РОЛЬ РУССКИХ МУЗЫКАНТОВ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БАЯННОГО И АККОРДЕОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ (2024)
Впервые в русскоязычной литературе представлена целостная картина исторического развития и современного состояния баянного и аккордеонного искусства в Китае. В статье охарактеризовано творчество наиболее видных исполнителей и их творческих достижений.
Идентификаторы и классификаторы
Баян и аккордеон в Китае распространились относительно недавно, в основном из
России. До сих пор эти инструменты не воспринимаются в полной мере как
национальные. Тем не менее, они становятся заметным явлением музыкальной жизни,
вступая в тесное взаимодействие с местными традициями, имеющими давнюю и богатую
историю. Особой популярностью пользуются гуцинь, чан ди, эрху и другие. Одним из
распространённых национальных инструментов является шэн – губной орган, имеющий
более, чем двухтысячелетнюю историю, предшественник всех гармоник, в том числе,
баяна и аккордеона [9].
Список литературы
- 《中国音乐年鉴 1990》 中国艺术研究院音乐研究所 《中国音乐年鉴》编辑部 编 山 东 山 东 教 育 出 版 社, = “Ежегодник китайской музыки” Научно- исследовательского института музыки Китайской академии искусств / “Ежегодник китайской музыки 1990” / Zhongshan Shandong Education Press, 1990. - 739 с.
- 高洁 《中国手风琴艺术发展史研究》 中央音乐学院 2003 年 1 月 = Гао Цзе, Ван Юхэ, Исследование истории развития китайского аккордеонного искусства / Гао Цзе, - Центральная музыкальная консерватория, 2003. - 182 с.
- 丰子恺 《音乐常识》 上海 上海亚东出版社 = Фэн Цзыкая, Здравый смысл музыки / Цзыкая, Фэн.- Шанхайская библиотека Ядун, 1926. - 148 с.
- 上海师范大学新闻部 《上海师范大学学报》 上海 上海师范大学新闻部 = Новости факультета Шанхайского педагогического университета / Журнал Шанхайского педагогического университета, 2006. - 5 с.
- 夏罡 《 奥列格 - 夏洛夫 访谈录 》 圣 - 彼 得 堡 中 国 巴 扬手 风 琴 网 = Ся Ган/Интервью с Олегом Шаровым/Ся Ган/Санкт Петербург/http://www.accordions.com/china/celeb/olegsharov/shaluofu-xiagang.html-08. - 2005. - 10 с.
- 伊莉娜 刘雪莹 《尤里-希什金访谈录》 上海 中国巴扬手风琴网 = Ирина и Лю Сюэин, Интервью с Юрием Шишкиным / http://www.accordions.com/china/celeb/ylxsjftl.html. - 2007. - 10 с.
- 中国艺赛网 《中国第四节鹦鹉杯手风琴艺术节章程》 天津 中国音乐家协会 手 风 琴 学 会 = China Art Competition “Правила проведения Четвертого фестиваля аккордеонного искусства Parrot Cup в Китае”, 2015. - С.1.
- 琴萌 《 中国青年手风琴演奏家- 毕丹》 北京 朝纲手风琴萌= Цинь Мэн/Молодой китайский баянист - Би Дан / http://www.cgsfq.com/post/194.html - 26.11.2018.
- Клименко А.Е. Чэнь Юйци. Особенности функционирования народных духовых инструментов флейтового и язычкового типов в Китае // Арте, 2023, №2. С. 46-54.
-
Сюй Кэхань. Образование в системе музыкальной культуры европейского типа в Китае: о деятельности средней музыкальной школы при Центральной консерватории Пекина // Музыкальное искусство Евразии. Традиции и современность. 2022. №3. - С. 37- 43. EDN: COHZPQ
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается художественное содержание и композиционные особенности антивоенных сочинений А. Шнитке и Г. Жубановой, посвященных взрывам атомных бомб в Японии. В результате анализа оратории«Нагасаки» А. Шнитке и балета «Хиросима» Г. Жубановой, были выявлены характерные для них общие черты, такие как расширение средств выразительности и новаторство в области музыкального языка.
Статья посвящена исследованию проблемы взаимодействия композиторского творчества с ашыгской музыкой на примере камерно-инструментальных произведений У.Гаджибейли, Ф.Амирова и Э.Дадашевой. Как показал сравнительный анализ, использование выразительных средств ашыгской стилевой модели связано с передачей приемов игры на сазе. Композиторы применяют кварто-квинтовые созвучия, длительные органные пункты, упругие четкие ритмы, переменную метрическую организацию, повторность звуков на одной высоте, вариантность мотивных ячеек. Рассмотренные произведения позволяют сделать вывод о том, что в азербайджанском композиторском творчестве создана национальная жанровая разновидность миниатюры- ашыгсаягы - с присущими ей особенностями образного содержания и музыкального языка.
Статья посвящена изучению истории создания и исполнительским интерпретациям вокальных циклов Бенджамина Бриттена, написанных для сопрано и струнного оркестра - «Озарения», «Серенада», «Ноктюрн», «Спит алый лепесток». В исследовании раскрываются и уточняются факты об истории создания указанных произведений, конкретизируется круг образов и содержание. В результате изучения сценической истории данных опусов делаются выводы о том, что вокальные циклы композитора для высокого голоса и струнного оркестра в первой трети XXI века заново открываются отечественному слушателю и вводятся в концертную практику ведущих музыкальных коллективов России. Данный факт способствует формированию исследовательского интереса к перечисленным произведениям, в том числе и с точки зрения особенностей и задач исполнительской интерпретации.
Статья посвящена обзору международной научной конференции«Китайская музыкальная культура и Россия», проходившей в сентябре 2023 года в Московской консерватории. На конференции обсуждались вопросы китайско-российских связей и обменов в области музыкальной культуры и образования, проблемы воплощения образов китайской культуры в русской и советской музыке, современное состояние и перспективы взаимных исследований в области музыки. В ходе конференции состоялась презентация новой книги Цзо Чжэньгуаня «Музыкальная культура Китая», вышедшей в России в сентябре 2023 года.
Издательство
- Издательство
- УГК
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620014, Уральский федеральный округ, Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Ленина, дом 26
- Юр. адрес
- 620014, Уральский федеральный округ, Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Ленина, дом 26
- ФИО
- Шкарупа Валерий Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@uscon.sco.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3712180