В статье рассмотрены налоговые инструменты государственного регулирования в сфере роста инвестиций и обновления основных фондов. Проанализирована динамика притока инвестиций в основной капитал, изучены факторы, влияющие на объем и темпы роста инвестиций. Для стимулирования привлечения инвестиций и обновления основных фондов государство может использовать различные инструменты: финансовые, денежно-кредитные, налоговые. В статье выделены основные инструменты налогового характера, проведено их сравнительное описание. Указаны особенности специальных инвестиционных контрактов, выделены их схожесть и различия.
Целью данной статьи является изучение состояния наиболее крупных отечественных IT-компаний в условиях санкций. Автором рассмотрены топ-100 компаний из рейтинга TAdviser за 2023 г. Выявлены диспропорции между производителями аппаратного обеспечения (АО) и программного обеспечения (ПО). Рассмотрены общие проблемы экономики, вызванные санкциями, а также то, как государство стремится их нивелировать посредством дотаций и налоговых послаблений для компаний и сотрудников. На основе полученных данных проведен SWOT-анализ IT-сферы экономики Российской Федерации. Выявлено, что санкции наиболее сильно ударили именно по иностранным компаниям, действующим на российском рынке, что дает отечественным разработчикам возможности для активного роста. Повышенное внимание к отечественным IT-компаниям также связано с необходимостью замены иностранного оборудования и программ, используемых на современном этапе органами государственной власти и системообразующими предприятиями Российской Федерации. Данные факторы выступают причиной повышения активности взаимодействия органов государственной власти нашей страны и IT-предприятий.
Статья посвящена комплексному анализу инструментов государственного регулирования цифровой экономики Российской Федерации, что придает работе практико-ориентированный характер. Обоснована двойственная природа цифровизации: с одной стороны, она способствует созданию высокопроизводительных рабочих мест, автоматизации промышленных и административных процессов, снижению транзакционных издержек и доступности государственных сервисов; с другой — усиливает риски киберугроз, технологической безработицы, олигополизации цифрового рынка, а также углубляет региональные диспропорции и кадровый дефицит. Для нивелирования указанных угроз государство задействует многоуровневую систему мер, ядром которой является национальный проект «Цифровая экономика» и девять взаимодополняющих федеральных проектов — от формирования гибкой нормативной среды и развития информационной инфраструктуры до подготовки кадрового потенциала и масштабирования искусственного интеллекта. В работе показано, что координационная платформа АНО «Цифровая экономика» служит интерфейсом взаимодействия бизнеса и власти, обеспечивая аналитическую поддержку, тиражирование лучших практик цифровой трансформации и разработку инициатив эффективного регулирования. Ключевой акцент сделан на стимулирующие механизмы: «цифровые песочницы», налоговые преференции, льготное кредитование, упрощенные госзакупки и программы профессиональной переподготовки, которые совместно формируют благоприятную институциональную среду для ИТ-компаний. Особое внимание уделено институту «цифровых песочниц» как форме экспериментальных правовых режимов, минимизирующих регуляторные барьеры и ускоряющих коммерциализацию инноваций. Выявлены социально-экономические эффекты комплексных налоговых и кадровых льгот для ИТ-отрасли, обеспечивающих рост валовых внутренних затрат на цифровую экономику до 5,2 трлн руб. и выводящих Россию в ТОП-10 рейтинга GovTech Maturity Index. Приведенный аналитический обзор может служить методологической основой для дальнейших исследований и разработки стратегических рекомендаций.