основания
фонд
фонд
Ивановская областная библиотека для детей и юношества это информационно-образовательная площадка, место общения и пространство развития творческих способностей детей и молодежи. Деятельность библиотеки направлена на формирование интереса к книге, навыков поиска и использования информации.
Свобода выбора разноплановой литературы, мероприятия для всех категорий пользователей и выставки талантливых людей делают библиотеку любимым местом встречи и культурного досуга. Ежегодно реализуются программы, направленные на поддержку чтения, творческие проекты. Библиотека участвует в ключевых всероссийских и региональных инициативах, проводит Неделю детской книги и «Библионочь». Более 25 лет в библиотеке работает театр книги «Корноватка», в репертуаре которого более 50 фольклорных постановок и литературных композиций. Ежегодно учреждение посещает более 100 тыс. чел.
Новые поступления
Лауреат премии имени Г.Х. Андерсена и обладатель медали Карнеги Дэвид Алмонд всегда заставляет читателя задуматься, что значит быть человеком. Герой его новой повести «Новенький» – робот. Он разработан в секретной лаборатории и внедрен в обычный класс обыкновенной школы. После выполнения задач робот подлежит уничтожению. Смогут ли новые друзья его спасти, обретет ли он свободу?
Автор ставит сложные этические вопросы, над которыми может задуматься и ребенок. Об искусственном интеллекте, о том, что такое человечность, о силе дружбы и о том, что важнее – деньги или человеческое существо.
Роман американской писательницы Эрин Энтрада Келли «Привет, Вселенная!» получил медаль Ньюбери – главную детскую литературную премию США и уже готовится к экранизации.
История рассказана несколькими героями, и мы видим ее то одними, то другими глазами. Она о том, как же трудно быть подростком: буллинг, одиночество, страхи, неуверенность в себе, непонимание родителей… Все это аккуратно и органично поднимается в книге. Но главное – это так называемый неслучайный случай или по-другому – помощь Вселенной. Словом, все то, что приходит к нам в нужный момент!
Робин Берман – профессор психиатрии Калифорнийского университета и дипломированный психолог. Будучи мамой троих детей, она знает, насколько важно находить компромисс между заботой и чрезмерной опекой, строгими запретами и вседозволенностью. В воспитании детей автор предлагает придерживаться «золотой середины» в педагогических крайностях: тотальном контроле, характерном для прошлых лет, и бесконечном поощрении, бытующим сегодня. Робин Берман пишет: «…помните: ребенок имеет право на любые чувства, но не на любое поведение. Установив правила, раз за разом настойчиво добивайтесь их соблюдения…».
Примечательно, что книга дополнена комментариями детей по различным вопросам и их высказываниями о своих родителях, семейных традициях и ценностях, о том, как это повлияло на их жизнь. Уверены, что практические советы писательницы помогут избежать ошибок в воспитании и выстроить глубокие эмоциональные отношения с детьми.
Юрий Робертович Вагин – кандидат медицинских наук, врач‑психотерапевт со стажем работы в психотерапии более 30 лет. Автор 8 монографий и более 50 научных статей, а также серии книг по популярной психологии. Книга «Доктор, почему Гарри Поттер?» понравится тем, кто любит вселенную о мальчике, который выжил, и интересуется психологией и психиатрией. Через интерпретацию психологии героев книг Джоан Роулинг, автор доходчиво рассказывает, как лучше смотреть на жизнь, чтобы меньше расстраиваться и переживать по мелочам.
Ю.Р. Вагин отмечает: «Наверно, нет сейчас человека, который никогда даже не слышал об авторе Джоан Роулинг и ее цикле книг о мальчике-волшебнике Гарри Поттере. Мое мнение об этих книгах – они прекрасны и волшебны, их можно не только с удовольствием читать, но и использовать для работы над собой и своими отношениями с другими людьми. Так как темы, раскрытые в этих текстах, – любовь, дружба, верность, смелость, одиночество, предательство, жертвенность, несправедливость – актуальные всегда и для всех».
Книга итальянской писательницы Виолы Ардоне вошла в состав изданий о судьбах детей на фоне малоизвестных страниц истории.
Главный герой повести семилетний Америго по программе помощи беднейшим районам Италии отправляется на другой конец страны. Жизнь ребят в приемных семьях складывается по-разному, кто-то пытается сбежать и вернуться домой, а кто-то остается в приемной семье навсегда.
Пронзительная история о детстве, любви, отношениях детей и родителей и разрушительной роли войны в жизни человека. Это книга, которая заставляет переживать, любить и ненавидеть, злиться и прощать вместе с её героями.
Рекомендуем к чтению
Сюжет романа британской писательницы Кэтрин Бартер разворачивается вокруг двух сестер, увлеченных мистикой. В основе – реальная история Маргарет и Кейт Фокс, которые считаются основоположницами спиритизма, популярного на рубеже XIX–XX веков.
Эта мистическая история, большая часть которой художественный вымысел, начинается с переезда в новый дом сестер Фокс. Чтобы развлечься, девочки пытаются убедить родителей в существовании в доме призраков. Однако вскоре в доме и правда начинают происходить мистические события.
Сюжет произведения закручен и загадочен, а граница между реальностью и обманом полностью размыта. Также в книге рассматриваются социальные проблемы того времени: борьба за права женщин и движение за отмену рабства.
«Теории айсберга» – это уютная неторопливая летняя история, созданная французским писателем Кристофером Буиксом. Главный герой книги пятнадцатилетний Ной не мыслил жизнь без океана и сёрфинга, однако несчастный случай изменил привычное существование подростка. В результате трагедии Ной получил травматическую фобию и заикание, которое сделало его замкнутым, но открыло в нем скрытый талант. Он начинает работать над рассказом для конкурса и находит человека, который обучает его писательскому мастерству.
В книге затронуто много важных тем для подростков: первая любовь, отношения с родителями, поиск себя в жизни, избавление от страхов.
Также в конце произведения можно найти список книг, которые помогли главному герою преодолеть трудности на своем пути.
Новые книги российского писателя Эдуарда Веркина представляют собой дилогию, главный герой которой, Виктор, поначалу молодой писатель, а через десятилетие – состоятельный бизнесмен, неожиданно сталкивается с трагедией. В прошлом, оказавшись в командировке в городе Чагинске, он с друзьями пытался отыскать двух пропавших местных мальчиков. Тогда поиски оказались безуспешными: ни мальчики, ни виновники их исчезновения не были найдены. За прошедшее с той поры время жизнь Виктора очень изменилась, однако неизвестный вдруг напомнил ему о давних страшных событиях. Герой вновь отправляется в Чагинск, чтобы наконец поставить точку в этом запутанном деле.
Книга посвящена трудовым достижениям студентов Ивановского энергетического института (Ивановский государственный энергетический университет) с 1930-х по 1991 годы. Авторы издания основное внимание уделили работе молодежи в составе студенческих строительных отрядов. Это движение было особенно популярно среди молодежи в 1970-х годах и сегодня представляет собой очень интересный пласт истории нашей страны. Книга появилась благодаря решению, принятому в 2018 году активистами движения студенческих стройотрядов (ССО) Ивановского энергоуниверситета.
Издание посвящено 85-летнему юбилею Ивановского музыкального театра и повествует об истории этого творческого коллектива, лучших спектаклях, режиссерах и актерах, служивших в театре в разные годы. Издание адресовано прежде всего ивановским театралам. Однако, познакомиться с ним будет интересно и тем юным и взрослым ивановцам, которые увлечены историей развития культуры нашего региона.
О библиотеке
- Полное название
-
Ивановская областная библиотека для детей и юношества—
- Короткое название
-
ИОБДЮ—
- Тип
- Публичная библиотека
- Тип библиотеки
- Региональная
1922 год – открытие детского отделения при Иваново-Вознесенской городской публичной библиотеке.
1927 год – Образование Центральной городской детской библиотеки, переезд на улицу Советскую (современный проспект Ленина, угол улицы Демидова). Эта дата считается Днем рождения Областной детской библиотеки. Первый директор – Тимофеевская Лидия Константиновна, первые сотрудники – три библиотекаря.
1930 год – переезд на улицу Батуринскую, 8/1 (ныне ул. Батурина), в помещение Дома инженерно-технических работников (позднее Дворец пионеров и школьников, ныне Дворец детского и юношеского творчества).
1934 год – встреча читателей библиотеки с детским писателем Аркадием Гайдаром. Читательская конференция по книге «Дальние страны». Гайдар оставил автографы на своих книгах, сфотографировался с ребятами.
1937 год – Центральная детская библиотека переехала на улицу Крутицкую в дом № 9 и обрела, наконец, постоянное место жительства. С этого моментиа история библиотеки переплелась с историей Дома на Крутицкой.
Здание, в котором находится библиотека, примечательно: оно занесено в свод памятников истории и культуры нашего края, а построено было в конце XIX – начале XX века по проекту ивановского архитектора П.А. Трубникова (в начале это был один из корпусов ситцепечатной фабрики Фокиных, затем – первая в Советском Союзе Фабрика-кухня).
1941-1945 годы – В годы Великой Отечественной войны библиотека ни на один день не прекращала свою работу. Книга согревала детские сердца, помогала пережить лихолетье. В трудные годы войны читатели и сотрудники библиотеки собрали и передали в фонд обороны десять тысяч рублей на постройку самолета. В правительственной телеграмме, полученной библиотекой, была выражена благодарность за помощь фронту. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года восемь сотрудников библиотеки были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
1945 год – Библиотеку посетили молодые писатели Сергей Михалков и Лев Кассиль, книгами которых в эти годы зачитывалась детвора.
1955 год – Детская библиотека получила статус областной и стала методическим центром для библиотек области, обслуживающих детей. Изменилась структура библиотеки, появились новые отделы: методический, библиографический, комплектования, обработки и книгохранения.
1967 год – Открытие специализированной юношеской библиотеки. Библиотека получила статус городской и разместилась на улице Демидова, 6, в большом жилом доме, прозванном горожанами «дворянским гнездом».
1975 год – Юношеская библиотека получила статус областной с функциями методического центра по работе с книгой среди юношества. В 1994 году, накануне объединения с Областной детской библиотекой, она имела фонды 115 тысяч единиц хранения, читателей – более 15 тысяч, штат – 21 человек, площадь помещения – 420 кв. метров.
1991-1995 годы – В самом конце 1990 года здание, в котором находилась библиотека, было признано аварийным, и все организации, находившиеся в нем, были расквартированы. Началась реконструкция: Дом на Крутицкой пришлось практически строить заново, на руинах. Областная детская библиотека временно поселилась в помещении бывшего райкома партии по адресу: Пограничный переулок, д. 18. Проект капитального ремонта, концепция и структура библиотеки, принадлежали директору библиотеки А.Н. Верещагиной. В 1994 году библиотека имела фонды более 180 тысяч единиц хранения, читателей – более 17 тысяч, штат – 32 человека, площадь помещения – 475 кв. метров. Время реконструкции здания было очень беспокойным, трудным, но все же плодотворным периодом. Библиотека продолжала жить своей обычной жизнью: обслуживала читателей, пополняла фонды
1994 год – Областным комитетом по культуре и искусству принято решение об объединении Областной детской и Областной юношеской библиотек. Директором Ивановской областной библиотеки для детей и юношества была назначена Алевтина Николаевна Верещагина, заместителем директора – Людмила Михайловна Морозова. После принятия решения об объединении начато выстраивание концепции развития новой библиотеки, выработка стратегии создания единых фондов и каталогов. Хотя в стране это был не первый опыт объединения библиотек, людям, принимавшим в этом участие, было, конечно же, сложно. Ведь это было объединение двух коллективов, менялась структура, происходили кадровые перестановки. Юношеская библиотека меняла место расположения, новое здание находилось в непосредственной близости к Областной научной библиотеке, а это могло привести к усилению конкуренции, оттоку постоянных читателей. К тому же, не только аудитории, но и формы и методы работы у детской и юношеской библиотек были различны.
1995 год, 19 мая – День торжественного открытия Областной библиотеки для детей и юношества которое стало большим событием в культурной жизни города, привлекло внимание общественности, прессы, радио, телевидения и открыло новую страницу в ее истории. Проведенная реконструкция сделала Дом на Крутицкой, его внутренний облик неузнаваемым: светлые просторные залы с настенной росписью и лепным декором, высокие зеркальные потолки, мраморная лестница, фонтанчик, бьющий из камней…
Какова же была структура новой библиотеки? В основу структуры был положен возрастной принцип и принцип специализации отделов. В объединенной библиотеке начали работу отдел «Детство» (имеющий и абонемент, и читальный зал, и даже игровую комнату), абонемент «Отрочество. Юность» с двумя кафедрами выдачи, читальный зал «Юность». Девизом читального зала «Юность», который с неизменным аншлагом работал в новой библиотеке, был: «Лучше нас – только наши читатели!». В ту пору, когда интернет еще не вошел в нашу жизнь и не стал конкурентом библиотеки, сотрудники зала работали в соответствии с выбранным слоганом: качественно обслуживали читателей, поиск всегда был и остается очень тщательным, был приобретен ксерокс и услуга пошла на «ура». Чуть позднее появился читальный зал «Тинейджер» – место интеллектуального досуга, занятий по интересам, свободного чтения. Таким образом, все три возрастные группы читателей: дети, подростки, юношество – нашли в новой библиотеке свою собственную «нишу».
Кроме того, в структуре ИОБДЮ появились специализированные отделы, с узкой направленностью фонда, особенным комплектованием и сотрудниками – специалистами в той или иной отрасли знаний. Краеведческая деятельность библиотеки (собирание и хранение краеведческих материалов, ведение справочного аппарата, организация выставок, чтение лекций по истории и культуре края) сосредоточилась в новом секторе «Краеведение». Отдел искусств, притягивающий к себе любителей искусства всех возрастов (от учащихся детских музыкальных школ до профессионалов), сосредоточил в своем фонде, кроме книг, более 18 тысяч пластинок, аудиокассет и компакт-дисков.
Сотрудники отдела организационно-массовой работы стали осуществлять комплексные культурные программы, посвященные Дням российской культуры, Всероссийской Неделе детской и юношеской книги и другим праздникам. Для посетителей массовых мероприятий были открыты сразу два зала – литературно-музыкальный салон и кинозал. Существовала традиция проведения пушкинских балов, участниками которых были школьники города. В этом отделе трудились очень творческие люди, в год реализовывалось более десяти программ, действовало порядка шести клубов. Работал самодеятельный литературный театр-студия «Зоркое сердце», постановки юных артистов отличались глубоким проникновением в литературный и фактический материал, трепетностью и театральностью. Постановкам предшествовало тщательное изучение литературы, поездки по местам жизни авторов и героев пьес. В 1997 году родился новый творческий коллектив – фольклорный дуэт «Корноватка», с особым жанром мероприятий: урок-спектакль. Театрализованные постановки отличаются необычайной яркостью и талантом, информационной наполненностью, в них проявляются высокий профессионализм и артистизм, подвижничество и увлеченность. С годами дуэт преобразовался в театр книги, который вместе с большим опытом приобрел знание аудитории, огромный репертуар и заслуженную известность не только в Ивановской области, но и по всей стране. Каждое выступление «Корноватки» – это интересный и незабываемый спектакль, с авторскими находками и эксклюзивными сценариями. В репертуаре коллектива появились и моно-спектакли, и литературно-музыкальные композиции со слайд-презентациями, и целые культурно-просветительские проекты. Излюбленными темами коллектива является народная культура и творчество известных писателей, обязательный элемент постановок – это краеведение. Театр стал поистине визитной карточкой Ивановской областной библиотеки для детей и юношества.
Обслуживанием детей с ограниченными возможностями стал заниматься отдел «Забота», в функции которого входило и внестационарное обслуживание. Налажено плодотворное сотрудничество с городским, областным и районными отделами социальной защиты населения. Дети-инвалиды – постоянные гости в Доме на Крутицкой, для них проводятся праздники (к дню защиты детей, дню знаний и новому году), фестивали художественно-прикладного творчества. Хорошей традицией стали ежегодные литературно-художественные конкурсы, результатом которых стал выпуск 14 сборников творческих работ особых детей. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – это одно из наиболее важных и значимых направлений в работе библиотеки (поддержка чтения, развитие творческих способностей, организация досуга и дополнительного образования особых детей). Эта работа получила высокие оценки Министерства образования РФ, института «Открытое общество» (грант на обучение иностранным языкам). Регулярно дополняются программы «Забота» и «Надежда».
Все эти годы шел поиск наиболее правильной организации методической службы, т.к. одним из приоритетных направлений работы библиотеки является методическое обеспечение деятельности библиотек (отделов, филиалов) региона, работающих с детьми и юношеством. Методический отдел библиотеки был преобразован в отдел маркетинга и методического обеспечения библиотек области и занимался рекламно-маркетинговой деятельностью, разрабатывал целевые библиотечные программы. Был разработан фирменный стиль, создан гимн библиотеки («Дом на Крутицкой», слова Г. Уваровой, музыка Г. Стрельцовой). Активно проводились разноплановые социологические исследования, которые играли существенную роль в оптимизации работы библиотеки: помогали определять «критические зоны» и «точки роста», влияние различных факторов на библиотечные процессы (их прогнозирование, планирование, организацию). Поиск форм работы библиотеки как методического центра, активное проведение разнообразных мероприятий по повышению квалификации библиотекарей, реклама и продвижение библиотечных услуг – таковы характерные черты деятельности этого отдела.
Методический отдел стал базой создания редакционно-издательского сектора, занимающегося подготовкой к печати методических пособий для библиотек области, а также разнообразной рекламной продукции. В 1996 году из методического отдела «отпочковалось» еще одно структурное подразделение – Отдел обслуживания организаторов чтения детей и юношества «Мастер-класс». В его фонде хранилась литература по педагогике и библиотечному делу, методические материалы в помощь организации работы с детьми (большим подспорьем в их комплектовании был обмен методическими материалами с другими библиотеками). Сотрудники отдела были призваны оказывать методическую помощь библиотекарям, учителям, воспитателям.
В 1996 году было начато внедрение новой автоматизированной информационно-библиотечной системы «ЛиберМедиа» – это один из важнейших прорывов, поставивший работу ИОБДЮ на качественно новый уровень. Научная обработка литературы, особенно процесс предметизации, стали главной задачей работы отдела комплектования и обработки и информационно-библиографического отдела.
В 1996 году Ивановская областная библиотека для детей и юношества впервые в своей истории стала местом проведения Международной конференции «Дети. Книга. Библиотека». Около 130 представителей библиотечного мира из 45 регионов России и стран Зарубежья собрались, чтобы обсудить проблемы детского и юношеского чтения на пороге нового века. Девиз конференции: «Человечество обязано давать ребенку лучшее, что имеет».
В апреле 1997 года в этнографический отдел был преобразован в Медиатеку – информационный центр зарубежных культур. Этот особенный отдел предполагал особое комплектование, что было практически невозможно в тех условиях. Поистине героические усилия прикладывались для того, чтобы получить книги на иностранных языках. Необходимо было найти источники, наладить контакты с благотворительными организациями. Большую помощь в комплектовании оказали Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино, Российская государственная детская библиотека и библиотека МГИМО, Французский культурный центр и Немецкий культурный центр им. И.В. Гете. Немалый вклад в формирование фонда отдела (настоящей сокровищницы) внесли различные общественные организации и частные лица. Была налажена связь с зарубежными издательствами и периодическими изданиями. Усилия не пропали даром, была сформирована хорошая коллекция литературы на иностранных языках, собраны также аудиовизуальные носители информации. В отделе появился клуб «Лингвист», который затем стал учебным центром, который предлагал услуги уникального компьютерно-лингафонного кабинета германской фирмы ASC-Telecom (приобретен по программе «Дети России») и изучение языков (английского, немецкого, французского, испанского и итальянского), а также обучение компьютерным технологиям.
В 1999 году состоялась Международная научная конференция «Детское чтение на рубеже веков: Проблемы. Исследования. Прогнозы». В конце 1990-х в библиотеке была создана локальная компьютерная сеть, сделан большой шаг в освоении новых информационных технологий, что позволило автоматизировать многие библиотечные процессы – от обработки документов, их каталогизации и поиска до обслуживания читателей. Компьютеры прочно вошли в нашу повседневную жизнь. В 1999 году библиотека вышла в мировое информационное пространство путем подключения к глобальной сети Интернет, позднее, с появлением выделенной линии, доступ в интернет стал возможен с каждого персонального компьютера.
На рубеже столетия в ИОБДЮ была создана концепция «Шаги к читателю», ее название определяло суть, направленность развития библиотеки. Была четко определена система взглядов на библиотеку как информационно-досуговый центр для детей и юношества, по которой ИОБДЮ – это:
информационный центр, представляющий читателям лучшие образцы визуальной культуры, создающий условия для их использования, обеспечивающий доступность информации всем своим пользователям;
институт чтения, обучения чтению, привития любви к чтению;
оригинальное поликультурное учреждение, объединяющее и использующее в своей работе многие направления культурной деятельности;
«библиотека для читателя», «открытая библиотека», осуществляет повышение статуса читателя, индивидуализацию обслуживания, разработку технологии «комфортного обслуживания».
Тогда же были созданы и другие концептуальные документы: «Концепция имиджа», «Программа PR», «Концепция информатизации». Именно они определили основные направления развития библиотеки как информационного центра для детей и юношества.
Новое, что внесло время в развитие библиотеки – это проектное планирование, которое появилось в 1997 году. Всего в ИОБДЮ было разработано и реализовано более 15 проектов по разным направлениям деятельности. За счет проектной деятельности на развитие библиотеки было получено более 1 млн. 500 тыс. рублей и 250 тыс. руб. на компьютеризацию детских отделов библиотек области.
Первым проектом, получившим грантовое финансирование стал проект «Под голубыми небесами» (Президентский грант, 1998 г.) – была создана летняя площадка во дворе библиотеки, читальный зал под открытым небом.
В 2000 году ИОБДЮ стала Лауреатом конкурса «Окно в Россию» среди провинциальных учреждений культуры Российской Федерации, проводимого газетой «Культура» в номинации «Библиотека года». В 2000 году библиотека получила грантовое финансирование института «Открытое общество» на реализацию проекта «Шаги к читателю, или расширение информационного поля библиотеки» – что позволило подтянуть библиотеку на современный уровень в области информационного обслуживания. Затем, в целях оказания помощи детским библиотекам региона, был написан проект «Шаги к читателю – 2: новые возможности доступа к информации для детей Ивановской области» (грант института «Открытое общество», 2000 год) – на 10 детских библиотек были получены финансовые средства, организован конкурс «Попасть в десятку», по итогам которого для библиотек были закуплены оборудование, программное обеспечение, проведено обучение. Реализация этого проекта стала огромным вкладом в развитие детских библиотек Ивановской области, она позволила создать автоматизированные места пользователей и повысить компьютерную грамотность библиотекарей. В 1999-2006 гг. отдел «Лингвист» получил несколько грантов по программе «Возрождение» для российских немцев от федерального правительства Германии через «Немецкое общество по техническому сотрудничеству ГТЦ» и от Института им. И. Гете – все они позволили укрепить материальную базу отдела, наладить разносторонние контакты, провести разнообразные мероприятия. В 2002 году на средства гранта Министерства культуры Российской Федерации в ИОБДЮ был создан Музей детской книги. Делая ставку на проектное планирование, мы оказались правы, ведь оно сегодня лежит в основе как бюджетного, так и внебюджетного (дополнительного, спонсорского) финансирования на всех уровнях управления библиотеками.
В библиотеке начата реализация широкого спектра программ читательского развития: разработаны и общебиблиотечные, и программы отдельных структурных подразделений. Среди них: «Забота» (1996-2003) и «Надежда» (2003-2006) – программы по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья; «Добро открывает сердца» (1999-2001) – поддержка читательского развития подростков, склонных к вредным привычкам и оказавшимся в местах лишения свободы; «Солнце светит всем» (2000-2002) – поддержка детей из социально-незащищенных слоев населения. Традиционными ежегодными программами стали Неделя детской и юношеской книги, Летние каникулы, Дни российской культуры.
В 2002 году была проведена региональная научно-практическая конференция «Мир подростка и подросток в мире», в которой приняли участие специалисты, занимающиеся проблемами подростков, как из Иванова и Ивановской области, так и других городов России (Москвы, Вологды, Нижнего Новгорода, Ярославля). Тогда же на базе игровой комнаты отдела «Детство» был создан сектор «Дошкольник» с целью объединить игровое и информационное пространство, где ребенок плавно переходит от общения с игрушкой к общению с книгой. В разные годы в этом структурном подразделении работали студия литературного и творческого развития читателей «Анфис-студия», семейная гостиная «Зайка-знайка», семейный клуб «Теремок».
В 2003 году была разработана «Концепция библиотечного обслуживания детей и подростков Ивановской области», которая определяла цели и функции детских библиотек области на ближайшие пять лет. Библиотека подключилась к оптоволоконному каналу связи, с каждого компьютера открыт доступ в Интернет. 2004 год запомнился проведением межрегиональной научно-практической конференции «Равные права – разные возможности», центром внимания на которой стали дети с ограниченными возможностями здоровья.
Богатым на события стал 2007 год. Прошла всероссийская научно-практическая конференция «Библиотека и социальное партнерство». На здании, в котором располагается библиотека, была установлена мемориальная доска с памятной надписью: «Памятник истории. Первая в СССР фабрика-кухня. Открыта 29 марта 1925 года». В Музее детской книги разместилась фотогалерея «История библиотеки в лицах». Открылся информационно-образовательный медиацентр в рамках инициированного Межрегиональной общественной организацией «Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества» пилотного проекта «Создание информационно-образовательных медиацентров для детей и юношества на базе детских и детско-юношеских публичных библиотек России». Был разработан и запущен в сети официальный сайт библиотеки.
В 2008 году библиотекой была реализована объемная программа мероприятий в рамках проекта «Большое чтение», посвященного Марине Цветаевой. Прошла акция дарения книг от НКО Благотворительного фонда «Заветная мечта» библиотекам Ивановской области (на сумму более 400 тыс. руб.). Была разработана программа «Модернизации оборудования и автоматизации рабочих мест библиотеки». На сайт библиотеки выставлен электронный каталог, появилась возможность удаленного поиска документов. Прошел конкурс «Читаем всей семьей», итоги которого были подведены в рамках программы «Большое чтение». В детском отделе Савинской библиотеки прошла первая краеведческая конференция, организованная при поддержке ИОБДЮ.
В 2009 г. для детских отделов (филиалов, библиотек) Ивановского региона прошел областной конкурс «Откройте книгу», в результате которого выпущен одноименный сборник. Для молодежи прошла акция «Стоп, наркотики!» (прообраз проведения флешмобов). Электронный каталог ИОБДЮ выставлен в корпоративном каталоге области (проект курируется библиотекой Ивановского энергетического университета).
В 2010 году библиотека во второй раз получила грант Президента Российской Федерации за проект «XX век в поздравительной открытке: электронный ресурс». В 2011 году ресурс был презентован общественности и размещен в сети Интернет: http://bibliocards.ru/.
ИОБДЮ с 2011 года является участником проекта по межрегиональной аналитической росписи статей «МАРС» ассоциации региональных библиотечных консорциумов «АРБИКОН».
В 2012 году прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Молодежь в реальном и виртуальном мире». В ней приняли участие представители библиотек 11 регионов России: Москвы и Московской области, Мурманска, Пензы, Волгограда, Липецка, Костромы, Владимира, Нижнего Новгорода, Ярославской области; а также специалисты государственных муниципальных, вузовских, школьных библиотек Ивановской области, преподаватели и студенты Ивановского колледжа культуры. В рамках конференции был организован вебинар – в режиме онлайн были прослушаны выступления о новых технологиях реального и виртуального взаимодействия с читателями. Конференция подтвердила мысль о том, что сегодня возрастает роль библиотеки как территории интеллектуального свободного общения, места реализации творческих способностей и инициатив. Только разговаривая с молодым поколением на его языке, понимая его потребности, можно сделать библиотеку, книгу, чтение привлекательными и важными составляющими жизни молодежи.
Именно эта конференция определила вектор современного развития ИОБДЮ. Несмотря на развитие информационных технологий, библиотека становится центром интеллектуального общения (клубы, фестивали, творческие встречи, мастер-классы, книжные презентации). Появились игровые формы взаимодействия с читателями (интерактивные интеллектуальные игры, объединенные в конкурсные проекты). Сотрудничество библиотеки с компанией настольных игр «Мосигра», которая предоставляет библиотеке интеллектуальные настольные игры, способствует развитию эрудиции и коммуникабельности читателей библиотеки. Делается ставка на зрелищные, массовые мероприятия, акции (такие как, Тотальный диктант, Библионочь и др.).
Библиотека подобна живому организму, которому свойственно меняться, проявлять гибкость, сохранять резервы и жизнеспособность. Приспосабливаясь к условиям окружающей среды, формы существования библиотеки постоянно меняются.
Прошло двадцать лет…
По объективным причинам, исчезла потребность в больших читальных залах. И в конце 2010-х читальные залы «Юность» и «Тинейджер» претерпели масштабные изменения – появился Молодежный центр, в структуре которого есть сектор книгохранения, сектор читальный зал и сектор «Молодежные программы». Последний является двигателем развития библиотеки, сотрудники его молоды и креативны. Переехав в помещение с отдельным входом, которое раньше занимал Абонемент «Отрочество. Юность», библиотекари без особых финансовых вложений сделали современный ремонт и закипела бурная жизнь. Здесь создана комфортная обстановка, сочетающая в себе черты антикафе и коворкинг-центра, где молодежь может провести свободное время. Сотрудники отдела ведут активную работу по привлечению подростков и юношества в библиотеку. Молодежный центр – это площадка проведения различных акций, интерактивных игровых программ. Это место проведения заседаний молодежного дискуссионного клуба «В Теме», клуба «Велошкола», игротек (настольные игры) и мастер-классов (по рисованию, прикладным техникам).
Активно работает с аудиторией и отдел литературы на иностранных языках. Крепнет сотрудничество с ВУЗами, школами областного центра и муниципалитетов. Несмотря на специфику и узкую направленность отдела, широта охвата и многообразие тем и форм мероприятий – впечатляют. Сотрудники отдела организуют и участвуют в проведении разнообразных мероприятий, посвященных изучению русского и иностранных языков. Проводятся семинары для преподавателей иностранных языков, совместные мероприятия иностранной и российской молодежи. На базе отдела функционирует клуб интернациональной дружбы «Amiko» – площадка проведения интересных мероприятий с иностранными студентами, и молодежный литературный клуб «Камелия», среди тем – мифология, японская поэзия, искусство чаепития, аниме, фанфикшен и фанфики и др. В сотрудничестве с другими отделами проводятся познавательно-игровые мероприятия для дошкольников и школьников по культуре и литературе стран мира, квест-игры, масштабные выставочные проекты («Джинса», «Талисман»). Отдел реализует несколько проектов: «Иностранный язык», «Отечественные переводчики», «Многообразие культур» (интересные вечера-встречи «Солнечная Туркмения», «Монголия – Земля синего неба», «Конвент по комиксам и манге» и др.)
Большую популярность у читателей завоевали творческие выставочные проекты отдела «Искусство». Проект «Дебют» знакомит с творчеством начинающих художников, дизайнеров – молодых людей, работающих в жанре декоративно-прикладного искусства. Проект «Творческий портрет» открывает широкой аудитории творчество мастеров, чьи имена по каким-то причинам пока не приобрели широкой известности. Замечателен девиз отдела: «Делай то, что ты любишь и люби то, что ты делаешь».
Библиотека сохраняет свои фонды для будущих поколений и работает над созданием фонда редкой книги (пока это проект, т.к. собственно редких и ценных изданий не так и много, но ведется тщательное изучение имеющегося богатства, с целью его сохранения и пропаганды). Стабильно работает отдел «Детство» – по сути, библиотека внутри библиотеки: своя инфраструктура, разнообразие выставочной и массовой работы, и конечно – особая детская среда. Повзрослев, дети становятся читателями абонемента «Отрочество. Юность». Этот отдел является традиционным подразделением в структуре библиотеки со дня ее создания, но уже дважды менял свое местоположение. В 2013 году абонемент переехал в помещение большей площади, что позволило увеличить объем открытого доступа и по-новому оборудовать читательские зоны. К тому же, он теперь приближен и к книгохранилищу, что позволяет выдавать на дом не только художественную, но и отраслевую литературу. Отдел «Краеведение» стремится активизировать и координировать работу с литературой о крае.
Независимо от того, в какой отдел и зачем приходит читатель, библиотекари относятся к нему внимательно и уважительно, строят позитивный диалог и всеми силами стараются удовлетворить любой его запрос.
В последнее время возрастает объем пользования электронными ресурсами, идет уменьшение индивидуальной посещаемости и переход к посещаемости культурных мероприятий. Отрадно, что ежегодно растет посещаемость виртуальных представительств библиотеки: официального сайта, группы в социальной сети ВКонтакте. Осваивая новые технологии мы всеми силами стараемся быть доступными для читателей не только в реальном, но и в виртуальном мире.
Прошло более двадцати лет с момента рождения Ивановской областной библиотеки для детей и юношества… Это много или мало? Много, если подумать о том, сколько изменений произошло вокруг. Как сказал Роберт Оуэн: «Время меняется, а с ним меняемся и мы». Мы перешагнули через рубеж веков и оказались в XXI веке, в качественно новом мире – с его глобализацией, модификацией, интеграцией, информатизацией… Мир стал другим, и чтобы жить в нем – надо уметь соответствовать, видеть чуточку вперед – предвидеть и даже предсказывать. В то же время, для организации двадцать лет – это не слишком большой срок, это только малая часть ее существования… За прошедшие двадцать лет библиотека прошла длинный и непростой путь, пережила разные периоды: подъем и замешательство, победы и сомнения, нестандартные ситуации и изменения в библиотечном деле. Библиотекарям приходилось доказывать свою значимость, искать дополнительные средства, переосмыслять свое место в обществе, определять, кто мы и зачем нужны.
Ивановская областная библиотека для детей и юношества – библиотека специализированная и в то же время, универсальная. Мы стараемся сочетать богатые традиции с инновационными решениями, использовать весь имеющийся у нас опыт библиотечно-информационного обслуживания детей и юношества и методического обеспечения библиотек региона, следовать потребностям времени и оперативно на них реагировать. Основой развития библиотеки является осмысление и инновационное применение не только отдельных библиотечных процессов, но и идеологии, технологии и концепции деятельности библиотеки в целом. Если смотреть вперед, то у нас есть над чем работать дальше, двигаться к новым перспективам, успевая за изменяющимся временем и изменяющимся обществом. Ведь двадцать лет – это еще так мало…
Жизнь библиотеки продолжается. Нынешний день ее когда-нибудь тоже станет историей, и библиотечная летопись пополнится новыми, не менее интересными датами и событиями…
Документы
Читателям
Кто может стать читателем библиотеки?
Пользователями библиотеки могут быть дети и юношество до 21 года, родители (законные представители), руководители детского чтения (воспитатели, преподаватели, библиотекари).
Как записаться в библиотеку?
Запись в библиотеку осуществляется по предъявлению документа, удостоверяющего личность (паспорт гражданина Российской Федерации). Детей до 14 лет записывают их законные представители: родители, опекуны, попечители и др. на основании документов, удостоверяющих их личность. Запись на абонементы осуществляется только при наличии постоянной прописки в г. Иваново и Ивановской области.
Читатели и их законные представители должны ознакомиться с правилами пользования библиотекой и подтвердить обязательство их выполнения своей подписью на читательском формуляре.
При записи в библиотеку пользователи и их законные представители также знакомятся с Положением об обработке персональных данных в ИОБДЮ и заполняют Регистрационную карточку, которую заверяют своей личной подписью.
При перемене места жительства, изменении фамилии и других изменениях пользователь должен сообщить об этом в библиотеку (при ее посещении или при ежегодной перерегистрации).
Можно ли пользоваться библиотекой, имея временную прописку или прописку в другом городе?
Структурные подразделения ИОБДЮ, работающие в режиме читального зала обслуживают пользователей с временной пропиской и иногородних пользователей на общих основаниях.
На какое время можно взять документы?
Пользователь абонемента имеет право получить на дом одновременно не более пяти экземпляров на срок до 30 календарных дней.
Число документов, выдаваемых в читальных залах – не ограничивается.
Можно ли продлить срок пользования документами?
Время пользования документами можно продлить еще на один срок, если на них нет спроса со стороны других читателей с помощью сервиса «OnLine продление» (кликабельная ссылка) на нашем сайте, по телефону или при посещении библиотеки.
Что будет, если вы нарушили сроки пользования документами?
при первой задержке документов пользователь получает предупреждение: устное (по телефону / лично) или письменное (по электронной почте);
при повторном нарушении пользователь может быть лишен права пользования абонементами библиотеки на срок задержки документов (при сохранения права пользования читальными залами);
при систематическом нарушении сроков пользования документами пользователь может быть лишен права пользования библиотекой на срок 1 год и более (по решению администрации ИОБДЮ).
Обо всех нарушениях срока пользования библиотекарь делает отметки в читательском формуляре.
Возьмите на заметку:
Пользователь, имеющий задолженность, может сдать документы без объяснений в День рассеянного читателя, 13 числа каждого месяца.
Что делать, если я потерял или испортил библиотечную книгу?
В случае утраты или порчи документов из фонда библиотеки пользователи заменяют их соответственно такими же или признанными библиотекой равноценными. При невозможности замены изданий читатели или их законные представители возмещают стоимость утраченных / испорченных документов. Стоимость документа определяется комиссией по фондам ИОБДЮ, исходя из фактической стоимости документа в торговых предприятиях на дату его оценки.
Как узнать о наличии документов в библиотеке?
В библиотеке есть электронный и карточные каталоги, а также электронная база данных статей из периодических изданий.
Электронный каталог ИОБДЮ доступен в сети интернет, т.к. размещен на официальном сайте библиотеки.
О выписываемых журналах и газетах можно узнать из сводного списка периодических изданий, доступного на нашем сайте.
Могу ли я поработать в библиотеке с ресурсами сети интернет?
В читальном зале «Отрочество. Юность» и отделе «Молодежный центр» предоставляется возможность доступа к сети интернет с помощью персональных компьютеров.
На всей территории ИОБДЮ читатели могут бесплатно пользоваться интернетом через WiFi со своих устройств.
По согласованию с администрацией, пользователи имеют право:
Вносить и использовать в помещениях библиотеки технические устройства без звуковых сигналов (ноутбуки, диктофоны, аудиоплейеры и т.п.).
Пользователи обязаны:
оставлять в гардеробе: верхнюю одежду; ручную кладь (полиэтиленовые пакеты, сумки спортивные, дорожные, хозяйственные, портфели, чемоданы, дипломаты, рюкзаки и т.п.), другие крупногабаритные предметы, а также мокрые зонты и головные уборы – в пакетах;
соблюдать общественный порядок и чистоту в помещениях библиотеки и способствовать соблюдению порядка другими пользователями;
проявлять корректность по отношению ко всем пользователям и сотрудникам ИОБДЮ;
подчиняться требованиям сотрудников библиотеки в чрезвычайных ситуациях (пожар, авария, угроза террористического акта и т.п.);
в случае нарушения Правил пользования библиотекой дать объяснения администрации ИОБДЮ в письменном виде.
Пользователям запрещается:
выносить из библиотеки произведения печати и иные документы, принадлежащие ИОБДЮ, предварительно не зарегистрировав их у библиотекаря;
портить документы из фондов библиотеки (вырезать, вырывать и загибать страницы, делать пометки и подчеркивания и т.п.);
помечать каталожные карточки, переставлять или вынимать их из каталогов и картотек;
передавать читательский билет другим лицам и уполномочивать их действовать от своего имени;
самостоятельно вносить изменения, исправления, делать пометки в читательском билете;
использовать различные технические устройства для копирования / сканирования / фотографирования / съемки документов из фонда библиотеки;
вести съемку пользователей библиотеки без их согласия любыми техническими средствами;
нарушать тишину, создавать нерабочую обстановку, пользоваться мобильной связью в читальных залах и в других помещениях во время мероприятий;
принимать пищу и напитки в помещениях обслуживания читателей;
заходить в служебные помещения;
пользоваться служебными телефонами и персональными компьютерами без разрешения сотрудников;
самовольно развешивать в библиотеке объявления, афиши, иные материалы рекламно-коммерческого характера;
заниматься мелкорозничной торговлей, иной коммерческой деятельностью в помещениях библиотеки.
График работы
Контакты
Адрес
- Регион
- Россия, Иваново
- Почтовый адрес
-
ул. Крутицкая, д. 9, г. Иваново, Ивановская область, 153000—
- Юр. адрес
-
ул. Крутицкая, д. 9, г. Иваново, Ивановская область, 153000—
«Текстильная академия» / «Студенческая»
(маршруты, проходящие через остановку)
Маршрутное такси 2, 17, 24, 30, 30Б, 37, 38, 39, 131, 135
Автобус 2, 12, 14, 17, 20, 32, 33, 45, 46, 120
Троллейбус 2, 6, 9, 11
«Кинотеатр «Центральный»
(маршруты, проходящие через остановку)
Маршрутное такси 7, 10, 15, 17, 28, 29, 30Б, 31, 35, 38, 43, 100, 133, 136, 141, 150
Автобус 1, 3, 7, 8, 13, 15/4, 17, 20, 29, 40, 44, 45, 46, 100, 100К, 111, 115, 116, 117, 119, 120, 121, 122, 130, 15
Троллейбус 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10
«Площадь Пушкина»
(маршруты, проходящие через остановку)
Маршрутное такси 7, 10, 15, 18, 28, 29, 31, 35, 36, 43, 100, 129, 133, 136, 141, 150, 23
Автобус 1, 3, 7, 8, 13 ,15/4, 29, 40, 44, 45, 100, 100К, 111, 115, 116, 117, 119, 121, 122, 129, 130, 150
Троллейбус 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10
Представитель
- ФИО
- Ситнова Лариса Александровна (Руководитель)
- E-mail адрес
- ivobdu@ivreg.ru
- Контактный телефон
- +7 (493) 2327680