Языки: RU · EN
Библиотека из Белгорода

Белгородская государственная универсальная научная библиотека0%

1955 г
Год
основания
2 000 000
Печатный
фонд

Белгородская государственная универсальная научная библиотека открыта на базе городской библиотеки. Первоначально книжный фонд насчитывал 22 тыс. экземпляров. Первым директором библиотеки была Маракина Пина Александровна. Под ее руководством проходило становление библиотеки.

Длительное время библиотека находилась в неприспособленных помещениях, и лишь в 1977 году было построено новое здание. Общая площадь помещений составляет 6,8 тысяч кв. м. Штат библиотечных работников 112 человек.

Библиотека располагает крупнейшим в области универсальным книжным фондом, включающим книги, периодические издания, патенты, нормативно-технические документы, ноты, грам­пластинки, лазерно-оптические диски и др. Богатства книжного фонда раскрываются с помощью системы каталогов и картотек. С 1992 г. ведется работа по созданию электронного каталога.

В библиотеке работает 10 читальных залов. Ежегодно библиотекой пользуется 45 тысяч читателей. Им выдается свыше 1,2 млн. экземпляров изданий. Число посещений достигает 300 тысяч. С 1991 г. в библиотеке внедряется компьютерная техника. На основе комплекса программ созданы автоматизированные рабочие места в большинстве отделов. С 1998 г. библиотека получила возможность выхода в мировое информационное пространство, подключившись к сети Internet. За годы существования библиотека стала научно-информационным, культурно-досуговым и организационно-методическим центром.

Рекомендуем к чтению

Русские куклы в образовании и культуре

Кукла стала неотъемлемой частью жизни человека. Возраст самых древних кукол, найденных при раскопках в Египте, составляет более 4 тысяч лет. В большинстве случаев они имели сходство с человеком и изначально связывались исключительно с обрядами и религиозными культами. На Руси были, да и теперь распространены куклы-обереги. «Берегинь» делали для защиты ребенка от болезней, порчи или сглаза, взрослым предназначалась для благополучия в семье, в доме и т. д. По прошествии времени кукла перешла из разряда обрядовых предметов в развлекательные. Помимо основной, игровой роли, кукла несет образовательные и воспитательные функции. Бытовые ситуации, увиденные детьми в семье, получают отражение в игре. Малыш разговаривает со своей подружкой, отвечает за нее, выстраивает диалоги, придумывает поступки, учится их анализировать, отделяя плохие от хороших. Таким образом, играя с куклой, ребенок проявляет фантазию, развивает речевые навыки и умение общаться, а также способность оценивать какие-либо действия и ситуацию.

Особое место среди кукол занимает кукла-матрешка. До конца XIX века никаких матрешек в России не существовало. Ее появление — заслуга знаменитых меценатов Мамонтовых. Анатолий Иванович Мамонтов, брат Саввы Ивановича Мамонтова, коллекционировал игрушки из разных стран и владел магазином-мастерской «Детское воспитание». Однажды ему попалась фигурка мудреца из Японии Фукуруму, в которую было вложено еще несколько деревянных фигурок. Предполагается, что фигурка Фукуруму и стала прообразом русской матрешки. В 1900 году, после получения медали Всемирной выставки в Париже, русская матрешка стал известна во всем мире.

В XX веке стали появляться авторские куклы, изготовление которых стало новым видом искусства, их коллекционируют и устраивают выставки. Считается, что авторская кукла — это такой же предмет роскоши, как и драгоценности. Коллекции кукол представляют персонажей сказок, картин известных художников, героев литературных произведений, костюмы регионов России и др., одежда для них изготавливается профессиональными художниками и дизайнерами.

Таким образом, кукла, являясь частью истории и национальной культуры, оказывает влияние на духовное и психологическое воспитание, образовательный процесс не только ребенка, но и взрослого человека.

Русский балет Дягилева

В этом году отмечается 150 лет со дня рождения Сергея Павловича Дягилева, русского театрального и художественного деятеля, внесшего значительный вклад в мировую культуру XX века.

Дягилев — один из основателей группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева». Он сыграл одну из решающих ролей в популяризации русского искусства в Европе и мире на рубеже XIX—XX вв.еков, «открыл» многих талантливых артистов балета, композиторов и художников.

Юбилей Сергея Дягилева прошел на Западе преднамеренно незамеченным в связи с событиями на Украине и развязанной кампанией об отрицании русской культуры. Тем значительнее, в пику этой русофобской «волне», стал выход в 2021 году русского издания знаменитой монографии Линн Гарафолы, профессора кафедры танца Колумбийского университета, члена Американской академии искусства, ведущего специалиста по истории русского балета «Русский балет Дягилева».

Книга охватывает период с 1909 по 1929 год, с первых дней балетных сезонов и до смерти С. П. Дягилева. В этой труппе были взлелеяны выдающиеся танцовщики и хореографы XX столетия: Михаил Фокин, Вацлав Нижинский, Леонид Мясин, Бронислава Нижинская и Джордж Баланчин, благодаря творчеству которых русский балет определил развитие мировой хореографии вплоть до 1970-х годов.

Дягилев явил миру шедевры Игоря Стравинского, ставшего его открытием, сотрудничал с такими композиторами, как Сергей Прокофьев, Клод Дебюсси, Морис Равель. Русский балет породил союз танца и художников — таких как Пабло Пикассо, Наталья Гончарова, Лев Бакст, Андре Дерэн и Анри Матисс. Главные партии танцевали Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Анна Павлова, Вера Каралли, Михаил Мордкин.

Новаторским был подход Дягилева: он объединил танец, музыку и декорации в единое произведение, тогда как прежде каждое из этих искусств преподносилось публике по отдельности. На протяжении всего периода своего существования его труппа была центром притяжения исключительно ярких и талантливых личностей. Но одна фигура возвышалась над всеми остальными — это Сергей Дягилев, человек чрезвычайно тонкого вкуса, обладавший энциклопедическими знаниями и страстной любознательностью. Это личность масштаба эпохи Возрождения.

Великая Отечественная война в прозе и ки…

Память о Великой Отечественной войне живет в сердцах и душах людей, тревожит их память. О войне написаны тысячи книг, сняты сотни кинофильмов. Наследие отечественного кинематографа дает возможность вспомнить самые яркие произведения, посвященные историческим событиям «сороковых, роковых».

Экранизация романов, драм, повестей М. Шолохова, К. Симонова, Б. Васильева, Б. Полевого, В. Некрасова, В. Розова, Б. Окуджавы и других крупнейших писателей предстает глазами кинорежиссеров М. Калатозова, С. Бондарчука, С. Ростоцкого, А. Столпера, В. Басова, Т. Лиозновой, Л. Шепитько и др. Читатели, которые воспитывались на фильмах: «Летят журавли», «…А зори здесь тихие», «Они сражались за Родину», «Батальоны просят огня», «Судьба человека», «Повесть о настоящем человеке», «Щит и меч» — с интересом вспомнят знакомые кадры, увидят фотографии актеров. Книга содержит репродукции картин, посвященные фронтовой летописи нашей Родины.

Жизнь, рассказанная ею самой

Все помнят полюбившуюся крылатую фразу Фаины Раневской: «Муля, не нервируй меня!», сделавшую ее знаменитой. Но не все знают, что именно эту фразу актриса не любила, опасаясь остаться в памяти зрителей всего лишь источником словесных «перлов». Под маской Мули, вечной пересмешницы, скрывалась творческая трагедия гениальной актрисы, не желающей смириться со своим комедийным даром.

Она прожила долгую, насыщенную жизнь, полную драматизма и одиночества, буквально не дожив месяц до 88-летия. Ее боялись и боготворили одновременно. Актриса покорила старую Россию и весь Советский Союз. Помимо звания народной артистки СССР, орденов Ленина и Трудового Красного Знамени она получила еще и три Сталинские премии, при этом о своих наградах Раневская отзывалась как о «похоронных принадлежностях».

Эта книга — не мемуары, не собрание шуток и анекдотов. Фаина откровенно делится с нами своими горестями и радостями. В ней она поведала нам то, что лишь наедине с собой, сбросив привычную «маску», могла говорить откровенно, не на публику, «от первого лица»…

Леонид Гайдай

Имя кинорежиссера Леонида Гайдая знакомо и горячо любимо несколькими поколениями нашей страны. Как режиссер, сценарист и актер, народный артист Советского Союза он не создал ни одной провальной кинокартины. Его гениальные комедийные фильмы «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» и сегодня с огромным удовольствием пересматривают миллионы, а цитаты из них передаются из уст в уста.

Кинокритик и писатель-постмодернист Евгений Новицкий написал книгу о жизни и творчестве выдающегося советского комедиографа, где акцентировал внимание на том, что его гениальность не уступала таким величинам, как Чарли Чаплин, Федерико Феллини, Ингмар Бергман и Стенли Кубрик. По мнению автора, все фильмы режиссера сложились в удивительно стройное, внятное, последовательное «собрание кинопроизведений», отточенности которых могут позавидовать виднейшие мэтры классического авторского кино.