Статьи в выпуске: 6
В современных социально-экономических условиях выпускники вузов оказываются дезориентированными на рынке труда. С одной стороны, у выпускников недостаточно знаний о реальных требованиях рынка труда к уровню и качеству подготовки молодых специалистов, а с другой - собственная оценка своих умений, навыков и профессиональных представлений не адекватной. Это обстоятельство обусловлено некоторой обособленностью высшего образования от реальных запросов рынка труда, том числе отсутствием механизмов распределения выпускников вузов по организациям, а также институтов трудоустройства и карьеры молодежи. Таким образом, актуальность исследования обусловлена существованием проблемы адаптации молодежи на рынке труда, требующей совершенствования, и усиливается тем, что она имеет практическую направленность. Материалы работы могут быть использованы в последующих научных исследованиях молодежного сегмента рынка труда, а также при подготовке учебных пособий и чтении учебных курсов в вузах по основам технологий трудоустройства и эффективному поведению молодежи на рынке труда. Актуальность проблемы эффективной занятости молодежи и регулирования молодежного сегмента рынка труда в условиях реформирования экономики определили выбор цели исследования, которая состояла в изучении мнения выпускников относительно собственных перспектив трудоустройства и необходимости оказания им более эффективной помощи со стороны вуза в вопросах повышения адаптационных возможностей и занятости. Анализ эмпирического материала, полученного с помощью метода анкетного опроса в ходе изучения мнения студенческой молодежи в возрасте от 20 до 21 года на базе УрФУ в г. Екатеринбурге, показал: выпускники вуза демонстрируют повышенный уровень тревожности, сталкиваясь с трудностями в период поиска будущего места работы и трудоустройства, не обладая соответствующими навыками поведения на рынке труда и технологиями поиска и трудоустройства; вузу необходимо уделять особое внимание вопросам содействия трудоустройству и адаптации на рынке труда выпускников.
Исследование посвящено эмпирическому анализу влияния человеческого капитала на производительность российских предприятий. Цель исследования состоит в выявлении характера и степени воздействия внешних эффектов от человеческого капитала в регионе на производительность предприятий. На основе базы данных «Руслана» по 76 769 российским фирмам за период с 2006 по 2015 г. оценено влияние внешних эффектов для фирм от развития человеческого капитала в регионе. В качестве основной эмпирической модели была разработана эконометрическая модель анализа панельных данных с фиксированными эффектами. В статье также представлены особенности каналов, посредством которых человеческий капитал влияет на деятельность фирм. Уделяется внимание моделям, посвященным взаимосвязи между человеческим капиталом и инновациями. Рассматривается индекс развития человеческого потенциала, разработанный ООН, а также предлагается его модификация для оценки человеческого капитала в российских регионах. Индекс интерпретируется как с позиции оценки достигнутого в регионах уровня жизни, так и с позиции возможного вклада человеческого капитала в повышение производительности фирм. Оценено место России в мире в контексте данного индекса, а также проанализирована ситуация в регионах России. Полученные в ходе эконометрического моделирования результаты подтверждают, что уровень развития человеческого капитала, наряду с внутренними характеристиками фирм, способствует росту производительности предприятий. Результаты исследования будут полезны для разработки стратегий развития фирм и их успешной реализации. Также результаты могут служить основой для разработки экономической политики, нацеленной на рост производительности и экономическое развитие. Совершенствование систем образования и здравоохранения, а также рост равенства возможностей и доходов, будут способствовать росту производительности российских предприятий.
Статья посвящена рассмотрению концептуальных основ формализованного моделирования показателей дивидендной политики и производных от них показателей рыночной активности (положения на рынке ценных бумаг) компании в условиях нейтрального подхода к осуществлению ее дивидендной политики как инструмента анализа и прогнозирования данных показателей. Методологическую основу исследования составили теория иррелевантности дивидендов, теория существенности дивидендной политики и концепция устойчивого развития компании. Показано, что формализация представления о нейтральном подходе к осуществлению дивидендной политики предполагает построения соответствующих ему моделей таких важнейших показателей, характеризующих дивидендную политику и рыночную активность компании, как коэффициент дивидендного выхода, коэффициент дивидендного покрытия, ожидаемая цена обыкновенной акции, дивидендная доходность обыкновенной акции и коэффициент котируемости обыкновенной акции (соотношение цены и прибыли на обыкновенную акцию). Построенные формализованные модели перечисленных выше показателей могут быть использованы в прогнозно-аналитических оценках значений этих показателей, а также позволяют выявлять причины их отклонения посредством расчета влияния на него содержащихся в этих моделях определяющих факторов, выполняемого соответствующими методами факторного анализа, в условиях нейтрального подхода к осуществлению дивидендной политики компании. Автор приходит к выводу, что разработанные им формализованные модели важнейших показателей дивидендной политики и производных от них показателей рыночной активности компании являются достаточно действенным инструментом их анализа и прогнозирования, обеспечивая принятие эффективных решений по управлению дивидендной политикой компании в условиях нейтрального подхода к ее осуществлению.
Расширение портфеля инструментов для управления финансами предприятия с целью повышения доходности вложений является актуальной задачей. В статье мы обсудили модель системы поддержки принятия торговых решений на финансовых рынках на основе вероятностного анализа и машинного обучения, которая может быть использована для ее решения. Целью работы является разработка и апробация модели системы поддержки принятия решений при совершении торговых операций с биржевыми финансовыми инструментами в рамках процесса управления финансами предприятия. Модель основана на технологиях машинного обучения, обеспечивающих получение больших объемов исходных данных, их первичную обработку, формирование многомерного пространства векторов признаков и его трансформацию. Метод прогнозирования рассмотрен на основе правила Байеса. Полученные байесовские вероятности собраны в гиперкуб, который используется для определения правил принятия торговых решений. Разработанная модель протестирована на исторических данных срочного рынка Московской биржи на примере фьючерса на индекс РТС в качестве основного инструмента для выполнения операций и фьючерса на курс доллара США к рублю в качестве вспомогательного инструмента, используемого для анализа. Для оценки результатов тестирования разработаны количественные метрики, включающие в себя количество и объем прибыльных и убыточных сделок, среднюю/средний прибыль/убыток в расчете на одну сделку. С их помощью проанализирована эффективность и границы применимости разработанной модели. Модель может быть реализована в виде программного HFT-робота, способного обеспечить вероятность получения прибыли, превышающую вероятность потерь. В качестве дальнейших шагов по развитию данной темы могут быть предприняты исследования механизмов формирования векторов признаков с помощью методов интеллектуального анализа данных.
Целью данной статьи является решение одной из нетривиальных задач производственной деятельности, возникшее на предприятии лесной направленности. Предприятие ставит целью расширение отдельных пунктов производства с последующим определением: объемов производства и транспортировки с каждой из точек (мест производства, складов и т. д.). Гипотеза заключается в том, что решение такой производственной проблемы лежит в комплексном решении пяти задач линейного программирования: производственная задача (классическая постановка), задача размещения центров, задача максимального потока, задачи минимизации времени, транспортная задача. В работе представлены основные алгоритмы поиска оптимального решения, сформулирована комплексная задача, построена модель и реализован алгоритм поиска оптимального решения. Было показано, что такую задачу возможно сформулировать в рамках комплексной задачи линейного программирования. Тест модели произведен на 38 вершинах с 16 пунктами входа, 3 пунктами выхода. Показано, что такую задачу возможно решать и визуализировать средствами пакета Matlab. Рассмотрены модификации модели и возможные алгоритмы решения в зависимости от объема выборки данных. Разработанная модель может быть применена на предприятии любой производственной направленности, где стоит главной задачей поиск оптимального комбинаторного варианта вектора товаров при условии, во-первых, минимизации производственных издержек и затрат на транспортировку готовой продукции, во-вторых, получения максимальной прибыли, в-третьих, минимальных издержек при открытии новых пунктов производства. Такая задача в точности подходит к экономической ситуации, когда предприятию еще предстоит расшириться (открыть новые пункты производства), и оно осуществляет попытки по определению мест производства из рассматриваемого списка, объема производства из имеющегося в наличии сырья, способа отправки (как можно больше товара). Такая проблема носит характер нетривиально комбинаторный.
Превращение российских городов в самостоятельные центры экономического развития требует от исследователей более пристального изучения способов формирования успешных территориальных образований, аккумулирующих лучший человеческий капитал и инвестиции, а также систематизации применяемых их руководством инструментов управления. В статье содержится обобщение мирового опыта реализации предпринимательского подхода к управлению городом. Теоретическую основу исследования составляет концепция города-предпринимателя, активно разрабатываемая в течение последних десятилетий за рубежом. Авторы видят цель своей работы в том, чтобы, используя кейсы из современной истории городов стран Европы, США и Китая, выявить наиболее успешные инструменты управления, а также определить общие условия их эффективного применения, независимо от страновых особенностей. В статье уточнено понятие «город-предприниматель», в соответствии с ним предложена авторская классификация управленческих инструментов и сложившихся на их основе управленческих практик, сформулированы условия успешной реализации концепции города-предпринимателя. Установлено, что городпредприниматель может «выращиваться» и успешно функционировать при различных правилах игры, независимо от степени защищенности прав собственности, развития гражданского общества, политической культуры. Полученные результаты позволяют утверждать, что предпринимательский подход к управлению городом может стать способом развития российских городов, однако на данный существует ряд институциональных барьеров, препятствующих его успешному применению. В дальнейшем необходимо выработать алгоритм применения концепции города-предпринимателя в российском экономическом пространстве.