Архив статей журнала
Статья посвящена анализу процесса распространения на территории Беларуси новых религиозных движений в период 1990-х гг., учитывая особенности преобразования законодательства, регулирующего вопросы свободы совести. Рассмотрены особенности путей проникновения и осуществления миссионерской, проповеднической и вероучительной деятельности руководителей религиозных образований и верующих; отличительные черты догматических установок, культовых практик, физического и психологического воздействия идеологии новых религиозных движений на сознание последователей.
В 1923 году в Джаубат Бургаль – небольшой алавитской деревне в западной Сирии – появился молодой «пророк». Его звали Салман Муршид, он говорил о скором приходе Судного Дня и призывал алавитов к спасению через покаяние. Вскоре его религиозное миссия трансформировалась в эгалитарное политическое и социальное движение. Постепенно Салман Муршид стал одним из самых влиятельных вождей алавитов и влиятельным сирийским политиком. Даже после его казни в 1946 году племя гассанидов, основанное им из разных алавитских кланов, не исчезло, а было преобразовано его сыновьями Муджибом (1930-1952) и Саджи (1932-1998) в самостоятельную религиозную общину муршидия. После прихода к власти Хафеза Асада новая община была признана и инструментализована новым режимом. Как бы то ни было, история общины Салмана, ее превращение в политическое движение, а затем в независимую религиозную общину, неотделима от истории Сирии в XX веке. Описание религиозных доктрин и анализ истории муршидитов во многом основаны на результатах полевых исследований, предпринятых автором в 2010 году.
Настоящая статья посвящена анализу истории термина «новое религиозное движение». С 1830-х гг. до настоящего времени выделяется три основных этапа его становления. Для каждого этапа анализируется специфика смыслового наполнения и контекст употребления термина в научном, общественном и богословском дискурсе. Особое внимание уделяется анализу позитивных, нейтральных и негативных значений, с которыми термин использовался в печатных СМИ. Приводятся альтернативные термины, описывающие сектантские сообщества. Вскрывается «японское» и «африканское» влияния на развитие термина. Выявляются причины выделения термина из множества альтернативных вариантов и факторы, повлиявшие на увеличение его популярности. Анализируется степень его научной обоснованности.
Статья представляет собой попытку определить статус адептов неиндийского происхождения в неоиндуистских религиозных движениях и культах, а также разграничить термины «индуизм», «неоиндуизм» и «псевдоиндуизм». Предлагается термин «индуиствующие» (по аналогии с «иудействующими», или «жидовствующими», параиудейскими и парахристианскими сообществами) применимо к одной из категорий последователей неоиндуизма.
В статье освещены вопросы возможностей и принципов ограничения свободы совести и религии. Подходы и принципы ограничения свободы совести и религии рассмотрены с точки зрения международного права и правоприменительной практики Европейского суда по правам человека. Автором выделены разные подходы к ограничению свободы совести в индивидуальном и в коллективном измерении при определении полномочий государства в ограничении свободы совести и религии. Требования и критерии при применении действий ограничительного характера при реализации свободы совести и религии раскрыты на основании анализа практики Европейского суда.
В истории религий Индонезии значимое влияние оказали индуизм, буддизм, христианство и ислам. Мусульмане представляют собой подавляющее большинство населения, христиане являются наибольшим религиозным меньшинством. Из-за гетерогенного членства в официально признанных религиях также и внутри партнерских по отношению к государству религий существует относительно высокий потенциал критического и отклоняющегося от их нормативов поведения и мышления. Вследствие государственных преференций исламу формируются различные стратегии приспособления автохтонных религиозных традиций к государственным нормам. Несмотря на ограничения, установленные государственными нормами, в Индонезии представлен широкий спектр автохтонного религиозного многообразия внутри и вне конституционно признанных религий. Социально-экономическое доминирование католицизма повлияло на трансформацию традиционного леволемского мифа о сотворении мира. Автохтонная религия может относительно быстро интегрировать в себя инновационные отклонения от традиции, если общество, находящееся в новой экономической и социальной ситуации, готово признать эти инновации за якобы искони существовавшую часть традиционных религиозных представлений.
В материале рассматривается случай с явлением Богородицы и святых двум девочкам, который произошел в окрестностях г. Яшуны Виленско-Трокского повета в 1930 году. История была чрезвычайно резонансной для своего времени и привлекла большое количество паломников. Сделана попытка представить произошедшее «чудо» с нескольких точек зрения: священника, журналистов, непосредственного их участника и ученых. Приводятся аналогичные происшествия, имевшие место на территории Беларуси в XIX – XX в., делается их краткий анализ.