Статья посвящена анализу эффектов, возникающих в связи геоэкономической фрагментацией - политически обусловленными противоречивыми процессами в международных экономических отношениях, которые, с одной стороны, сокращают открытость в отношениях с недружественными странами, препятствуя общесистемному международному сотрудничеству, а с другой - поощряют «макрорегиональную глобализацию» - укрепление экономических связей с дружественными странами, стимулируя инклюзивный (для стран альянса) экономический рост. Обосновано, что основными качественными особенностями международных экономических отношений в условиях геоэкономической фрагментации являются: отказ ведущих мировых игроков от безусловной поддержки глобализации; рост применения силы или угрозы ее применения для решения геоэкономических вопросов; разделение экономики мира и торговых отношений по геополитическим линиям. Для количественной оценки процессов геоэкономической фрагментации предложен коэффициент внешнеторговой автономии стран альянса, характеризующий соотношение объемов его внутренней и внешней торговли. Выдвинуты гипотезы: 1) что существует оптимальное значение коэффициента внешнеторговой автономии, при котором достигаются наибольшие темпы прироста выпуска стран альянса; 2) странам BRICS целесообразно этот коэффициент повышать (углублять взаимовыгодное сотрудничество), поскольку пик максимальных темпов пророста выпуска еще не пройден. Также обосновано, что утверждение о безусловном вреде геоэкономической фрагментации, особенно для менее развитых экономик - не вполне корректное. Нужно смотреть, какие это экономики, и учитывать дополнительные факторы: снижение рисков чрезмерной зависимости от недружественных стран в поставках важнейших товаров и ресурсов; укрепление национального экономического суверенитета за счет снятия части наднациональных ограничений, открывающего бо́льшие возможности проведения независимой торговой и промышленной политики; обеспечение устойчивости в критически важных для национальной безопасности секторах; возможности лучшего контроля за миграцией населения, облегчающего процессы социокультурной адаптации мигрантов; диверсификацию торговых партнеров, побуждающей страны к поиску альтернативных торговых соглашений и партнерств в рамках создания и/или укрепления дружественных блоков.
В статье анализируются особенности налогового регулирования экономического роста в условиях постконфликтного восстановления экономики ДНР (Донецкой Народной Республики). Выявлены особенности налоговой системы ДНР и ее ресурсной базы с позиций влияния налогов на экономический рост. Указаны риски фискальной консолидации с учетом технологического фак-тора и обосновано, что приоритет в политике должен быть отдан не росту налоговых поступ-лений, а обеспечению дальнейшего «бесшовного» вхождения налоговой системы ДНР в российское правовое поле и формированию благоприятной институциональной среды для результативного использования налоговых стимулов и преференций внедрению новой техники и технологий.
The article examines recent trends in tax level and structure changes within developed and developing economies in relation to economic growth. The study’s significance stems from increasing geo-economic turbulence and emerging risks in the global economy, necessitating fiscal regulation. The analysis spans the period from 2009, post the Great Recession, to the present day.
We tested the hypothesis that discernible patterns could be identified through statistical analysis regarding the relationship between tax indicators (level and structure) and economic growth indicators. However, no such clear patterns were found. In essence, it cannot be definitively concluded that reduced tax levels and/or increased indirect tax shares do explicitly foster national economic growth. Tax impact on economic growth varies significantly across developed and developing economies, presenting a complex and nuanced picture. The nature and strength of this influence are largely shaped by the specific circumstances of each location and period. In order to identify their unique impact, counterfactual analysis is required.
In the course of further research, it is important to consider, firstly, the increased fiscal activism of the post-pandemic period: in this case, the research outcomes may be different from those obtained for the period already examined. Secondly, considering the ongoing processes of geo-economic fragmentation, it is recommended to reexamine the influence of taxes on economic processes. This investigation should adhere to the evolving framework of new macro-regions worldwide, rather than the conventional dichotomy of developed and developing economies. Participants within these macro-regions, interconnected through supply and value chains, will
need to work together to align their tax rules and policies for mutual benefits.