В основу концепции развития ГБУК г. Москвы “ЦГДБ” положено соответствие библиотеки информационно-образовательному и культурно-просветительскому центру, ориентированному на решение социальных задач.
С 2008 года в библиотеке впервые в России внедрена система автоматизации библиотечных процессов с применением технологии радиочастотной идентификации (RFID), которая позволила существенно ускорить и повысить качество обслуживания читателей.
На первом этапе была произведена интеграция библиотечного RFID-оборудования с АБИС «Ирбис64». Были автоматизированы такие библиотечные процессы, как выдача и возврат литературы, регистрация и учет читателей. Была установлена транспортная система «TeleLift», предназначенная для автоматизированной адресной доставки литературы и документов из одного отдела в другой.
На втором этапе с середины 2011 года Библиотека начала переход на новую систему автоматизации ILS «Koha», обладающую рядом преимуществ перед российскими АБИС и соответствующую основным принципам концепции «Библиотека 2.0».
Специалистами Библиотеки была произведена интеграция ILS «Koha» с RFID-оборудованием голландской компании Nedap (станция самообслуживания, «Умная полка», станция приема и сортировки, ручной считыватель для автоматизированной инвентаризации фондов).
В конце 2011 года Деловая библиотека приняла участие в конкурсе Департамента информационных технологий города Москвы «Идеи для информационного города» – раздел культура в рамках государственной программы города Москвы «Информационный город (2012-2016 годы)» с проектом «МосБиблиоИнфо». Данный проект признан одним из победителей конкурса.
Проект автоматизации Библиотеки на основе ILS «Koha» с применением технологии радиочастотной идентификации является частью программы «Библиогород». Реализация проекта в перспективе позволит привести информационные инфраструктуры московских библиотек к единым стандартам, качественно и количественно улучшить информационно-библиотечное обслуживание: создать масштабируемую библиотечную информационную систему (единый электронный каталог, базу данных читателей, систему заказа литературы и медиаматериалов).
Отделы Библиотеки.
В структуру Библиотеки входят следующие отделы: отдел обслуживания, информационный отдел, методический отдел, медиатека, отдел комплектования и обработки, отдел международных отношений, отдел рекламы и маркетинга.
Обслуживание пользователей библиотеки начинается с предоставления информации о наличии интересующих материалов в электронном каталоге Библиотеки.
Следующим этапом является регистрация и обработка персональных данных читателя, выдача электронного читательского билета.
Процесс книговыдачи, поиск нужных материалов осуществляется посредством применения технологии клиент-сервер. На сервере специализированное программное обеспечение обрабатывает запросы от клиентов (станций книговыдачи, рабочих мест библиотекарей, web-интерфейса электронного каталога), производит необходимую обработку и передачу данных непосредственно пользователю. RFID-метки позволяют присваивать уникальные идентификаторы книгам, CD-дискам и записывать их в электронный каталог. Операции по изменению статуса записей электронного каталога дают возможность вести статистику использования фонда Библиотеки.
На сайте Библиотеки, который в свою очередь, интегрирован с популярными социальными сетями, можно участвовать в обсуждении новинок. В режиме on-line можно получить консультации по самому широкому кругу вопросов (например, библиографическая и правовая информация, анонсы проводимых библиотекой мероприятий и т.д.). Пользователи, у которых отсутствует доступ в Интернет, могут получить справку по телефону.