Архив статей журнала
Обоснование. Статья посвящена изучению личностных особенностей инженерно-техническогоперсонала с различной восприимчивостью к негативной информации. Данная тема является актуальной в связи с быстрым ростом технологий, постоянными изменениями экономической ситуации и глобальными вызовами, которые могут провоцировать снижение эффективности производственной деятельности. Цель: изучение личностных особенностей инженерно-технического персонала с различной восприимчивостью к негативной информации. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 100 человек (52 мужчины и 48 женщин) в возрасте от 18 до 69 лет, имеющих инженерно-технические специальности. В эмпирической части исследования были применены следующие психодиагностические методики: характерологический тест К. Леонгарда - Н. Шмишека, тест «Жизнеспособность человека» (ТЖЧ) Е. А. Рыльской, опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена и Н. Эпштейна. Была разработана авторская анкета, позволяющая оценить типичную реакцию человека на негативную информацию. В качестве средства математической обработки данных применялась компьютерная программа SPSS Statistics 27.0. Для анализа полученных данных использовались математические методы: сравнительный анализ с применением критерия Краскела - Уоллиса, корреляционный анализ с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Результаты. Установлено, что восприятие негативной информации различно у лиц с разными типами акцентуаций характера. Выявлены различия в восприятии негативной информации у лиц с разными показателями жизнеспособности и эмпатии. Доказано, что личностные особенности респондентов с разной восприимчивостью к негативной информации связаны между собой, формируя определенную иерархическую структуру. Заключение. Теоретически обоснован и эмпирически исследован комплекс личностных особенностей инженерно-технического персонала с различной восприимчивостью к негативной информации в условиях неопределѐнности. Результаты исследования могут быть полезны для руководителей организаций, стремящихся обеспечить стабильность и успешное развитие организации. На основе полученных результатов могут быть разработаны программы поддержки сотрудников в условиях стресса, что будет способствовать улучшению их физического и психологического состояния, усилению мотивации, увеличению производительности.
Обоснование. Жизнеспособность позволяет человеку адаптироваться к изменяющимся условиям среды и решать возникающие жизненные задачи. В ранее проведенных авторами исследованияхотмечена важность жизнеспособности руководителей школ для решения профессиональных задач, а также влияние организационной культуры и результатов обучения на актуализацию личностных особенностей и социально-профессиональных характеристик руководителей. В исследовании поднимается вопрос об особенностях проявления жизнеспособности у руководителей, имеющих различные (позитивные или негативные) предпочтения при оценке событий и окружения, а также проявляющих разный уровень готовности к инновационной деятельности. Цель: изучить спецификужизнеспособности руководителей школ в зависимости от вариантов их инновационной активности и валентности оценочного стиля (оценочных предпочтений). Материалы и методы. В выборку вошли начинающие руководители школ со стажем до трех лет (41 человек). Использованы методики:«Жизнеспособность человека» (Е. А. Рыльская); «Выбор пословиц» (Н. В. Маркина), Оценочный стиль/Evaluation Style/ES (Н. В. Батурин, И. В. Выбойщик); «Определение успешности» (Е. Е. Сапогова, И. В. Трухачева). Статистическая обработка проведена с использование критерия ранговой корреляции Спирмена и U-критерия Манна - Уитни. Результаты. Выявлены особенности выраженности и взаимосвязей жизнеспособности человека с показателями оценочного стиля, отношения к успеху и ценностно-смысловыми установками при активном и ситуативно-осторожном варианте инновационной активности, а также при позитивной («оптимистическом» восприятии окружающего) и негативной («пессимистическом» восприятии окружающего) валентности оценочного стиля. Заключение. Предпочтения позитивных или негативных оценок (оценочного стиля) и степень готовности к инновационной деятельности характеризуют особенности активизации различных проявлений жизнеспособности для решения профессиональных задач.