Статьи в выпуске: 5
В данной статье проведено сравнение методов кластерного анализа, применяемых для оценки туристической привлекательности территорий. Актуальность исследования обусловлена растущей ролью туристской отрасли в региональном развитии Российской Федерации и необходимостью совершенствования методов оценки конкурентоспособности туристских кластеров. Современные подходы к анализу туристической привлекательности территорий разнообразны, но их эффективность и универсальность остаются предметом дискуссий. В связи с этим важно выявить наиболее релевантные методики и определить возможности их интеграции в комплексные системы оценки. Цель исследования заключается в определении сильных и слабых сторон различных методов кластерного анализа, выявлении наиболее эффективных подходов для оценки туристической привлекательности, а также разработке рекомендаций по созданию интегрированной методики, объединяющей лучшие элементы существующих подходов. Методология исследования основана на аналитическом и сравнительном подходах, включающих анализ существующих методик, их классификацию, а также выявление закономерностей в оценке туристических территорий. В работе использованы методы анализа и синтеза, сравнительный, классификационный кейс-стади для определения наиболее успешных решений.
В статье рассмотрены вопросы стратегического планирования национального развития в социально-философском дискурсе культурных трансформаций. Суть специфики национального стратегического планирования состоит в смысловом разграничении стратегии и тактики, стратегических и тактических задач, а также в различении целей и средств, необходимых для осмысления любого рационального действия. В статье поднимаются такие вопросы, как прогнозирование социальных и политических процессов, футурологические подходы к прогнозам и выстраивание прогнозов на основании цивилизационного подхода. В частности, для сравнения автор приводит труды американских и отечественных философов и политологов, дававших прогнозы национального развития и закладывавших в основу стратегического планирования именно культурные, цивилизационные основания. В статье делается вывод, что стратегическое планирование на уровне государства невозможно без способности прогнозирования и моделирования развития всего мира, всех его регионов и основных межрегиональных объединений. Это особенно актуально в условиях активного формирования глобального миропорядка, который вряд ли можно назвать порядком, но при этом текущая социальная, политическая, экономическая и демографическая динамика не является управляемым хаосом. Идет активный переход от однополярного мира к многополярному. Отмечается, что как никогда остро ощущается нехватка теоретической базы, адекватно объясняющей задачи происходящего и прогнозирующей будущее, хотя активные действия мировых игроков свидетельствуют об их стремлении вмешиваться в сложившиеся порядки и управлять происходящими изменениями. Еще один важный вывод, сделанный автором в настоящей статье, состоит в том, что на смену парадигме устойчивого развития приходит новая, ключевую роль в которой играет понятие «большие вызовы». Это понятие рождается в рамках исторической и культурологической наук, но его последующая эволюция показывает мощный конвергентный потенциал данного концепта и выстраиваемого на его основе концептуального каркаса. Парадигма больших вызовов необходима для объяснения и прогнозирования событий в сфере политики и экономики, государственного строительства и обеспечения национальной безопасности. Данная парадигма больших вызовов все еще находится в стадии концептуальной проработки, а также в выявлении и описании ее философских оснований.
В настоящей статье использовалась статистика исследования по ряду факторов для определения реальности довузовского образования в Государстве Катар и пути развития образования в стране в обозримом будущем. Данные, полученные в ходе исследования, анализировались с использованием описательного и статистического подходов. Оценивались пять наиболее важных параметров — количество учителей, работающих во всех школах, число школ, классов и учащихся, объем государственных расходов на образование в процентах от валового национального дохода страны. Результаты исследования показали следующее: с 2009 по 2022 г. количество учащихся в школах, количество школ и классов, учителей, работающих в школах, увеличилось, в то время как доля расходов на образование в общем объеме государственных доходов снизилась с 2009 по 2015 г. В период с 2016 по 2022 г. доля расходов на образование в общих государственных доходах оставалась относительно постоянной (на уровне 9%). Данное исследование показало необходимость активизации усилий по интеграции передовых современных технологий в образовательный процесс во всех государственных довузовских образовательных учреждениях Государства Катар.
В технологически развитом мире становление профессиональной идентичности и планирование карьеры — задачи, решаемые во время учебы в вузе. Предыдущие исследования установили, что неадаптивные процессы формирования профессиональной идентичности и планирования будущей карьеры в студенческом возрасте побуждают учащихся покинуть университет, но мало известно об индикаторах карьерного призвания, ассоциированных с профессиональной идентичностью и смыслами профессиональной жизни среди студентов. Цель настоящей работы — оценка дискриминантной валидности адаптированной шкалы оценки профессиональной идентичности (U-MICS) по отношению к индикаторам карьерного призвания и осмысленности профессиональной жизни на выборке российского студенчества (n = 102). Опросный метод позволил измерить показатели профессиональной идентичности (поиск, принятие и переосмысление), смысложизненных ориентаций в профессиональной деятельности (цель, процесс, результат, локус контроля) и карьерного призвания (карьерная идентичность, барьеры развития карьеры и потребности в информации). Для обработки и анализа данных использована статистика t-критерия стьюдента и r-критерия Пирсона. В результате исследования доказано, что различия в показателях профессиональной идентичности, связанные с направлением учебно-профессиональной деятельности и статусом профессиональной идентичности, выражены и обоснованы: достижение профессиональной идентичности соотносится с возможной карьерой на основе рефлексивного анализа барьеров карьерного развития и осмысленностью профессиональной деятельности среди студентов, характеризует адаптивный путь профессионального развития. Напротив, кризисный путь профессионального развития сопряжен с пересмотром профессиональной идентичности (мораторием идентичности), наивностью в оценке возможностей карьерного роста, руминацией о призвании, прекарностью. Подход, основанный на понимании, как профессиональная идентичность связана с представлениями студентов о будущей карьере, является актуальным при разработке программ профессионального образования. Материалы исследования, демонстрирующие дискриминантную валидность методики U-MICS, могут быть использованы в межкультурных сравнениях особенностей развития личности среди студентов.
В статье приводятся результаты мониторингового социологического исследования и анализируются современные кадровые проблемы предприятий электронной промышленности, способы их взаимодействия с учебными заведениями для решения проблемы дефицитов высококвалифицированных специалистов. Дается оценка потребностей рынка труда в специалистах, имеющих ученые степени, инженерах, а также IT-специалистах. Предложены варианты решения вопроса нехватки кадров и стабилизации ситуации на рынке труда. Эмпирическую базу мониторингового социологического исследования составил экспертный опрос с представителями ведущих российских компаний в сфере электронной промышленности, проведенный в ноябре 2024 г. в рамках международной выставки-форума «Электроника России». Результатом научной работы стало выделение взаимодействия компаний, реализующих деятельность в отрасли электронной промышленности, с учебными заведениями (вузами и ссузами) в качестве ключевого элемента кадровой стратегии компаний. сотрудничество должно осуществляться в форматах организации практики, целевых программ обучения и участия представителей организаций в Днях карьеры — очных встречах работодателей со студентами. В работе отмечаются влияние общеэкономических и общесоциальных трендов (отток специалистов за рубеж и более привлекательные отрасли), специфические особенности отрасли (уровень оплаты труда), недостатки системы образования (нехватка опыта и практических навыков у молодых специалистов, недостаточное количество учебных заведений, готовящих кадры для отрасли, морально устаревшая программа обучения), характерные для российского рынка труда в целом, что сдерживает развитие отрасли.