Т. 10 № 3 (2023)
Статьи в выпуске: 6
Предложен метод расчета температурного поля с фазовым переходом. Использован метод конечных элементов. Задача решена в трехмерной постановке с учетом зависимости теплофизических характеристик материалов от температуры. Данная методика основана на введении эквивалентного коэффициента теплоемкости материала в зоне фазового перехода. Произведен тестовый расчет нестационарного температурного поля МКЭ таяния массы льда и сравнение его с аналитическим расчетом. Получено удовлетворительное совпадение результатов. Указанная методика реализована и используется для выполнения нестационарных температурных расчетов при определении глубины промерзания грунта, а также расчетов в районах вечной мерзлоты при прокладке теплотрасс и других сооружений. По этой методике разработана программа «Temper-3d», имеющая сертификат соответствия. Программа зарегистрирована в реестре программ для ЭВМ.
Для определения и извлечения сущностей и связей используются методы анализа текста, такие как метод обнаружения именованных сущностей и метод классификации ролей. Для повышения точности и эффективности извлечения применяются такие методы, как метод опорных векторов и метод условных случайных полей. Предложенный подход демонстрирует многообещающие результаты в точной и эффективной разметке образовательных материалов на математические термины.
Исследуются алгоритмы теории графов для поиска критических путей в акторных системах для определения наиболее проблемных мест. Используется алгоритм преобразования диаграммы процессов в направленный граф для изучения и улучшения работы моделей бизнес-процессов. Исследуются муравьиные алгоритмы для определения использования частоты узла графа в кратчайших путях между другими узлами.
Исследуется задача разработки краткого описания текста веб-страницы. Краткое описание создано за счет использования архитектуры машинного обучения Transformer, которая в предварительно обученном состоянии позволяет суммаризировать текст. По ходу реализации исследована модель генерирующего реферирования текста. Исследованы возможности модели, за счет каких особенностей она способна обрабатывать и аннотировать текст. Проанализированы результаты работы модели и сравнены с итогами работы других моделей реферирования, благодаря чему объясняется выбор изученной модели.
В работе приведен подход разбиения учебных дисциплин образовательного направления по тематическим областям с помощью машинного обучения. Предложен алгоритм кластеризации на основе векторного представления дескрипторных сущностей дисциплин. Выполнены процессы предобработки данных, обучения, подбора параметров и использования модели, проведены эксперименты с различными методами кластеризации. Представлен способ назначения названий для полученных областей. Проведен эксперимент на дисциплинах образовательного направления для проверки эффективности модели.
В работе рассматривается применение имитационного моделирования для оптимизации процессов производства катализаторов. Рассматриваются формулировка и решение задача по построению имитационной модели на базе производства. На основе построенной модели проведено несколько экспериментов. Выполнен анализ результатов.