Настоящая статья посвящена вопросам развития ранней помощи в Пермском крае в качестве меры профилактики детской инвалидности в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов). В статье представлен уровень инвалидизации детского населения в современной России; рассматриваются теоретико-методологические основы оказания ранней комплексной помощи детям с особенностями развития и их семьям; обозначена актуальность развития ранней помощи на федеральном и региональном уровнях в качестве стратегически значимого направления современной социальной политики в стране, создания единой системы ранней помощи с учётом
особенностей регионов страны. Представленные результаты исследования отражают опыт организации службы ранней помощи в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов) в Пермском крае за последние несколько лет. Система ранней помощи в Пермском крае описывается на трёх уровнях. На макроуровне
проанализирована деятельность региона в рамках реализации Пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов; раскрыта специфика и содержание созданых механизмов межведомственного взаимодействия; обозначены проблемы и перспективы их реализации, изучен
опыт организации ранней помощи в качестве государственной услуги. На мезоуровне представлена структура служб ранней помощи, созданных при учреждениях различной ведомственной принадлежности; раскрыта деятельность службы ранней помощи, созданной при отделениях учреждений социального обслуживания Пермского края; описан порядок оказания услуг ранней помощи детям и их семьям. В качестве микроуровня представлено оказание услуг ранней помощи ребёнку и его семье; раскрыто содержание технологии ранней помощи в службе ранней помощи; описаны
этапы оказания услуг ранней помощи, формы и используемые методы работы. Определены перспективы развития ранней помощи в учреждениях социального обслуживания, новых форм оказания услуг ранней помощи в современных условиях.
Процесс стандартизации услуг по комплексной реабилитации инвалидов, и в частности детей-инвалидов, начался в России ещё в конце 90-х годов. На основе международных стандартов качества ISO разрабатывались стандарты национальные (ГОСТы), однако до сих пор вопрос наличия стандартов остаётся актуальным.
Цель исследования ― отработка подходов по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Пермском крае в ходе реализации пилотного проекта в 2017–2018 гг.
Материал и методы. Специалистами были апробированы методические материалы Минтруда России в части актуализации и разработки стандартов по организации основных направлений реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с учётом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности. Для апробации были отобраны две группы инвалидов трудоспособного возраста ― с двигательными (n = 21) и ментальными (n = 25) нарушениями. Оценку по стандартизированным диагностическим шкалам проводили в начале и в конце курса реабилитации, когда каждый клиент заполнял анкету обратной связи клиента, а специалисты ― анкету обратной связи специалиста. Длительность курса составила 21 день.
Результаты. Сравнение полученных результатов с данными эффективности реабилитации клиентов по существующим ранее реабилитационным программам продемонстрировало преимущество разработанных стандартов, что выражалось значительным улучшением оцениваемых показателей, а также более точной оценкой результатов реабилитации.
Заключение. Показана возможность создания стандартов услуг по медико-социальной реабилитации, позволяющих реализовать на практике идею биопсихосоциальной модели реабилитации через использование методологии Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья.