С января 2025 г. полноправным членом БРИКС стала Индонезия, две другие страны Юго-Восточной Азии (ЮВА), Малайзия и Таиланд, получили статус государств-партнеров этой организации. Что мотивировало их присоединиться к международному блоку, выражающему интересы Глобального Юга, и с какими рисками они могут столкнуться? Эти вопросы и стали предметом анализа в статье. При схожести позиций стран ЮВА в отношении БРИКС они тем не менее имеют страновые отличия, что побудило автора выделить Индонезию, Малайзию и Таиланд в отдельные кейсы. Это позволяет более детально изучить факторы и аргументы, лежащие в основе их решения по вхождению в блок развивающихся стран с надеждой на получение дополнительных экономических выгод от расширения сотрудничества с ними. Для них платформа многостороннего блока рассматривается как возможность увеличить число своих экономических партнеров и получить доступ на новые рынки, к новым инвестициям и технологиям. Но не менее важно для них геополитическое содержание блока с его устремлениями на трансформацию мирового порядка. Желание адаптироваться к меняющейся геополитической системе, чтобы не упустить возможность, побуждает страны ЮВА войти в состав БРИКС, что, по их мнению, обеспечивает двойную выгоду: сохранить стратегическую автономию и повысить свой вес в решении глобальных проблем. Подобная позиция в Индонезии и Малайзии формируется в немалой степени под влиянием личных амбиций их лидеров, стремящихся играть важную роль на международной арене и стать рупором развивающихся стран. Однако приобретенные в будущем выгоды от присоединения к БРИКС сопряжены с рядом рисков, к числу которых относится как возможность осложнения взаимоотношений с развитыми странами, в первую очередь США и странами Европейского союза, которые являются их важными торговыми партнерами и источниками инвестиций, так и рост сверхзависимости от Китая, что способно спровоцировать рост антикитайских настроений в обществе и сказаться на репутации Индонезии и Малайзии как неприсоединившихся стран, стремящихся хеджироваться между соперничающими между собой США и Китаем. По мнению автора, чтобы обеспечить долгосрочное экономическое процветание и геополитическую безопасность, страны ЮВА должны тщательно балансировать свои отношения в рамках БРИКС с отношениями за пределами блока.
В статье рассматривается процесс эволюции терроризма в мусульманских регионах Юго-Восточной Азии (ЮВА). Его активизация связана с вовлечением местных радикалов в международные террористические сети, что приводит к изменению террористического ландшафта в Юго-Восточной Азии, с сопутствующим ростом насилия и экстремизма. Это отвечает запросу части мусульманской общины на создание исламского халифата в регионе, управляемого по законам шариата. В статье анализируются причины превращения ЮВА в один из эпицентров международного терроризма, что влечет за собой ответные контртеррористические действия, повлиявшие на изменение стратегии и тактики террористических группировок. Их трансформация исследуется на примере крупнейших террористических структур «Джемаа Исламия» и «Джамаат Аншаруд Дауля». Выявлено, что на современном этапе наблюдается определенная фрагментация и автономизация террористических организаций. Хотя это снижает угрозу совершения крупных терактов, исключать эту вероятность нельзя в условиях продолжающегося процесса радикализации и религиозной индоктринации части мусульманской общины, сохраняющей уверенность в использовании насилия в качестве средства создания исламского государства в ЮВА. Рассматриваются факторы, способствующие распространению этого идеологического нарратива у части мусульманской общины, включая особую роль интернета и социальных связей в ее саморадикализации. Наиболее уязвимой группой является молодежь. Решение о самороспуске «Джемаа Исламия» является критическим моментом в борьбе с терроризмом в Юго-Восточной Азии. Несмотря на это, сделан вывод о том, что в условиях, когда основные социально-экономические и политические причины радикализации части мусульман не устранены, угроза терактов в регионе сохраняется на достаточно высоком уровне.