Национальный институт авиационных технологий (НИАТ) является правопреемником первой в России научной организации по изучению труда в целях повышения его производительности – Института труда, созданного по решению Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС) 16 сентября 1920 г.

В мае 1921 г. по решению Президиума ВЦСПС на базе начавшего работать Института труда и Института экспериментального изучения живого труда был создан Центральный институт труда (ЦИТ). Основателем и первым руководителем ЦИТа был А.К. Гастев.

24 августа 1921 г. Совет Труда и Обороны принял решение о признании ЦИТа центральным научным учреждением Республики, «…разрабатывающим, демонстрирующим и пропагандирующим принципы научной организации труда и объединяющим деятельность всех других учреждений Республики, изучающих труд». В то время даже в самых развитых капиталистических странах не было научной организации, подобной ЦИТу.

Главными задачами ЦИТа было изучение трудовых приемов и технологии, научная организация труда, совершенствование организации производства и подготовка кадров, в первую очередь для машиностроения, хотя результаты своих исследований ЦИТ внедрял во всех важнейших отраслях народного хозяйства. На учебной базе института с 1921 г. по 1936 г. было подготовлено более 500 тысяч квалифицированных рабочих. При институте на хозрасчетных началах действовало акционерное общество «Установка», внедрявшее более чем на 400 предприятиях страны (в Москве и на периферии) законченные разработки. Услугами ЦИТа пользовались все вновь создаваемые заводы – московский завод «Калибр», Магнитогорский металлургический комбинат, 1-ый ГПЗ, Сталинградский тракторный и многие другие заводы.

В подчинении ЦИТа было несколько заводов, на которых изготовлялось технологическое оборудование ( в том числе первые агрегатные станки), спроектированные Институтскими конструкторами. 21 октября 1931 г. решением Правительства для улучшения и развития связей с предприятиями промышленности, а также в целях быстрейшего продвижения научных достижений в практику ЦИТ был передан в ведение Высшего совета народного хозяйства страны, а в конце 30-х годов – реорганизован в один из первых отраслевых институтов. В 1936 г. Народный комиссариат тяжелой промышленности передал ЦИТ в состав авиационной промышленности. До 1939 г. ЦИТ проводил работы, в основном, на заводах самолетостроения, а в 1939 г. – еще и на авиамоторных и агрегатных заводах.

Кроме решения задач по рациональной организации труда и производства, Институт приступил к разработке новых технологий, ориентированных на применение в авиационной промышленности, а также начал создавать специальное и специализированное оборудование (для клепки, заготовительных работ, механообработки, сборки).

Перед Великой Отечественной войной ЦИТ, сохраняя научную направленность, несколько раз переименовывался и носил название Оргавиапром, а 28 апреля 1944 г. получил название: Научно-исследовательский институт авиационных технологий и организации производства (НИАТ). В настоящее время НИАТ, бывший государственным научным учреждением, реорганизован в Открытое акционерное общество Национальный институт авиационных технологий (ОАО НИАТ).

Все годы работы НИАТа его научная деятельность развивалась в следующих основных направлениях:

  • разработка научно-методических основ технологии и организации авиационного производства, включая разработку новых технологических процессов, нормативов труда, материалов и оснащения; разработку прогрессивных форм организации производства и систем применения ЭВМ в производстве, а также разработку принципов автоматизации и механизации производства;

  • научно-технологическое обеспечение создания новых самолетов, вертолетов и агрегатов, включая отработку технологичности изделий, разработку директивных технологических процессов и технологические исследования для освоения новых материалов;

  • разработка проектов всех видов специального и специализированного технологического оборудования (для заготовительных производств, размерной обработки деталей, сборки с использованием разъемных и неразъемных соединений, а также для испытаний, диагностики и контроля) с поставкой опытных образцов оборудования;

  • совершенствование и повышение эффективности серийного производства самолетов, вертолетов и агрегатов для них, включая разработку и реализацию комплексных планов повышения технического уровня серийных заводов, определение номенклатуры оборудования, поставляемого отечественным станкостроением и другими отраслями народного хозяйства, а также закупаемого за рубежом.

Работая в перечисленных направлениях, НИАТ превратился в ведущий отраслевой технологический институт и получил широкое признание в научных кругах и среди практиков отечественного машиностроения. При этом постоянно совершенствовалась структура Института. Для решения новых задач в нем создавались новые подразделения по новым направлениям развития технологий; коллектив Института численно быстро рос. Для повышения эффективности научной деятельности и укрепления связей с серийными заводами в основных региональных центрах авиационной промышленности было организовано восемь филиалов НИАТ – Куйбышевский, Казанский, Новосибирский, Уральский в г. Уфе, Омский, Воронежский, Иркутский и Украинский в г. Киеве; кроме того, на ряде отдаленных от центра страны заводах были созданы базовые лаборатории и отделы Института (в городах Ташкенте, Комсомольске-на-Амуре, Харькове, Тбилиси и других). Кроме внедрения разработок головного Института, все филиалы специализировались в важных научных направлениях, соответствующих специфике работы заводов своего региона и имеющих определенную общеотраслевую ориентацию.

Авторитет и значение НИАТа способствовали возрастанию роли технологии в общем прогрессе авиационной техники, в машиностроении. В Институте работали выдающиеся специалисты в области авиационной технологии - доктора технических наук В.В. Швец, В.А. Лещенко, А.В. Петров, А.Н. Громова, В.И. Завьялова, С.В. Румянцев, Б.Е. Челищев, В.П. Григорьев.

В разные годы Институт возглавляли крупнейшие организаторы науки и производства А.К. Гастев, П.Г. Щедровицкий, доктора технических наук В.В. Бойцов, С.М. Лещенко, член-корреспондент АН СССР П.Н. Белянин, член-корреспондент РАН О.С. Сироткин.

Историю НИАТа, который развивался и рос вместе со страной, можно разделить на 8 этапов: первый – с 1920 по 1936 гг., второй – с 1937 по 1940 гг., третий – с 1941 по 1945 гг., четвертый – с 1946 по 1955 гг., пятый – с 1956 по 1970 гг., шестой – 1971 по 1990 гг., седьмой – с 1990 по 1999 гг., восьмой – с 2000 г по настоящее время.

В ОАО НИАТ создается Центр композитных технологий, включая и направление по нанокомпозиционным материалам. Эти новые направления объединены в Центр инновационных технологий, научным руководителем которого является член-корреспондент РАН О.С. Сироткин.

Учитывая острую потребность в квалифицированных кадрах, в ОАО НИАТ открыта дневная аспирантура и Диссертационный Совет по присуждению ученых степеней к.т.н. и д.т.н.

Большое внимание ученые НИАТ уделяют совместной работе с институтами Российской академии наук, Национальной технологической палатой, Федеральными научными центрами и Университетами страны.

НИАТ совместно готовит прогнозы развития технологий пятого поколения и формирует перечни технологий, необходимые для реализации 6-го технологического уклада. ОАО НИАТ активно участвует в издательской деятельности, издает два журнала и проводит раз в два года международную конференцию по передовым технологиям.

Институт за успехи в научно-исследовательской деятельности неоднократно награждался грамотами Министерства авиационной промышленности СССР, а в 1966 г. НИАТ был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Многие сотрудники Института получали правительственные награды - ордена и медали, становились Лауреатами Ленинской и Государственных премий СССР и союзных республик. Наши специалисты неоднократно получали премии Совета Министров СССР и Правительства Российской Федерации.

Сводная информация

Полное название
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ АВИАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"
Короткое название
АО НИАТ
Тип
Научно-исследовательский институт