Статьи в выпуске: 5
Предмет. Оценка влияния жесткой монетарной финансовой и денежно-кредитной политики Правительства РФ и Банка России.
Цели. Провести анализ результатов монетарной финансовой и денежно-кредитной политики в России и установить, почему последние шесть лет не растут доходы и не снижается бедность среди российских граждан, а темпы роста ВВП в России значительно отстают от среднемировых.
Методология. Применялись методы анализа научной и информационной базы, синтеза полученных данных.
Результаты. Предлагаются меры по либерализации финансовой и денежно-кредитной политики, позволяющие изменить структуру российской экономики, что обеспечит рост реальных доходов населения, к 2024 г. снизит бедность в два раза и ежегодный рост ВВП доведет до 6%.
Выводы и значимость. Снижение реальных доходов населения, высокие кредитные ставки стали основными препятствиями для роста ВВП в России. Необходимо изменить бюджетные приоритеты, повысить зарплату бюджетников, ввести прогрессивную ставку налогообложения физлиц, установить налоговый вычет в сумме МРОТ для работающих, снизить ключевую ставку до величины годовой инфляции и ограничить банковскую маржу. Деньги, предназначенные для развития экономики, направить на предприятия и стройки. Обеспечить долгосрочный госзаказ для предприятий реального сектора экономики без всяких посредников.
Предмет. Микропруденциальная и кредитно-денежная политика, ее возможность обеспечить предотвращение чрезмерного кредитования и гарантировать способность финансовых учреждений справляться с растущим «кредитным пузырем».
Цели. Рассмотреть попытки определения подходящих вариантов макропруденциальной политики и оптимального набора инструментов регулирования. Сравнить результативность модели Ф. Аллена при условии, что рынок не регулируется и регулируется уровень капитала. Рассмотреть влияние коррективных мер, применяющих моделирование по методу Монте-Карло, на различные спецификации.
Методология. Применен контент-анализ имеющихся источников, обобщены исследования отдельных документов. Использованы методы анализа и синтеза.
Результаты. Произведена оценка макропруденциальных инструментов, касающихся требований к капиталу, динамического обеспечения, коэффициента кредит/залог.
Выводы. Слишком большой капитал все еще возможен, как и ограниченность эффективности в соответствии с регулирующим решением. Данные о требованиях к капиталу неоднозначны. В одних странах жесткие требования к капиталу были успешными, а в других не удалось остановить всплеск и избежать последствий. Даже в более-менее успешных странах оценка недвижимости и рост кредитования оставались высокими. Заемщики и кредиторы могут найти другие, менее регулируемые виды кредита. В результате конкурентные кредитные рынки могут стимулировать банки поддерживать положительный капитал, который может превышать общественно-оптимальные уровни регулирования. Требование ликвидности является более строгим и вынуждает банки сокращать как заем, так и кредитование.
Предмет. В 2021 г. отмечалось 100-летие установления дипломатических отношений между Монголией и Правительством Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой (РСФСР). В настоящее время в связи с ориентацией на восток в экономике исследуются пути сотрудничества России, Китая и Республики Монголия, в том числе в рамках стратегии «Один пояс - один путь». При этом для расширения инвестиционной деятельности важным является анализ состава и структуры финансовой отчетности двух стран - России и Монголии в целях их конвергенции в дальнейшем.
Цели. Исследовать структуру и содержание бухгалтерского баланса в Монголии и России как информационной базы финансово-экономической экспертизы.
Методология. В процессе исследования использовались общенаучные и специальные методы: анализ, синтез, систематизация и обобщение.
Область применения. Результаты исследования могут быть применены в теории и практике бухгалтерского учета и финансовой отчетности, финансового контроля, финансово-экономической экспертизы.
Выводы. На основании проведенного исследования выявлено, что как в России, так и в Монголии исследование бухгалтерского баланса проводится в рамках экономической экспертизы. Выявлено, что структура бухгалтерского баланса в Монголии (в начале актива представлены наиболее ликвидные статьи, что делает анализ ликвидности более оперативным) и структура бухгалтерского баланса в России (в начале актива представлено труднореализуемое имущество и затем по возрастанию ликвидности) отличаются, при этом формат балансов соответствует МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». Статьи данной формы отчетности также соответствуют МСФО 1. Таким образом, для специалистов, в том числе экспертов-экономистов обеих стран структура и формат баланса дают представление о финансовом положении компании.
Предмет. Режим таргетирования инфляции в российской экономике.
Цели. Оценить влияние режима таргетирования инфляции на российскую экономику.
Методология. В ходе исследования использовались методы анализа и синтеза данных, специальные экономико-математические методы, в частности, корреляционно-регрессионный анализ. Использовался также графический метод представления полученных научных результатов.
Результаты. Выявлен рост чистой международной инвестиционной позиции и денежной массы; установлено снижение: («Сальдо торгового баланса» минус «Сальдо финансового счета»); внешнего долга; темпов прироста денежной массы (ниже темпов прироста денежной базы). Показан превосходящий рост долга нефинансового сектора относительно домашних хозяйств и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Обнаружено, что темпы прироста долга нефинансового сектора снизились до темпов прироста домашних хозяйств и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. В ходе исследовании также замечено снижение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций в реальном эквиваленте всех денег - золоте. В целом выявлено, что режим таргетирования инфляции на российскую экономику обусловливает обесценивание рублевых обязательств, увеличивая требования гарантий их высокой доходности.
Выводы. Влияние режима таргетирования инфляции на российскую экономику, в конечном итоге выражающееся в обесценивании рублевых обязательств и девальвации рубля, в контексте снижения золотого содержания среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций указывает органам власти на возможности стимулирования роста и развития экономики России.
Предмет. Национальный проект «Здравоохранение» официально признан приоритетным, так как здоровье граждан является первоочередной целью социально ориентированного государства. В XXI в. наметился отход от исключительно доходного подхода к оценке уровня экономического развития страны по показателю ВВП. В настоящее время важнейшей оценкой является индекс человеческого развития (ИЧР), учитывающий денежные доходы, образование и здоровье граждан. Поэтому проблемы финансирования российского здравоохранения и взаимосвязанные проблемы достижения целевых показателей профильного национального проекта в 2024 г. имеют особую значимость.
Цели. На основе изучения структуры федерального бюджета в динамике, а также достигнутых результатов в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» и мнений членов Правительства РФ установить главный тренд и основные проблемы государственного финансирования отрасли.
Методология. В процессе исследования были применены следующие научные методы: историзм, систематизация, анализ, прогнозирование.
Результаты. Установлено, что уменьшение в последние годы бюджетов национального и федеральных проектов, связанных со здравоохранением, вызвано объективными причинами, но парадигма доступности качественной медицинской помощи каждому россиянину остается не только неизменной, но и получает надлежащее государственное финансирование и качественное развитие в соответствии с запросами современного общества.
Область применения. Результаты исследования могут применяться в образовательной среде высшей школы, в научной сфере, а также для разработки новых инструментов государственной социальной и бюджетной политики.
Выводы. Проблема нехватки государственных источников для финансирования российского здравоохранения существовала давно и, следовательно, не является неожиданной. В 2024 г. запланирован секвестр бюджета в условиях, когда по итогам 2023 г. фактический бюджетный дефицит превысил плановый показатель. В условиях тренда на уменьшение государственного финансирования и с учетом того, что 2024 г. является годом окончания национального проекта «Здравоохранение», под угрозу ставится достижение намеченных целей социального развития.