Архив статей журнала
Цель: изучение динамики функционально-эмоционального состояния на фоне проведения курса авторского метода виброакустического массажа поющими чашами.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 20 человек (16 женщин и 4 мужчин) в возрасте 18-60 лет. Всем им был назначен и проведен курс виброакустического массажа поющими чашами, реализуемый по авторской методике. До начала курса, сразу после него и спустя 2 недели проводилось диагностическое исследование на аппаратно-программном комплексе РОФЭС с определением таких интегральных показателей, как функциональное состояние (ФС), адаптационный потенциал (АП), психоэмоциональное состояние (ПЭС), вегетоэмоциональный статус (ВЭТ) и симпатический/парасимпатический баланс (СПБ).
Результаты. Через 2 недели после окончания процедур наблюдалось изменение частоты вариантов ВЭТ за счет увеличения варианта «относительное равновесие» (p = 0,009). Изменения АП (p = 0,020), СП (p = 0,008) и ВЭТ (p = 0,051) носили разнонаправленный характер ко времени окончания курса и через 2 недели после его окончания. Среднее значение АП сначала уменьшалось до 13 ± 0,10 %, а через 2 недели возрастало до 27 ± 0,13 %. Для СПБ и ВЭТ эти значения составили соответственно 1,84 ± 0,37 балла и 2,69 ± 1,0 балла к моменту окончания курса, а через 2 недели - 1,37 ± 0,50 балла и 1,79 ± 1,18 балла.
Заключение. Результаты проведенного исследования дают основание полагать, что виброакустический массаж с использованием поющих чаш, выполняемый по авторской методике, влияет на механизмы адаптации человека: через 2 недели после окончания курса наблюдались положительные изменения, связанные с усилением парасимпатических влияний, повышением адаптационного потенциала и улучшением психоэмоционального состояния.