились поступления практических всех налогов. Исключение составляют доходы бюджетов от налога на прибыль организаций, которые сократились даже по номинальным значениям. Доходы региональных бюджетов увеличились только по номинальным значениям. Здесь на фоне номинального роста собственных доходов имело место абсолютное сокращение безвозмездных поступлений. Падение доходов региональных бюджетов от налога на прибыль во многих субъектах Российской Федерации не компенсировалось приростом поступлений НДФЛ. Динамика расходов составляющих бюджет - ной системы по итогам 9 месяцев года также опережала инфляцию.
После 2021 г. наметилась тревожная тенденция снижения доходности сельскохозяйственного производства, что отрицательно сказывается на инвестиционной привлекательности отрасли и создает риски для ее роста в среднесрочной перспективе. Кроме того, как показывает проведенный в статье анализ, наблюдается существенная дифференциация рентабельности сельского хозяйства по регионам страны, крупным и мелким хозяйствам, а также по отдельным подотраслям аграрного производства. Задача создания в сельском хозяйстве равных с другими отраслями условий получения доходов относится к одной из главных задач аграрной политики. Существенным фактором, определяющим снижение рентабельности сельскохозяйственных предприятий, является опережающий рост (диспаритет) цен на ресурсы и услуги для сельского хозяйства по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию. Автор статьи предлагает ряд мер по смягчению этого диспаритета.
В экспертном и научном сообществах идет активное обсуждение проекта новой (обновленной) Стратегии пространственного развития Российской Федерации. Для того чтобы это обсуждение было плодотворным, важно оценить возможности уже существующих и апробированных в российских условиях инструментов пространственного развития и механизмов инфраструктурной поддержки регионов. Важным представляется оценка результатов их функционирования с точки зрения целей, стоящих перед пространственным развитием в целом. В статье дается характеристика основных инструментов пространственного развития, обеспечивающих инфраструктурную поддержку социально-экономического развития регионов: государственных программ (прежде всего индивидуальных программ социально-экономического развития регионов), преференциальных режимов (особые экономические зоны, территории опережающего социально-экономического развития, Свободный порт Владивосток, специальный административный район, Арктическая зона Российской Федерации), а также совокупности механизмов, включенных в проект «Инфраструктурное меню» (инфраструктурные бюджетные кредиты, специальные казначейские кредиты, инфраструктурные облигации ДОМ. РФ). На примере реализации отдельных программ и проектов рассматриваются результаты применяемых механизмов и динамика их распространения на территории России.
Биоэкономика стала одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных секторов мировой экономики, обладающим доказанными возможностями использования биотехнологий для сокращения производственных издержек, получения принципиально новых продуктов, в т. ч. снижающих антропогенное воздействие на окружающую среду или принципиальным образом преобразующих отрасли народного хозяйства. С учетом этого в статье представлен анализ опыта развития биоэкономики ряда стран азиатского региона, наибольших по численности населения, включая Китай и Индию, а также нескольких стран, лидирующих по уровню инновационной деятельности (Сингапур, Южная Корея, Япония, Малайзия, Таиланд, Вьетнам, Филиппины и Индонезия). Охарактеризованы некоторые особенности систем организации хозяйственной деятельности в этих странах, связанных с состоянием производительных сил и производственных отношений, а также с функционированием рынков биопродуктов. На основе выявленных особенностей институционального развития биоэкономики в десяти странах Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии сформирована обобщенная функциональная модель организации биоэкономики. Кроме того, проведен качественный анализ организации процесса создания и использования биотехнологий для развития национальных биоэкономик. Автору удалось выделить основные детерминанты развития биоэкономической деятельности в странах указанного региона.
В последнее десятилетие государством предпринимаются меры по стимулированию инноваций в сельском хозяйстве. Однако уровень научно-технологического развития отрасли не отвечает общественным потребностям. Инновационная активность сельскохозяйственных товаропроизводителей ниже, чем в среднем по экономике. Импорт сельскохозяйственных технологий существенно уступает экспорту, что создает риски для продовольственной безопасности. В статье анализируются проблемы научно-технологического развития аграрного сектора и обосновываются пути их решения: преодоление ведомственной разобщенности в организации управления аграрной наукой; рост объемов и оптимизация структуры финансирования сельскохозяйственных исследований; реорганизация сети государственных аграрных НИИ и опытных хозяйств; стимулирование притока в аграрную науку молодых ученых.
Предварительные итоги 2024 г. свидетельствуют о сохранении общей позитивной динамики доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Определенные различия в динамике собственных доходов региональных бюджетов наблюдаются для регионов с доминированием обрабатывающей промышленности и регионов с добывающей специализацией. Рост налоговых поступлений в реальном исчислении в 2024 г. имел место по налогу на доходы физических лиц и налогам на совокупный доход. В то же время происходило сокращение поступлений налога на прибыль. Для ряда субъектов Федерации рост поступлений НДФЛ не компенсировал сокращение налога на прибыль. Поступления трансфертов из федерального бюджета продолжали сокращаться, хотя по некоторым из них имела место положительная динамика. Изменение структуры безвозмездных поступлений демонстрирует сдвиг в пользу их целевых видов. Динамика расходов бюджетов в регионах в целом следовала за динамикой доходов. Финансирование лишь некоторых разделов расходов росло темпами, опережающими инфляцию. Суммарный дефицит консолидированных бюджетов субъектов Федерации по итогам года оказался существенно меньше утвержденного нормативными правовыми актами значения. Объем государственного субфедерального долга незначительно сократился, но при этом увеличилась доля задолженности по банковским кредитам – наиболее дорогому источнику финансирования.
Важнейшим приоритетом пространственного развития Российской Федерации в соответствии с новой Стратегией пространственного развития является система опорных населенных пунктов, формирующих системы расселения, инфраструктуры и экономики Российской Федерации и обеспечивающих развитие прилегающих к ним территорий. Для некоторых из опорных населенных пунктов предусмотрена разработка мастер-планов. В статье рассматриваются вопросы, вызванные к жизни выделением опорных населенных пунктов в качестве драйве - ров развития российского социально-экономического пространства и являющиеся предметом обсуждений и дискуссий: насколько сама нацеленность на развитие опорных населенных пунктов отражает преемственность политики пространственного развития Российской Федерации; какие проблемы встают в связи с необходимостью включения понятия «мастер-план» в российское законодательство? В рамках системы стратегического планирования особое внимание в статье уделяется вопросам соподчиненности документов пространственного развития.
Интерес к проблемам развития территорий имеет многовековую исто - рию. И хотя формы территориального управления эволюционировали, его стратегические цели оставались неизменными – использование по - тенциала регионов для решения общегосударственных и местных задач. Но неизменность целей не есть неизменность механизмов. И данный факт лишний раз подтвердила новейшая история России. Вначале взоры научного сообщества и практиков были обращены к механизмам перехода к системе федеративных отношений, отличной от советской. Затем проблема начала рассматриваться в контексте поиска оптимума между централизацией и децентрализацией в системе государственного тер - риториального управления. Сегодня на фоне отказа от безусловного приоритета либеральной модели развития экономики и признания важ - ности стратегического планирования прослеживается отказ от по - литики развития федеративной формы национальной государствен - ности в пользу ее унитарной формы. По мнению многих, это подвело черту под многолетней дискуссией о перспективах отечественной модели федерализма. Однако даже если трактовать происходящее в подобном ключе, не теряет актуальность поиск механизмов преодоления различий в уровнях социально-экономического развития регионов, продолжа - ются исследования по конкретизации меры ответственности органов власти и управления субъектов Федерации за развитие региональных экономик, далек от завершения поиск направлений совершенствова - ния модели межбюджетных отношений. А поскольку перечисленные и другие задачи долгое время предлагалось решать в рамках развития федеративной формы национальной государственности, еще предсто - ит понять, насколько с ними удастся лучше справиться, осуществляя, по сути, унитарную государственную региональную политику. Поэтому имеются основания утверждать, что научное направление «экономика федеративных отношений» не исчерпало свой потенциал. В статье предпринимается попытка обосновать эту точку зрения.