Истоки Областной библиотеки для детей и юношества — в Симбирской народной библиотеке им. И.А. Гончарова, в которой в 1913 году была открыта Детская читальня.
После ряда преобразований, уже в качестве Губернской центральной детской библиотеки, осенью 1924 года она была включена как детское отделение в состав Дворца книги им. В.И.Ленина. 32 года детское отделение работало в здании Дворца книги им. В.И. Ленина.
1 августа 1956 года на базе детского отделения открыта Областная детская библиотека, директором была назначена Мария Ивановна Бороденко. Летом 1957 года библиотека переехала в собственное помещение на улице Ульянова (бывшей Стрелецкой). Этот деревянный двухэтажный дом сохранился до наших дней и находится с северной стороны Мемориального комплекса.
В нём в 1871-1874 годах жила семья Ульяновых. 4 августа 1957 года состоялось торжественное открытие Областной детской библиотеки, которой в ноябре было присвоено имя В.И.Ленина. К тому времени фонд библиотеки насчитывал 37000 книг. Читателей за год было записано 4000.
В течение трех лет (с апреля 1967 г. до начала марта 1970 г.) библиотека в связи со строительством Ленинского Мемориала находилась в двухэтажном здании из красного кирпича по улице Карла Маркса, д.4, которое сохранилось и в настоящее время принадлежит Симбирской и Новоспасской епархии.
1970-й год… На улице Минаева построено новое здание Областной детской библиотеки. В его возведении принимали участие строители Ульяновска, Мелекесса, Москвы, Усть-Каменогорска, Обнинска и других городов страны.
Четырёхэтажное здание сооружено из стекла и алюминия, дерева и пластика, мрамора и гранита… Над входом в библиотеку — барельефное панно «Познание мира». Главный архитектор проекта — Л. Газеров.
11 марта 1970 года состоялось торжественное открытие нового здания библиотеки. Строители вручили читателям символический ключ. В 1993 году библиотека преобразована в Областную библиотеку для детей и юношества.
В связи с большой и многогранной работой библиотеки по продвижению творчества Сергея Тимофеевича Аксакова, чьё имя связано с Симбирским краем, и организацией с 2003 года ежегодного областного конкурса юных дарований «Аленький цветочек», распоряжением Правительства Ульяновской области за № 697 от 9 ноября 2007 года библиотеке было присвоено имя С.Т. Аксакова.
В апреле 2008 года по инициативе губернатора Ульяновской области С.И. Морозова был создан Ульяновский фонд поддержки детского чтения, учредителем которого стала Библиотека им. С.Т. Аксакова. Целями деятельности Фонда стали: поддержка школьных и муниципальных библиотек, обслуживающих детско-юношеское население Ульяновской области, объединение интеллектуального и организационного потенциала Фонда в определении перспектив продвижения детского чтения, развития библиотек и в изыскании для этого необходимых финансовых и иных средств.
Самым знаменательным событием 2009 года стало открытие 18 октября литературно – музейной экспозиции «С.Т. Аксаков и Симбирский край», в которой представлены документы из Государственного архива Ульяновской области, свидетельствующие о пребывании Аксаковых в Симбирском крае; книги С.Т. Аксакова, в.т.ч. редкие, хранящиеся в фонде библиотеки; книги и статьи ульяновских краеведов о жизни и творчестве Аксаковых, а также творческие работы, выполненные юными читателями по мотивам произведений писателя. 15 октября 2009 года состоялось торжественное открытие Центра духовно-нравственного развития детей и молодёжи Ульяновской области, учредителями которого стали Симбирское отделение Международного фонда славянской письменности и культуры и Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова. В состав Совета Центра вошли общественные и религиозные лидеры, известные политики, крупные бизнесмены, представители учреждений культуры и образования Ульяновской области, консолидация усилий которых позволит обеспечить системный подход в организации условий для духовно-нравственного развития детей.
Целями деятельности Центра являются: содействие формированию духовно-нравственной личности человека на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, национальных и культурных традиций, семейного и общественного уклада жизни; помощь детям и молодёжи в обретении ими самостоятельного опыта по построению жизни человека как гражданина и семьянина.