№ 2 (15) (2024)
Статьи в выпуске: 5
В статье рассматривается художественное содержание и композиционные особенности антивоенных сочинений А. Шнитке и Г. Жубановой, посвященных взрывам атомных бомб в Японии. В результате анализа оратории«Нагасаки» А. Шнитке и балета «Хиросима» Г. Жубановой, были выявлены характерные для них общие черты, такие как расширение средств выразительности и новаторство в области музыкального языка.
Статья посвящена исследованию проблемы взаимодействия композиторского творчества с ашыгской музыкой на примере камерно-инструментальных произведений У.Гаджибейли, Ф.Амирова и Э.Дадашевой. Как показал сравнительный анализ, использование выразительных средств ашыгской стилевой модели связано с передачей приемов игры на сазе. Композиторы применяют кварто-квинтовые созвучия, длительные органные пункты, упругие четкие ритмы, переменную метрическую организацию, повторность звуков на одной высоте, вариантность мотивных ячеек. Рассмотренные произведения позволяют сделать вывод о том, что в азербайджанском композиторском творчестве создана национальная жанровая разновидность миниатюры- ашыгсаягы - с присущими ей особенностями образного содержания и музыкального языка.
Статья посвящена изучению истории создания и исполнительским интерпретациям вокальных циклов Бенджамина Бриттена, написанных для сопрано и струнного оркестра - «Озарения», «Серенада», «Ноктюрн», «Спит алый лепесток». В исследовании раскрываются и уточняются факты об истории создания указанных произведений, конкретизируется круг образов и содержание. В результате изучения сценической истории данных опусов делаются выводы о том, что вокальные циклы композитора для высокого голоса и струнного оркестра в первой трети XXI века заново открываются отечественному слушателю и вводятся в концертную практику ведущих музыкальных коллективов России. Данный факт способствует формированию исследовательского интереса к перечисленным произведениям, в том числе и с точки зрения особенностей и задач исполнительской интерпретации.
Впервые в русскоязычной литературе представлена целостная картина исторического развития и современного состояния баянного и аккордеонного искусства в Китае. В статье охарактеризовано творчество наиболее видных исполнителей и их творческих достижений.
Статья посвящена обзору международной научной конференции«Китайская музыкальная культура и Россия», проходившей в сентябре 2023 года в Московской консерватории. На конференции обсуждались вопросы китайско-российских связей и обменов в области музыкальной культуры и образования, проблемы воплощения образов китайской культуры в русской и советской музыке, современное состояние и перспективы взаимных исследований в области музыки. В ходе конференции состоялась презентация новой книги Цзо Чжэньгуаня «Музыкальная культура Китая», вышедшей в России в сентябре 2023 года.