Архив статей

Социально-правовой статус административного и профессорско-преподавательского состава Западно-Сибирского учебного округа в 1885–1918 гг. (историографический аспект) (2025)
Выпуск: Том 27, №3 (2025)
Авторы: Рагимова Камила Зейдулаховна

Статья посвящена истории исследований социально-правового статуса административного и профессорско-преподавательского состава Западно-Сибирского учебного округа в 1885–1918 гг. Актуальность исследования обусловлена: 1) недостаточной изученностью исследуемого вопроса в отечественной историографии, а также квалитативной и квантитативной неравномерностью источников, посвященных анализу статуса чиновников в сфере образования; 2) отсутствием инструментария, выявляющего взаимовлияние социально-правового статуса чиновников и развитие системы образования, неопределенностью методологических и аксиологических позиций, в рамках которых рассматривалась проблема. Цель исследования – определить степень изученности социально-правового статуса административного и профессорско-преподавательского состава Западно-Сибирского учебного округа в 1885–1918 гг. в исторической науке и на этой основе обозначить направления научных исследований в имперской, советской и российской научной литературе. Исследование опирается на принципы объективности, историзма и системности. Историографический анализ основан на проблемно-хронологическом принципе. Обзор работ в зависимости от хронологических рамок, методологических подходов и вопроса сферы исследования разделен на три периода: дореволюционный (1874–1917 гг.), советский (1917 – конец 1980-х гг.) и постсоветский (начало 1990-х гг. – настоящее время). Результат работы состоит: 1) в определении вклада исследователей в изучение истории системы образования Российской империи; 2) в анализе роли как дореволюционных работ, так и исследований советского и постсоветского периодов, рассматривающих систему образования именно Западной Сибири; 3) в раскрытии взглядов ученых на проблему формирования социально-правового статуса административного и профессорско-преподавательского состава Западно-Сибирского учебного округа; 4) в выявлении методологических позиций, с помощью которых авторы исследовали проблему.

Сохранить в закладках