Архив статей журнала
Актуальность исследования связана с отсутствием в российской правовой доктрине комплексного анализа причин правоприменительной асимметрии, включая субъективную трактовку «интересов ребёнка» и отсутствие процессуальных критериев оценки родительской компетентности. Практическая значимость работы заключается в её направленности на гармонизацию законодательства и правоприменительной практики, что соответствует целям защиты прав ребёнка.
Цель. Исследование направлено на выявление системных правовых барьеров, ограничивающих реализацию отцовских прав в судебной практике, и разработку рекомендаций по внесению изменений в семейное законодательство с целью минимизации гендерно обусловленных предубеждений при определении места жительства ребёнка.
Задачи: выявить дискриминационные паттерны в спорах о месте жительства ребёнка через анализ судебной практики, проанализировать коллизии применения норм Семейного кодекса Российской Федерации о равноправии родителей и предложить механизмы устранения гендерных предубеждений в юрисдикционной деятельности.
Методология. Исследование основано на синтезе сравнительно-правового анализа судебной практики, качественного casestudy и системного подхода к оценке правоприменительных коллизий в рамках норм Семейного кодекса Российской Федерации, направленных на минимизацию субъективизма при определении места жительства ребёнка.
Результаты. Анализ более 120 судебных решений выявил, что в 73% случаев отцам отказывали в изменении места жительства ребёнка из-за стереотипного восприятия родительских ролей, несмотря на наличие доказательств их компетентности. Разработаны критерии оценки «интересов ребёнка» (привязанность, условия воспитания, психологическая экспертиза) и предложены поправки в статью 66 Семейного кодекса Российской Федерации, закрепляющие презумпцию совместной опеки как механизм минимизации гендерных предубеждений.
Вывод. Исследование подтвердило наличие системной дискриминации отцов в судебной практике, обусловленной гендерными стереотипами и пробелами в интерпретации норм Семейного кодекса Российской Федерации. В качестве правового решения предложена модель гармонизации законодательства через презумпцию совместной опеки, стандартизацию оценки родительской компетентности и внесение изменений в статью 66 Семейного кодекса Российской Федерации.