ISSN 2304-7488
Языки: ru · en

Архив статей журнала

ПОКЛОНЕНИЕ ДУХУ-ХОЗЯИНУ ВОДЫ В ШАМАНСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ ЯКУТОВ (2024)
Выпуск: № 2 (42) (2024)
Авторы: ЕФИМОВА ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА, Миронова М. Т.

В работе проанализированы тексты пяти камланий якутских шаманов двух региональных традиций, посвященных поклонению духу-хозяину воды. Использованы методы сравнительно-сопоставительного, структурносемантического анализа текстовых материалов, записанных И. А. Худяковым во второй половине XIX в. в Верхоянском округе, А. А. Поповым в начале XX в. в Вилюйском округе. Авторы приходят к выводу, что носители северной верхоянской и вилюйской региональных фольклорных традиций, расположенных далеко друг от друга в территориальном плане, одинаково поклонялись духам-хозяевам воды. Поклонение выражалось в аналогичных обрядовых действиях, в их вербальной части - в шаманских алгысах. В алгысах шаманы двух традиций обращались к одним и тем же адресатам - духам-хозяевам морей, озер, рек. Вилюйские якуты, живущие теперь далеко от моря, сохранили поклонение бай^ал иччитэ ‘духу-хозяину моря’, одному из ранних объектов поклонения только в шаманском фольклоре. Шаманские алгысы двух региональных традиций якутов имели одинаковые адресаты, аналогичную композиционную структуру.

Сохранить в закладках
ЭПИЧЕСКАЯ ТИРАДА И ДЕТСКАЯ СТИХОТВОРНАЯ СКАЗКА В ИСПОЛНЕНИИ О. К. ДАРЫМА (2024)
Выпуск: № 2 (42) (2024)
Авторы: ДОНГАК УРАН АЛДЫН-ООЛОВНА

В статье рассматривается принцип стихосложения тувинского героического сказания маадырлыг тоолдар. Автор обращается к нескольким текстам героического эпоса тувинцев, в частности, «Хунан-Кара», «Танаа-Херел», «Баян-Тоолай», и на их примере показывает, что основной единицей стихотворного текста тувинского эпоса является эпическая тирада. Смена речевых отрезков, границы которых маркируются ритмическими определителями - предикатами, создает соразмерность и некоторую ритмичность в эпическом поветствовании. Автор статьи обращает внимание на средний объем эпической тирады, ее структуру и роль двусложных слов, клаузулы и аллитерации в ритмизации эпического текста. Анализ авторской сказки для детей О. К. Дарыма, известного собирателя, фольклориста, многие годы работавшего для публикации разных жанров тувинского фольклора, в том числе нескольких крупных героических сказаний, показывает, что О. К. Дарыма в своем авторском произведении «Краткая сказка для детей», состоящем из 45 поэтических строк, использует композиционный прием тувинских героических сказаний маадырлыг тоолдар - эпическую тираду. Выявление стихотворной структуры данной сказки О. К. Дарыма, изложенной в традиционной манере устного повествовательного исполнения, дает возможность исследователям изучить богатое тувинское народное стихосложение.

Сохранить в закладках
ЗАМЕТКИ О ДАСТАНЕ «КУНДУЗ И ЮЛДУЗ», ИСПОЛНЕННОМ ЭРГАШЕМ ДЖУМАНБУЛБУЛЬ ОГЛЫ (2024)
Выпуск: № 3 (43) (2024)
Авторы: Мирзаева Б. Т.

В статье анализируются научные заметки Ходи Зарифова в исследовании эпоса «Кундуз и Юлдуз». Впервые ныне известный дастан был подготовлен к печати Ходи Зарифовым в 1963 г. Данный труд представляет собой академическое издание. Запись дастана «Кундуз и Юлдуз» была сделана во время экспедиции в с. Кыркшоди, где в это время проходила большая свадьба. Сказитель Эргаш шаир был одним из приглашенных гостей на свадьбу. Сказитель, исполняя эпос, виртуозно в текст дастана вводил происходящие на свадебной церемонии события, а именно обычаи, обряды, ритуалы, все органично вплетая в ткань эпоса в рамках эпической традиции.

Сохранить в закладках