Статьи в выпуске: 5
Статья посвящена исследованию проблемы определения понятия и классификации видов цифровых технологий, используемых в административно-юрисдикционном процессе в РФ. Автор подчеркивает, что в нормах российского законодательства на сегодняшний день отсутствует единое и общепринятое определение цифровых технологий, что затрудняет их применение на практике. Это создает правовые пробелы, которые влияют на эффективность административно-юрисдикционной деятельности, снижая прозрачность и скорость рассмотрения дел. Отмечается, что отсутствует консенсус и в научно-исследовательской среде, где различные ученые предлагают различные подходы к интерпретации данного понятия, что приводит к разногласиям в теоретическом осмыслении. Это затрудняет разработку унифицированных правовых решений, направленных на эффективное применение цифровых технологий в юридической сфере. В ходе работы над исследованием использовался комплекс методов научного познания. Были использованы общенаучные, частнонаучные, а также специальные методы познания. В качестве общих методов использовались наблюдение, анализ и синтез, индукция и дедукция. Общенаучными явились системный метод, метод структурного анализа. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. Выявлена проблема технологического отставания административно-юрисдикционного процесса, что негативно сказывается на его эффективности и актуальности. Названы виды цифровых технологий, которые на сегодняшний день тем или иным образом применяются в административно-юрисдикционном процессе, включая использование цифровых доказательств и автоматизацию многих этапов рассмотрения дел. Проанализированы законопроекты о цифровизации производства по делам об административных правонарушениях, их влияние на судебную практику и правоприменение. Методология исследования включает анализ правовых норм и существующей судебной практики по использованию цифровых доказательств. Автор приходит к выводу, что одним из первостепенных способов решения актуальных проблем должно стать включение ключевых понятий, связанных с электронными доказательствами, в КоАП РФ, а также единообразное нормативное определение места электронных доказательств в процессе доказывания, что повысит эффективность правоприменения и улучшит соблюдение прав граждан.
В статье рассматриваются административные меры, направленные на обеспечение гендерного равенства в государственной службе. Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности государственного управления и устранения гендерных стереотипов, ограничивающих кадровый потенциал. Цель статьи - анализ административных мер по обеспечению равенства между мужчинами и женщинами, выявление проблем дискриминации мужчин и разработка предложений по устранению гендерного неравенства. В работе анализируется нормативно-правовая база, выявляются проблемы дискриминации мужчин, оценивается эффективность существующих мер и предлагаются рекомендации по их совершенствованию. Предметом исследования выступают административные меры, направленные на обеспечение равенства мужчин и женщин в государственной службе, с акцентом на проблемах дискриминации мужчин и перспективах совершенствования механизмов устранения гендерного неравенства. Методология исследования включает анализ нормативно-правовой базы, статистический анализ данных о представленности полов, социологические методы (экспертные интервью, анализ опросов), сравнительный анализ международного опыта и метод системного анализа для выявления взаимосвязей факторов, влияющих на гендерное равенство. Новизна исследования заключается в комплексном анализе проблемы гендерного равенства в государственной службе с учетом проблем дискриминации мужчин, в частности феномена «стеклянного пола», и разработке рекомендаций по совершенствованию административных мер, основанных на международном опыте и учитывающих специфику российской действительности. Несмотря на прогресс в создании нормативно-правовой базы, фактическое гендерное равенство в государственной службе не достигнуто. Сохраняются проявления дискриминации, гендерные стереотипы и дисбаланс в представительстве, затрагивающие как женщин, так и мужчин. Для совершенствования необходимы: уточнение законодательства, усиление мер ответственности, пересмотр критериев отбора кадров, адаптация международного опыта, разработка национальной стратегии и активное вовлечение общественных организаций. Реализация предложенных мер позволит создать более справедливую и эффективную систему государственной службы.
Настоящая статья посвящена публично-правовому анализу права на эвтаназию, закрепленному в ряде иностранных государств. Предметом анализа становятся соответствующие положения зарубежного законодательства, посвященные возможности лишения физических лиц жизни как ими самими (с помощью третьих лиц), так и непосредственно третьими лицами (по решению вышеназванных физических лиц, их родственников, а также в ряде иных случаев). Под правом на эвтаназию следует понимать право на прекращение человеком своей жизни третьими лицами, либо при помощи третьих лиц (без которых оно не могло быть реализовано), осуществленное путем использования способов и при соблюдении условий, закрепленных в действующем законодательстве, правовых обычаях, либо отраженных в судебных прецедентах. Эвтаназию следует отличать от самоубийства, то есть от лишения человека себя жизни путем совершения определенных действий (активное самоубийство), либо путем бездействия (следствием которого выступает наступление смерти). В работе использован ряд методов научного исследования: формально-логический; историко-правовой; сравнительно-правовой; статистический; социологический; метод анализа конкретных правовых ситуаций. Мы считаем, что понятие ассистированное самоубийство, активно используемое в зарубежном законодательстве при описании права человека на эвтаназию (и способов ее совершения), когда человек лишает себя жизни сам, но при помощи третьих лиц, является корректным лишь в случаях, когда отсутствие вышеназванной помощи не влияло на вероятность наступления смерти. Если же наступление смерти без вышеупомянутой помощи третьих лиц было бы не возможным, то речь идет не об ассистированном самоубийстве, а об убийстве. Проведен анализ и классификация зарубежного законодательства ряда стран в контексте закрепления и реализации в данных странах физическими лицами права на эвтаназию. В дальнейшем научном осмыслении нуждаются вопросы, касающиеся возможности, необходимости и перспектив закрепления данного права в Российской Федерации и Республике Беларусь. Цель исследования состоит изучении права на эвтаназию как социально-правового явления, причин его возникновения и продвижения в законодательстве и судебной практике ряда иностранных государств.
Рассматриваются вопросы сущности такого явления в административном праве как административно-правовые режимы государственного контроля и надзора. Определяется понятие режима государственного контроля и надзора. Рассматриваются признаки административно-правовых режимов государственного контроля и надзора. Приводится перечень режимов государственного контроля и надзора. Сущность административно-правовых режимов государственного контроля и надзора раскрывается через элементы: цели установления и реализации режимов; нормативная правовая основа; правовой статус субъектов; средства обеспечения; последствия (санкции) нарушения режимных правил; принципы режимов государственного контроля и надзора. Рассматривается основной, по мнению автора, принцип режимов государственного контроля и надзора - принцип баланса в деятельности контрольно-надзорных органов при достижении целей государственного контроля и надзора. Методологической основой выступили анализ действующего законодательства на предмет регулирования различных режимов государственного контроля (надзора). В результате проведенного исследования в сфере осуществления государственного контроля (надзора) посредством применения необходимого и достаточного режима государственного контроля (надзора) можно сделать следующие выводы. Административно-правовые режимы государственного контроля (надзора) как правовое явление изучены не достаточно. Реализация административно-правовых режимов государственного контроля и надзора позволяет уйти от сплошных проверок, как от неэффективной модели контрольно-надзорной деятельности. Результатом установления и реализации необходимого и достаточного административно-правового режима государственного контроля и надзора является установление баланса в деятельности контрольно-надзорных органов при достижении целей государственного контроля и надзора. Режимы государственного контроля (надзора) позволяют обеспечить оптимальное административное давления на хозяйствующие субъекты. Раскрывается значение административно-правовых режимов для осуществления государственного контроля и надзора.
Предметом настоящего исследования являются предлагаемое Федеральной таможенной службой и Министерством Финансов Российской Федерации регулирование общественных отношений, связанных с автоматическим распределением электронных таможенных деклараций на товары между правомочными их регистрировать центрами электронного декларирования при помощи информационной системы таможенных органов, в особенности - предусмотренное действующей редакцией проекта приказа Минфина России «О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций». Особое внимание в части аргументации необходимости и особенностей правового обоснования и нормативного закрепления диспетчеризации уделяется положительным эффектам такого механизм, являющихся, по мнению автором, неотъемлемым проявлением и условием полномасштабной цифровизации и автоматизации деятельности таможенных органов, установленных в качестве целевого ориентира развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, призванной обеспечить оперативное регулирование и перераспределение декларационного массива, поступающего в центры электронного декларирования, оптимизировать нагрузку на должностных лиц, сократить срок выпуска товаров, обеспечить упрощение и ускорение совершения таможенных операций, бесперебойность регистрации электронных таможенных деклараций, а исключение возможности взаимодействия декларантов с должностными лицами таможенных органов направлено на снижение вероятности возникновения коррупционных правонарушений. Авторами использовались как общенаучные методы (абстрагирование, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия, синтез, типология, классификация, систематизация, обобщение и другие) так и специальные методы научного познания, характерные для юриспруденции (сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический, юридической герменевтики, системно-структурный, правового моделирования и другие). Новизна научного исследования заключается в выработанных на основе результатов комплексного анализа действующих источников права ЕАЭС и законодательства государств-членов о таможенном регулировании, правоприменительной практики прикладных предложений в части правового обоснования диспетчеризации таможенных деклараций в Российской Федерации как неотъемлемого направления в области реализации стратегических направлений развития таможенной службы, предусматривающих формирование к 2030 году качественно новой, насыщенной “искусственным интеллектом”, быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, “умной” таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства, в особенности в части создания “умной”, гибкой, информационно-насыщенной, самонастраивающейся системы управления рисками, а также реализации и повышения эффективности механизма противодействия коррупции в таможенной сфере.