Настоящая статья посвящена анализу истории термина «новое религиозное движение». С 1830-х гг. до настоящего времени выделяется три основных этапа его становления. Для каждого этапа анализируется специфика смыслового наполнения и контекст употребления термина в научном, общественном и богословском дискурсе. Особое внимание уделяется анализу позитивных, нейтральных и негативных значений, с которыми термин использовался в печатных СМИ. Приводятся альтернативные термины, описывающие сектантские сообщества. Вскрывается «японское» и «африканское» влияния на развитие термина. Выявляются причины выделения термина из множества альтернативных вариантов и факторы, повлиявшие на увеличение его популярности. Анализируется степень его научной обоснованности.
Идентификаторы и классификаторы
История развития категориально-понятийного аппарата сектоведения в ХХ ст. представляет собой неутомимый поиск лингвистической точности в определениях терминов, посредством которых описывается все многообразие форм сектантства. За бесконечным спором о значении слов зачастую терялось самое важное: понимание феномена нетрадиционной религиозности, систематическое развитие знаний о его устройстве, динамике развития, месте и роли в жизни общества.
Список литературы
1. Баркер, А. Новые религиозные движения. – СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. – 282 с.
2. Мартинович, В. А. Сектантство: возникновение и миграция. Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. Т. 1. / В. А. Мартинович. — М.: Издательский дом «Познание», 2018. — 552 с.
3. Элбакян, Е. С. Религии России. Словарь-справочник. – М.: ООО «Издательство «Энциклопедия», 2014. – 464 с.
4. Энциклопедический словарь социологии религии / Отв. ред. М. Ю. Смирнов. – СПб.: Платоновское философское общество, 2017. – 508 с.
5. A New Religious Movement // The Evening Telegraph. - 1870. - 8 January. - P. 4.
6. A New Religious Movement // The Nashville daily union. - 1865. - 28 September. - P. 2.
7. Adler, F. Reformed Judaism. Part II. / F. Adler // The North American Review. - 1877. - Vol. 125:258. - P. 327-350.
8. Anesaki, M. Social Unrest and Spiritual Agitation in Present-Day Japan // The Harvard Theological Review. - 1922. - Vol. 15:4. - P. 305-322.
9. Bairy, M. A. Japans Neue Religionen in der Nachkriegszeit. – Bonn : Ludwig Röhrscheid, 1959. – 135 s.
10. Balmes, J. European Civilization: Protestantism and Catholicity Compared. - London: Burns and Lambert, 1855. - 506 p.
11. Beckford, J. A. Cult Controversies. The Societal Response to the New Religious Movements. – London & New York: Tavistock Publ., 1985. – 327 p.
12. Beckford, J. A. New Religious Movements in Western Europe / J. A. Beckford, M. Levasseur // New Religious Movements and Rapid Social Change. Ed. by J. A. Beckford. – London: SAGE publications, 1986. – P. 29-54.
13. Berger, P. L. The Sociological Study of Sectarianism // Social Research. – 1954. – Vol. 21. – P. 467–485.
14. Birkhaeuser, J. A. History of the Church from its First Establishment to Our Own Times. - New York & Civcinnati: Fr. Pustet, 1898. - 798 p.
15. Boyne, I. Why cults are growing // The Sunday Gleaner. - 1997. - 13 April. - P. 19A.
16. Brothers, J. Cults carry appeal / J. Brothers // Arlington Daily News. - 1977. - 19 May. - P. 4.
17. Brunner, H. E. The New Religious Movement in Switzerland // The American Journal of Theology. - 1920. - Vol. 24:3. - P. 422-435.
18. Buckley, J. M. A History of Methodists in the United States / J. M. Buckley. - New York: Charles Scribner`s Sons, 1899. - 714 p.
19. Burton, E. The Office of Apostle in the Early Church / E. Burton // The American Journal of Theology. - 1912. - Vol. 16:4. - P. 561-588.
20. Burams, B. Rabbi Says Jews Lured to Cults // Santa Ana Orange County Register. - 1980. - 8 Nov. - P. 61.
21. Cannon, M. H. Contemporary Views of Mormon Origin // The Mississippi Valley Historical Review. - 1944. - Vol. 31:2. - P. 261-266.
22. Carneri, B. On Founding of a New Religion // International Journal of Ethics. - 1892. - Vol. 2:4. - P. 492-499.
23. Catton, W. R. What Kind of People does a Religious Cult Attract? // American Sociological Review. - 1957. - Vol. 22. – P. 561-566.
24. Clark, S. D. The Religious Sect in Canadian Economic Development // The Canadian Journal of Economic Development. - 1946. - Vol. 12:4. - P. 439-453.
25. Clarke, P. B., Somers J. Japanese “New” and “New, New” Religions // Japanese New Religions in the West. Ed. by P. B. Clarke & J. Somers. – Sandgate: Japan Library, 1994. – P. 1-14.
26. Commencement of the Millenium // The New York herald. - 1859. - 12 October. - P. 6.
27. Comte, A. System of Positive Polity. - London: Longmans, Green, and Co., 1875. - 618 p.
28. Correction // Eugene Register-Guard. - 1952. - 19 Jan. - P. 4.
29. Driel, B., Richardson J. T. Categorization of New Religious Movements in American Print Media // Sociological Analysis. – 1988. – Vol. 49:2. – P. 171-183.
30. Eastham, T. R. Christianity battles the influence of “new” cults / T. R. Eastham // Burlington Hawk Eye. - 1980. - 26 Sept. - P. 6.
31. Ehrhardt, A. Christianity before the Apostles Creed // The Harvard Theological Review. - 1962. - Vol. 55:2. - P. 73-119.
32. Eister, A. W. An Outline of a Structural Theory of Cults // Journal for the Scientific Study of Religion. – 1972. – Vol. 11. – P. 319-333.
33. Eister, A. W. Toward a Radical Critique of Church-Sect Typologizing: Comment on “Some Critical Observations on the Church-Sect Dimension” // Journal for the Scientific Study of Religion. – 1967. – Vol. 6:1. – P. 85-90.
34. Freedman, M., Topley M. Religion and Social Realignment among the Chinese in Singapore // The Journal of Asian Studies. – 1961. – Vol. 21:1. – P. 3-23.
35. Gallagher, E. V. The New Religious Movements Experience in America. – Westport: Greenwood press, 2004. – 297 p.
36. Givens, T. L. The Viper on the Hearth. Mormons, Myths, and the Construction of Heresy. - New York, Oxford: Oxford University Press, 1997. - 205 p.
37. Grant, P. S. Socialism and Christianity // The North American Review. - 1909. - Vol. 190:645. - P. 145-157.
38. Great Movement in Religion // Morning herald. - 1838. - 17 January. - P. 1.
39. Green, H. A. Suggested Sociological Themes in the Study of Gnosticism // Vigiliae Christianae. - 1977. - Vol. 31:3. - P. 169-180.
40. Holly Rolling // The Corvallis times. - 1903. - 4 November. - P. 2.
41. Jarvie, I. C. Theories of Cargo Cults: A Critical Analysis // Oceania. – 1963. – Vol. 34:1. – P. 1-31.
42. Kishimoto, H. The Problem of Religion and Modernization in Japan // Contemporary Religions in Japan. – 1960. – Vol. 1:3. – P. 1-19.
43. Lamb, H. The Indian Merchant // The Journal of American Folklore. – 1958. – Vol. 71:281. – P. 231-240.
44. Leuba, J. Psychoterapic cults: Christian Science; Mind Cure; New Thought / J. Leuba // The Monist. - 1912. - Vol. 22. - P. 348-360.
45. Marmorstein, A. The Unity of God in Rabbinic Literature // Hebrew Union College Annual. - 1924. - Vol. 1. - P. 467-499.
46. McFarland, N. H. The Rush Hour of the Gods. A Study of New Religious Movements in Japan. – New York & London: The Macmillan Company, 1967. - 267 p.
47. Melton, G. J. An Introduction to New Religions // The Oxford Handbook of New Religious Movements. Ed. by James Lewis. – Oxford: Oxford University Press, 2004. – 554 p.
48. Merron, G. D. The Conflict of Christ and Christianity // The Advocate and news. - 1898. - 7 December. - P. 2.
49. Neureligionen : Stand ihrer Erforschung in Japan. Ein Handbuch. Hrsg. von Inoue Nobutaka. – Wiesbaden : Harrassowitz Verlag, 1995. – 379 s.
50. New and Singular Religious Movement in the East // The New York herald. - 1844. - 29 December. - P. 2.
51. New Books // The Kinsley graphic. - 1898. - 11 March. - P. 1.
52. New Religious Movement // Meigs County telegraph. - 1853. - 14 June. - P. 1.
53. New Religious Movement // The New York herald. - 1843. - 13 November. - P. 2.
54. New Religious Movements in Germany // The New York herald. - 1845. - 8 June. - P. 2.
55. Parsons, T. Religion in Postindustrial America: The Problem of Secularization // Social Research. – 1974. – Vol. 41:2. – P. 193-225.
56. Pratt, J. B. India and its Faiths. A Traveler`s Record. - Boston & New York : Houghton Mifflin Company, 1915. - 483 p.
57. Project for a Center of New Religious Movements at the University of Lancaster (England) // Africa: Journal of the International African Institute. - 1970. - Vol. 40:3. - P. 275-276.
58. Quiz: Youth and the New Religions // Gazette Telegraph, Colorado Springs. - 1977. - 1 May. - P. 3E.
59. Religious Scholars Say Authoritarian Cults Declining // Colorado Springs Gazette. - 1978. - 14 Dec. - P. 5F.
60. Religious Spring Meeting // Morning herald. - 1839. - 4 May. - P. 2.
61. Ried, G. New Religious Movements in China // Church Missionary review. - 1925. - Vol. 76:849. - P. 15-26.
62. Rodden, B. “Moonies” open training center in Hudson // Portsmouth Herald. - 1978. - 29 August. - P. 20.
63. Saliba, J. A. Understanding New Religious Movements. – Walnut Creek: Altamira Press, 2003. – 293 p.
64. Schismaticism of Bishop Cummins // Memphis daily appeal. - 1873. - 19 November. - P. 2.
65. Stevens, A. The History of the Religious Movement of the Eighteenth Century called Methodism. – New York: Publ. by Carlton & Porter, 1859. – 520 p.
66. Tamura, Y. Religion and Modern Life II: A Report of Three Round Table Conferences // Contemporary Religions in Japan. - 1960. – Vol. 1:4. - P. 35-56.
67. Temple, B. Persia and the Regeneration of Islam // Journal of the Royal Society of Arts. - 1910. - Vol. 58:3001. - P. 652-665.
68. The amount of contributions // The New York herald. - 1843. - 30 August. - P. 2.
69. The Brahmo-Somaj // Vermont phoenix. - 1874. - 13 November. - P. 1.
70. The first American religious mission to Japan // Alexandria gazette. - 1859. - 2 February. - P. 2.
71. The Handbook on Cults and Sects in America. Part. A. Ed: Bromley D.G. Hadden J. K. - Greenwich-London: JAI Press inc., 1993. - 291 p.
72. The Handbook on Cults and Sects in America. Part. B. Ed: Bromley D. G. Hadden J. K. - Greenwich-London: JAI Press inc., 1993. - 229 p.
73. The New Religious Movements in Germany // Times and Seasons. – 1845. – Vol. 6:2. – 15 June. – P. 940-941.
74. The Salvation Army // The New Orleans daily Democrat. - 1879. - 13 July. - P. 9.
75. Thomson, W. The Atoning Work of Christ, viewed in Relation to some Current Theories, in Eight Sermons, Preached before the University of Oxford. - Oxford: Printed by J. Wright to the University, 1853. - 311 p.
76. Turner, H. A Further Dimension for Missions: New Religious Movements in the Primal Societies // International Review of Missions. - 1973. - Vol. 62:247. - P. 321-337.
77. Turner, H. W. A Methodology for Modern African Religious Movements // Comparative Studies in Society and History. - 1966. - Vol. 3:3. - P. 281-294.
78. Turner, H. W. A Typology for African Religious Movements // Journal of Religion in Africa. - 1967. - Vol. 1:1. - P. 1-34.
79. Turner, H. W. Study Centre for New Religious Movements: A Contribution to Inter-Cultural Understanding and Third World Development // Turner, H. W.Religious Innovation in Africa. Collected Essays on New Religious Movements. – Boston: G. K. Hall & Co, 1979. – P. 331-336.
80. Up to 26 Million Believed Involved In 5000 Religious Cults In America // Toledo Blade. - 1978. - 25 Nov. - P. 4.
81. van der Kroef, J. M. The Changing Class Structure of Indonesia // American Sociological Review. - 1956. - Vol. 21:2. - P. 138-148.
82. Vlastos, G. Theology and Philosophy in Early Greek Thought // The Philosophical Quarterly. - 1952. - Vol. 2:7. - P. 97-123.
83. Wallace, A. New Religions among the Delaware Indians, 1600-1900 // Southwestern Journal of Anthropology. – 1956. – Vol. 12:1. – P. 1-21.
84. Watanabe, B. Modern Japanese Religions. Their Success Explained // Monumenta Nipponica. - 1957. - Vol. 13:1/2. - P. 153-162.
85. Williams, M. War`s Spiritual Causalities Strengthen Old Quest for Secret of Immortality // New-York tribune. – 1918. – 17 Febr. – P. 3.
86. Wilson, B. Millennialism in Comparative Perspective // Comparative Studies in Society and History. – 1963. – Vol. 6:1. – P. 93-114.
87. Woodard, W. P. A Statistical Survey of Religions in Japan // Contemporary Religions in Japan. - 1961. - Vol. 2:4. - P. 25-106.
88. Wuthnow, R. World Order and Religious Movements // New Religious Movements: A Perspective for Understanding Society. Ed. Eileen Barker. – New York & Toronto: The Edwin Mellen Press, 1982. – P. 47–65.
89. Yinger, M. Religion and Social Change: Functions and Dysfunctions of Sects and Cults among the Disprivileged // Review of Religious Research. – 1963. – Vol. 4:2. – P. 65-84.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена анализу процесса распространения на территории Беларуси новых религиозных движений в период 1990-х гг., учитывая особенности преобразования законодательства, регулирующего вопросы свободы совести. Рассмотрены особенности путей проникновения и осуществления миссионерской, проповеднической и вероучительной деятельности руководителей религиозных образований и верующих; отличительные черты догматических установок, культовых практик, физического и психологического воздействия идеологии новых религиозных движений на сознание последователей.
В 1923 году в Джаубат Бургаль – небольшой алавитской деревне в западной Сирии – появился молодой «пророк». Его звали Салман Муршид, он говорил о скором приходе Судного Дня и призывал алавитов к спасению через покаяние. Вскоре его религиозное миссия трансформировалась в эгалитарное политическое и социальное движение. Постепенно Салман Муршид стал одним из самых влиятельных вождей алавитов и влиятельным сирийским политиком. Даже после его казни в 1946 году племя гассанидов, основанное им из разных алавитских кланов, не исчезло, а было преобразовано его сыновьями Муджибом (1930-1952) и Саджи (1932-1998) в самостоятельную религиозную общину муршидия. После прихода к власти Хафеза Асада новая община была признана и инструментализована новым режимом. Как бы то ни было, история общины Салмана, ее превращение в политическое движение, а затем в независимую религиозную общину, неотделима от истории Сирии в XX веке. Описание религиозных доктрин и анализ истории муршидитов во многом основаны на результатах полевых исследований, предпринятых автором в 2010 году.
Статья представляет собой попытку определить статус адептов неиндийского происхождения в неоиндуистских религиозных движениях и культах, а также разграничить термины «индуизм», «неоиндуизм» и «псевдоиндуизм». Предлагается термин «индуиствующие» (по аналогии с «иудействующими», или «жидовствующими», параиудейскими и парахристианскими сообществами) применимо к одной из категорий последователей неоиндуизма.
В статье освещены вопросы возможностей и принципов ограничения свободы совести и религии. Подходы и принципы ограничения свободы совести и религии рассмотрены с точки зрения международного права и правоприменительной практики Европейского суда по правам человека. Автором выделены разные подходы к ограничению свободы совести в индивидуальном и в коллективном измерении при определении полномочий государства в ограничении свободы совести и религии. Требования и критерии при применении действий ограничительного характера при реализации свободы совести и религии раскрыты на основании анализа практики Европейского суда.
В истории религий Индонезии значимое влияние оказали индуизм, буддизм, христианство и ислам. Мусульмане представляют собой подавляющее большинство населения, христиане являются наибольшим религиозным меньшинством. Из-за гетерогенного членства в официально признанных религиях также и внутри партнерских по отношению к государству религий существует относительно высокий потенциал критического и отклоняющегося от их нормативов поведения и мышления. Вследствие государственных преференций исламу формируются различные стратегии приспособления автохтонных религиозных традиций к государственным нормам. Несмотря на ограничения, установленные государственными нормами, в Индонезии представлен широкий спектр автохтонного религиозного многообразия внутри и вне конституционно признанных религий. Социально-экономическое доминирование католицизма повлияло на трансформацию традиционного леволемского мифа о сотворении мира. Автохтонная религия может относительно быстро интегрировать в себя инновационные отклонения от традиции, если общество, находящееся в новой экономической и социальной ситуации, готово признать эти инновации за якобы искони существовавшую часть традиционных религиозных представлений.
В материале рассматривается случай с явлением Богородицы и святых двум девочкам, который произошел в окрестностях г. Яшуны Виленско-Трокского повета в 1930 году. История была чрезвычайно резонансной для своего времени и привлекла большое количество паломников. Сделана попытка представить произошедшее «чудо» с нескольких точек зрения: священника, журналистов, непосредственного их участника и ученых. Приводятся аналогичные происшествия, имевшие место на территории Беларуси в XIX – XX в., делается их краткий анализ.
В статье представлен анализ вероучения современной новой религиозной организации «Синтез Фа», имеющей оккультно-мистическую направленность. В вероучении выделены следующие составляющие: теория формирования мироздания, иерархия «высших сил» и их требования по отношению к человечеству, мистическая практика, направление социального преобразования общества, способы ведения коммерческой деятельности. Среди особенностей вероучения «Синтеза Фа» описана его неогностическая иерархическая политеистическая структура мироздания. Также рассматривается политический проект данной организации по переходу общества в социальную общность нового типа.
Издательство
- Издательство
- МинДА
- Регион
- Беларусь, Минск
- Почтовый адрес
- Минск, Зыбицкая ул., 27
- Юр. адрес
- Минск, Зыбицкая ул., 27
- ФИО
- Архимандрит Афанасий (Соколов) (Ректор)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://minda.by/