В первой половине XX века астрономия перестала быть уделом одиночек. Масштабные теоретические исследования, проектирование, создание и эксплуатация крупных телескопов, наблюдательные проекты – все это требовало объединения усилий не только отдельных ученых, но и целых научных коллективов и учреждений. В 30-е годы XX века перед советской астрономией встала задача создания единого органа, который взял бы на себя координацию развития обсерваторий, астрономического приборостроения и участия в международных проектах. В 1936 г. академики А.Е. Ферсман и В.Г. Фесенков представили в Президиум Академии наук СССР проект “Положения об Астрономическом совете при АН СССР”, который был утвержден 20 декабря 1936 года. Эта дата считается днем рождения Астрономического совета АН СССР – в будущем Института астрономии Российской академии наук.

Согласно “Положению” в состав Астрономического совета (Астросовета) входили все астрономы – члены Физической группы АН СССР (аналог современного Отделения физических наук). Возглавлялся он Президиумом, первыми членами которого были акад. А.Ф. Иоффе (руководил работой совета в первые недели до утверждения кандидатуры председателя), акад. В.Г. Фесенков (он и стал первым председателем Астросовета), акад. С.И. Вавилов, проф. Б.П. Герасимович, проф. А.А. Михайлов и другие видные астрономы.

Первоначально в компетенцию Астросовета входила только координация исследований в области наземной оптической астрономии, которые проводились в СССР астрономическими организациями, принадлежавшими как Академии наук, так и другим ведомствам. Помимо этого на протяжении шести десятилетий Астросовет проводил научные совещания, налаживал снабжение обсерваторий светоприемниками, готовил научные экспозиции в СССР и за рубежом, в качестве национального комитета представлял астрономов СССР в Международном астрономическом союзе, т. е. выполнял все функции академического научного совета. При этом, как и в других научных советах, оплачивался только труд ученого секретаря (и одного – двух технических помощников). Остальные члены совета, включая председателя, работали на общественных началах. В частности, первый председатель Астросовета В.Г. Фесенков в то же время (1936-1939 гг.) был директором ГАИШ МГУ, а акад. А.А. Михайлов в 1947-1963 гг. совмещал председательские обязанности с постом директора Пулковской обсерватории.

В развивающейся системе АН СССР научные советы создавались, ликвидировались, укрупнялись и т. д. в соответствии с логикой развития науки. Но Астрономическому совету была уготована особая судьба – стать ядром научно-исследовательского института. Долгие годы Астросоветом назывались две совершенно различные по функциям структуры – научный совет и научно-исследовательское учреждение. Эта статья посвящена , главным образом, Астросовету как центру научных исследований, ставшему впоследствии Институтом астрономии РАН.

Начало собственных исследований в Астрономическом совете относится к послевоенным годам. Первым крупным проектом стала работа по созданию “Общего каталога переменных звезд” (ОКПЗ), начатая по поручению Международного астрономического союза в 1946 г. под руководством П.П. Паренаго и Б.В. Кукаркина. Первое издание Каталога вышло в 1947 г., второе – в 1958 г., третье – в 1969-1971 гг. К настоящему времени завершена публикация уже четвертого издания ОКПЗ в пяти томах.

Наблюдательная станция Астросовета во Французской Гвиане неподалеку от космодрома Куру. Камера АФУ-75 установлена в павильоне, построенном французскими специалистами.

Позже важнейшим направлением деятельности Астросовета стали наблюдения искусственных спутников Земли (ИСЗ), подготовка к которым началась еще до запуска первого спутника. Сотрудники Астросовета под руководством А.Г. Масевич организовывали тренировки наблюдателей, занимались подготовкой специальных станций для визуальных наблюдений ИСЗ. К 1 октября 1957 г. под руководством Астросовета на территории СССР было создано 66 таких станций. В 1966 г. Астросовет приступил к созданию международной сети наблюдений ИСЗ. Для нее разрабатывалась специальная аппаратура, по договорам с зарубежными научными организациями создавались наблюдательные пункты. К 1975 г. таких пунктов в Евразии, Африке и Южной Америке было уже 28.

На них был выполнен огромный объем визуальных и фотографических, а позднее и лазерных наблюдений ИСЗ, которые использовались для исследований в области геодезии, геодинамики и геофизики. В 1961 г. Астросовет совместно с Пулковской обсерваторией (ГАО АН СССР) организовал первый в мире эксперимент по спутниковой геодезии. Кроме того, созданная Астросоветом сеть пунктов послужила основой для реализации первой глобальной геодезической программы “Большая хорда” (см.рис. ниже). К середине 80-х годов большинство станций, выполнивших свои задачи, было закрыто, а их оборудование передано университетам и другим учебным заведениям.

Полеты первых спутников сильно изменили наши представления о структуре верхней атмосферы Земли. В 1963 г. Астросовет в рамках сотрудничества академий наук с
оциалистических стран организовал наблюдения низкоорбитальных ИСЗ по программе “Интеробс”. Результатом этой программы стало обнаружение внезапных кратковременных вариаций плотности атмосферы на высотах 300-500 км.

В 1958 г. близ г.Звенигород Московской области распоряжением Президиума АН СССР была создана Звенигородская экспериментальная станция Астросовета (ныне Звенигородская обсерватория). На протяжении многих лет она была главной научной базой для разработки новых методик, аппаратуры и научных кадров для наблюдений ИСЗ. В 1975 г. Астросовет создал экспериментальную Симеизскую станцию лазерной локации ИСЗ.

В 1959 г. Президиумом АН СССР в составе Астросовета было утверждено несколько научно-исследовательских секторов. Активно развивались исследования по проблемам солнечной активности и физике Луны. Начиная с 1966 г. Астросовет совместно с Гидрометцентром СССР проводил исследования по физике солнечно-земных связей. В начале 1960-х гг. под руководством А.Г. Масевич в Астросовете была создана группа по исследованию физики и эволюции звезд, в 1970-е гг. начались работы по моделированию эволюции тесных двойных звездных систем и звездных пульсаций. В 1967 г. по предложению Э.Р. Мустеля начались исследования в области звездной спектроскопии и нестационарных звезд. С 1980 г. ведется работа по изучению закономерностей процесса звездообразования на различных пространственно-временных масштабах – от галактик в целом до одиночных звезд.

Эти исследования предъявляли повышенные требования к развитию вычислительной базы. В 1972 г. на Звенигородской научной станции был организован сектор прикладной математики и вычислительной техники. Первоначально для решения численных задач использовалась ЭВМ М-222, в 1978 г. на смену ей пришла ЭВМ ЕС-1033, а затем и более мощная ЭВМ ЕС-1045. Эти компьютеры использовались как для вычислений, так и для работы с каталогами.

В 1980 г. на базе сектора прикладной математики и вычислительной техники в составе Астросовета начал работу Центр астрономических данных (ЦАД) – советский филиал международного Страсбургского центра звездных данных. Его задачей было информационное обеспечение астрономических исследований в СССР и организация передачи мировому научному сообществу каталогов, подготовленных советскими учеными. Уже в 1981 г. база данных ЦАД содержала все наиболее востребованные каталоги, и потому на региональном уровне ЦАД стал весьма популярным, как сказали бы теперь, “центром коллективного пользования”.

На протяжении ряда лет Астросовет организовывал публикацию нескольких продолжающихся изданий. Выпускавшиеся в период 1965-1991 гг. бюллетени “Научные информации Астрономического совета” и “Наблюдения искусственных спутников Земли” были известны и популярны среди научной общественности СССР и стран социалистического лагеря. С 1940 по 1993 г. в Астросовете издавался “Астрономический циркуляр” – компактный журнал для публикации оперативной информации о научных результатах. Еще одно издание Астросовета – журнал “Переменные звезды” – публиковалось с 1946 по 1995 г. В 2005 г. его издание возобновлено в электронном виде.

“Благословляем на жизнь” – так поддержали издание Астросоветом бюллетеней “Наблюдения искусственных спутников Земли” летчики-космонавты СССР Ю.А. Гагарин, П.Р. Попович, В.Ф. Быковский, А.Г. Николаев и Г.С. Титов.
В 1986 г. в Астросовете появилось новое перспективное направление исследований – динамика звездных и планетных систем. Таким образом, к 1990 г. Астрономический совет АН СССР из координирующего органа превратился в развитое научно-исследовательское учреждение. Чтобы четко определить его статус и избежать путаницы с научным советом, в декабре 1990 г. распоряжением Президиума АН СССР Астросовет как научное учреждение был преобразован в Институт астрономии АН СССР. С 1991 года он называется Институтом астрономии Российской академии наук (ИНАСАН). За координационным советом, председателем которого стал акад. Н.С. Кардашев, осталось название Астрономический совет РАН.

В разные годы председателями Астрономического совета были крупнейшие советские ученые: акад. В.Г. Фесенков (1936-1939), акад. А.А. Михайлов (1939-1963) , чл.-корр. Э.Р. Мустель (1963-1987), акад. А.А. Боярчук (1987-1990). Акад. А.А. Боярчук стал первым директором ИНАСАН (1991-2003). С 2003 по 2016 г. директором института был чл.-корр. РАН Б.М. Шустов. С февраля 2016 года институт возглавляет чл.-корр. РАН Д.В. Бисикало

Сводная информация

Полное название
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт астрономии Российской академии наук
Короткое название
ИКФИА СО РАН
Тип
Научно-исследовательский институт