Архив статей журнала
Статья посвящена исследованию контроля как функции государства через призму используемых в науке лингвистических конструкций и этимологии термина «контроль». Авторами последовательно обоснована позиция, в соответствии с которой контроль как функция государства может быть рассмотрен в качестве формы нормативно закрепленного сознательного и социально одобряемого процесса функционирования и развития системы государственного управления. Кроме того, контроль имеет специфические черты, выраженные в потребности поддержания порядка и осуществлении регулирующих действий, выполняемых специальной подсистемой в рамках механизма государства, который является организованной и институционализированной системой более высокого порядка.
Аргументирована гипотеза о том, что особенность государственной контрольной функции заключается в выделении ее в самостоятельное направление государственной деятельности с целью систематизации юридической практики в рамках взаимодействия «субъект — объект контроля», выявлении причин и условий, способствующих отклонению от нормативно установленной модели поведения, и возвращении в русло нормативно предусмотренного, социально одобряемого функционирования. Контроль как функция государства направлен на улучшение институтов государства и вне государственной деятельности. При этом эффективная система контроля в рамках государственного управления основана на результатах юридической практики.
Авторами проанализированы проблемы формирования и развития навыков креативности будущих юристов в сфере правотворчества, а также представлены результаты открытого анкетирования, позволившего выявить не только знания студентов о природе правотворчества, но и их желание и умение в будущем создавать законы. В статье рассмотрены варианты правотворческой деятельности, проведен сравнительный анализ различных взглядов на этот процесс. Показаны педагогические инструменты, которые развивают креативность и могут разнообразить учебный процесс в вузе. Утверждается, что именно применение нестандартных форм и методов обучения студентов-юристов способствует достижению целей правотворчества и профессионально-личностному совершенствованию будущего профессионала. Сделан вывод о том, что развитие креативности в сфере правотворчества является актуальной проблемой современного юридического образования, которую можно решить с помощью специальных юридико-педагогических инструментов, позволяющих сделать учебный процесс более творческим и профессионально ориентированным.