Языки: RU · EN

В 70-х годах Урал являлся крупным машиностроительным центром. Его предприятия, специализирующиеся на тяжелом, транспортном, энергетическом и химическом машиностроении, выпускали уникальные машины и оборудование. В то время на Урале имелся большой ряд отраслевых научно-исследовательских институтов таких, как НИИтяжмаш на Уралмаше, как ЦНИИМ (Центральный научно-исследовательский институт металлургии и материалов был создан в 1958 году, как проектно-технологический институт горного и тяжелого машиностроения), дело которых было заниматься конкретными проблемами машиностроения. Крупного же научного центра по машиностроению, способного решать фундаментальные задачи, (изучать его теоретические аспекты), не было.

Идея открыть на Урале институт машиноведения давно зрела в академических кругах. Сохранился документ 1974 года, подписанный профессорами УПИ М.И. Разиковым, В.И. Соколовским и В.Л. Колмогоровым, «Предложение по созданию института комплексных проблем машиностроения при УНЦ АН СССР», в котором, в частности, рассмотрены направления работы будущего Института, обозначен примерный численный состав в 1500 человек, начало создания запланировано на 1974-1975 гг. Между тем, единственный в стране Институт машиноведения им. А. А. Благонравова (г. Москва) задыхался от стоящих перед ним проблем. Его директор, академик Константин Васильевич Фролов, он же вице-президент Академии наук, не первый год думал, как устранить эту диспропорцию, и в кулуарах не раз слышали от него: нужно создать серию филиалов института, в том числе в Свердловске. С дальним прицелом Константин Васильевич добился перевода уралмашевского конструктора член-корреспондента АН СССР Георгия Лукича Химича на работу в УФАН так тогда именовалось Уральское отделение Академии наук, с тем, чтобы он практически занялся этой проблемой.

В 1979 году в составе Института металлургии УНЦ АН СССР был создан Отдел комплексных проблем машиностроения под руководством члена-корреспондента АН СССР Георгия Лукича Химича.

Со временем в отделе, возглавляемом Г. Л. Химичем, численность сотрудников превысила восемьдесят человек. Работали такие лаборатории, как лаборатория прочности, материаловедения, пластических деформаций металлов. Но хотя отдел и носил громкое наименование комплексных проблем машиностроения, таковым он не был и быть не мог: горстке ученых-энтузиастов такое было физически не по силам. По инициативе директора института машиноведения им. А. А. Благонравова, вице-президента Академии наук К.В. Фролова в августе 1985 года ЦК партии и Совет Министров приняли постановление о развитии машиностроения в стране. В этом постановлении, в частности, предусматривалось открыть машиноведческие филиалы в ряде промышленных центров, в том числе в Свердловске (постановление ЦК КПСС и Совмина СССР № 773 от 7 августа 1985 года).

В соответствии с постановлением Президиума Академии наук СССР от 30 января 1986 г. № 76 в Свердловске был организован Уральский филиал Института машиноведения им. А.А. Благонравова АН СССР. Естественно, встал вопрос — кого назначить руководителем будущего академического подразделения. В такой ситуации в поле зрения и попал генеральный директор Уралхиммаша, доктор технических наук Виктор Матвеевич Макаров. Вице-президент Академии наук К.В. Фролов обратился с письмом к министру химического и нефтяного машиностроения К.И. Брехову с просьбой откомандировать в порядке перевода генерального директора Уральского производственного объединения химического машиностроения им. 50-летия СССР доктора технических наук Макарова Виктора Матвеевича для работы в системе Академии наук СССР. И уже через два дня, 12 февраля 1986 года, министр подписал приказ о переводе В.М. Макарова. Оперативно решил вопрос и новый председатель президиума Уральского научного центра академик Геннадий Андреевич Месяц. Своим распоряжением он назначил Виктора Матвеевича Макарова членом президиума УНЦ. Перед директором вновь созданного Уральского филиала Института машиноведения имени А.А. Благонравова на первый план вышли проблемы кадров, формирования коллектива, разработки структуры, финансирования и строительства. Приказом № 2 доктор технических наук Вадим Леонидович Колмогоров был назначен заместителем директора филиала по научной работе. Вадим Леонидович внес огромный вклад в создание и развитие Института с момента его основания.

Научная деятельность филиала сосредоточилась на развитии исследований по следующим основным научным направлениям:

  • разработка теоретических основ и принципов создания машин и систем машин для внедрения новых технологий в машиностроении;

  • математическое обеспечение гибких автоматизированных производств и разработка сквозных систем автоматизированного проектирования разработок САПР, а также развитие методов математического моделирования в машиностроении;

  • магнитодинамические методы и технологии машиностроения и магнитодинамические машины;

  • системное экономическое обеспечение и прогнозирование разработок.

С 1 февраля 1988 года филиал стал самостоятельным структурным подразделением – Институтом машиноведения и вошел в состав УНЦ.

Руководство Института сделало ставку на молодых ученых и специалистов. Только за один 1988 год на работу было принято 32 молодых специалиста, столько же в следующем, 1989 году. Набор шел также по прямым договорам с УПИ, Уральским госуниверситетом, рядом других вузов.

Число лабораторий превысило двадцать, часть из них находилась в Челябинске, Перми, Ижевске, Березниках. Были созданы базовые лаборатории на Уралмаше и Уралхиммаше, на базе УПИ образовалась лаборатория динамики машин, возникла лаборатория и в Уральском госуниверситете. На базе лаборатории надежности машин и кафедры УПИ был создан Уральский инженерный центр “Надежности и ресурсов больших систем машин.” Именно тогда родились связи с промышленными предприятиями Уральского региона, с которыми и в настоящее время поддерживается тесное сотрудничество и ведутся совместные работы: конструкторское бюро имени Макеева, Уралбурмаш (г. Верхние Серьги), Уралвагонзавод, Уралмашзавод, научно-производственное объединение “Автоматика”, Уральский электромеханический завод, Екатеринбургский завод обработки цветных металлов и многие другие.

Таким образом, связь академической науки, занятой проблемами машиноведения, с вузовской наукой и гигантами машиностроения распространилась на весь Уральский регион. Три года спустя в институте уже работали 439 человек, в том числе 8 докторов, 65 кандидатов наук.

Начиная с середины 1970-ых годов, разработчики НПО автоматики, возглавляемые главным конструктором доктором технических наук, профессором Николаем Александровичем Семихатовым, активно сотрудничают с научным коллективом одного из подразделений ИММ УрО РАН (руководитель – д.т.н., проф., Вилен Петрович Чистов), а впоследствии – с Отделом вычислительных систем ИМАШ УрО РАН (руководитель – д.т.н., проф., Вилен Петрович Чистов). Основные направления совместных работ – автоматизация проектирования электронных систем и устройств, параллельные вычисления. В 1997 году академик РАН Николай Александрович Семихатов с группой сотрудников переходит из НПОА в ИМАШ УрО РАН, где формирует Лабораторию функционально-ориентированных процессоров. Основное направление научных исследований этой лаборатории – алгоритмы, программы и аппаратура для реализации сложных вычислений для систем реального времени.

C 1994 года по 2015 г. Институт возглавлял, академик РАН Эдуард Степанович Горкунов, известный ученый в области создания методов и средств неразрушающего контроля материалов и изделий машиностроения технической диагностики элементов и конструкций, в том числе в процессе эксплуатации. С 2016 года Э.С. Горкунов являлся научным руководителем Института. Академик Горкунов Э.С. являлся президентом Российского общества по неразрушающему контролю и технической диагностике, Действительным членом Международной академии неразрушающего контроля, почетным членом Болгарского общества по неразрушающему контролю, заместителем главного редактора академического журнала “Дефектоскопия”, членом редколлегий болгарского журнала «Научни известия на НТСМ» и отечественных журналов «Контроль. Диагностика», «Транспорт Урала», «Учёные записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета».

С 17 августа 2015 года директором Института по итогам проведенных выборов на общем собрании назначен доктор технических наук Сергей Витальевич Смирнов.

С.В. Смирнов – ведущий специалист в области исследований пластичности и разрушения металлических материалов при экстремальных силовых воздействиях, автор 180 научных работ, из них 2 монографий и 5 авторских свидетельств и патентов.

С 16 июля 2021 года директором Института по итогам проведенных выборов на общем собрании назначен доктор технических наук Владимир Павлович Швейкин.

14 декабря 2021 года приказом № 1243 Министерства науки и высшего образования Российской Федерации институт переименован в Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт машиноведения имени Э.С. Горкунова Уральского отделения Российской академии наук.

Сводная информация

Полное название
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт машиноведения имени Э.С. Горкунова Уральского отделения Российской академии наук
Короткое название
ИМАШ УрО РАН
Тип
Научно-исследовательский институт