"ФАКТОР ПРО" В ЕВРОПЕ: ПРОТИВОРЕЧИЯ И КРИЗИС РЕЖИМОВ КОНТРОЛЯ НАД ВООРУЖЕНИЯМИ (2018)
Выход США из Договора по ПРО, активизация усилий США и НАТО по совершенствованию и созданию противоракетных систем серьезно обострили российско-американские военно-политические отношения, создали угрозу для стратегической стабильно-сти и всей системы соглашений по сокращению и ограничению ядерных вооружений. Размещение стационарных противоракетных комплексов Aegis Ashore в Восточной Европе (с 2015 г. на базе Девессду. Румыния, с 2020 г. планируется на базе Редзиково, Польша) и начало дежурства американских кораблей с противоракетами Standard SM-$ в европейских водах (с 2015 г. на базе Рота, Испания) задают многостороннее измерение конфликтной ситуации, втягивая в нее и европейские страны - участницы НАТО.
Идентификаторы и классификаторы
В исходном плане (2002) еврокомпонент был сокращенной копией двух баз территориальной ПРО США (в Ванденберге и ФортГрили), поэтому его назвали «третьим позиционным районом». Предусматривалось размещение в Польше базы противоракет GBI, а в Чехии - радара. После прихода в Белый дом президента Б. Обамы, изначально настроенного на диалог с Россией по линии дальнейшего сокращения стратегических вооружений, ситуация поменялась. В сентябре 2009 г. Обама объявил, что вместо прежней программы будет запущен так называемый «Европейский поэтапный адаптивный подход» (ЕРАА)*. Чешский радар отменялся, а СВІ в Восточной Европе заменялись на комплексы Aegis Ashore. Это наземная версия морской зенитной системы, включающая радар AN/SPY-1 и пусковые установки Mk. 41, из которых предполагалось применять противоракеты Standard SM-3.
Список литературы
-
Совместное заявление президентов РФ и США в отношении Договора по ПРО. Хельсинки, 21 марта 1997 г. URL: https://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/hel-js.htm (Дата обращения: 18.06.2018.).
-
Bush G.W. Remarks at the National Defense University // The American Presidency Project, May 1, 2001. URL: http://www. presidency.ucsb.edu/ws/?pid=45568 (Accessed: 18.06.2018.).
-
Лавров С. Новый Договор о СНВ в матрице глобальной безопасности. Политическое измерение // Международная жизнь. 2010. № 7. С. 1-20. EDN: MXFNLP
-
McNamara R. The Dynamics of Nuclear Strategy / The Department of State Bulletin, Vol. 57. P. 443-451.
-
Арбатов А. Стратегические асимметрии и дипломатия / Под ред. А. Арбатова, В. Дворкина. Противоракетная оборона: Противостояние или сотрудничество? - М.: РОССПЭН, 2012. С. 326.
-
A Phased, Adaptive Approach for Missile Defense in Europe. Fact Sheet on U.S. Missile Defense Policy // The White House: President Barack Obama. URL: https://obamawhitehouse.archives. gov/the-press-office/fact-sheet-us-missile-defense-policy-a-phased-adaptive-approach-missile-defense-eur (Accessed: 18.06.2018.).
-
Refuting Russian Allegations of U.S. Noncompliance with the INF Treaty // U.S. Department of State, Dec. 8, 2017. URL: www.state.gov/t/avc/rls/2017/276360.htm76360.htm (Accessed: 18.06.2018.).
-
Remarks by the President at the New Economic School Graduation // The White House: President Barack Obama. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/remarks-president-new-economic-school-graduation (Accessed: 18.06.2018.).
-
Erasto T. Time for Europe to Put Iran’s Missile Programme in Context // SIPRI. Oct. 30, 2017. URL: https://www. sipri.org/commentary/topical-backgrounder/2017/time-europe-put-irans-missile-programme-context (Accessed: 18.06.2018).
-
Thielmann G. NATO's Missile Defense Plan Must Adapt to the Real World // The Hill. Jul. 6, 2016. URL: http://thehill.com/opinion/op-ed/286759-natos-missile-defense-plan-must-adapt-to-the-real-world (Accessed: 18.06.2016.).
-
Опасность ПРО США для ядерных потенциалов РФ и Китая оказалась недооцененной // Интерфакс. 11 октября 2016. URL: http://www.interfax.ru/world/531967 (Дата обращения: 13.06.2018).
-
Герасимов В. Оценка глобального потенциала ПРО // Выступление на II Московской международной конференции по безопасности, 2012 [видеозапись] URL: http://mil.ru/ conference_of_pro/photo_video/video/more.htm?id=2269@morf VideoAudioFile (Дата обращения: 18.06.2018.).
-
Дворкин В. Ядерный психоз крепчает // Независимое военное обозрение. 19 мая 2017. URL: http://nvo.ng.ru/realty/2017-05-19/1_948_psihoz.html (Дата обращения: 18.06.2018.).
-
Пырьев В., Дворкин В. Программа США/НАТО и стратегическая стабильность / Под ред. А. Арбатова, В. Дворкина. Противоракетная оборона: противостояние или сотрудничество? - М.: РОССПЭН, 2012. С. 185-190.
-
Postol T., Lewis G. The Proposed U.S. Missile Defense in Europe: Technological Issues Relevant to Policy. Washington, DC: American Association for the Advancement of Science, 2007.
-
Sankaran J. The United States' European Phased Adaptive Approach Missile Defense System: Defending Against Iranian Threats Without Diluting the Russian Deterrent. Santa-Monica, CA: RAND Corporation, 2015. P. 37-46.
-
Юрий Соломонов: «Стратегические ядерные силы являются наиважнейшей составляющей национальной безопасности государства» [интервью] // Национальная оборона. 2011. № 6. URL: http://www.nationaldefense.ru/includes/periodics/defense/2011/ 0617/10566340/detail.shtml (Дата обращения: 18.06.2018).
-
«Соединенные Штаты Америки ждет судьба Древнего Рима» // Национальная оборона. 2017. № 8. URL: http://www.nationaldefense. ru/includes/periodics/maintheme/2016/0825/125919083/detail.shtml (Дата обращения: 18.06.2018.).
-
Есин В. Политика США в области противоракетной обороны и ее влияние на стратегическую стабильность // Вестник Московского университета. Сер 25: Международные отношения и мировая политика. 2015. № 3. С. 107-109. EDN: VIUUTV
Выпуск
Другие статьи выпуска
Следует отметить, что на протяжении нынешнего десятилетия прослеживается заметное повышение роли белорусского государства в обсуждении и решении проблем безопасности. Основные направления политики безопасности сформулированы в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, принятой в ноябре 2010 г.’ и основанной на следующем базовом принципе: «Республика Беларусь является состоявшимся, независимым, суверенным европейским государством, которое не относится ни к одному из мировых центров силы, проводит миролюбивую внешнюю политику и стремится к созданию условий для приобретения нейтрального статуса»?
11-12 июля 2018 г. в Брюсселе состоялась очередная встреча на высшем уровне 29 государств - членов Североатлантического союза, а также государств-партнеров, разделяющих ценности и принципы организации. Итоги и решения саммита имеют ключевое значение в сфере безопасности, коллективной обороны и кризисного регулирования в странах Евро-Атлантического региона и за его пре-делами. Современные вызовы и угрозы формируют стратегическое направление деятельности Альянса, среди них: подрыв международного порядка, территориальные спорные конфликты, продолжающиеся кризисы на Ближнем Востоке и в Северной Африке, терроризм (во всех его формах и проявлениях), атаки в кибернетическом пространстве, распространение оружия массового уничтожения, стремительное развитие новейших инновационных технологий в военной сфере, оружие нового поколения, тонка вооружений, энергетическая безопасность.
В политологическом и экономическом анализе международных отношений сегодня утвердилась тенденция, которую можно определить так: чрезмерное внимание к «фактору Трампа». Большой проблемы в этом, наверное, не было бы, не заслоняй от нас колоритная персона Д. Трампа все те области международных (в данном случае трансатлантических) отношений, где, по популярному выражению, «непрерывно роет крот истории», - годами и десятилетиями развиваются глубинные процессы, часто незамечаемые, но рано или поздно вырывающиеся на поверхность в виде той или иной новой «повестки дня» с ее проблемами и противоречиями.
Издательство
- Издательство
- ИНИОН РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21
- Юр. адрес
- 117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21
- ФИО
- Кузнецов Алексей Владимирович (Руководитель)
- E-mail адрес
- igpran@igpran.ru
- Контактный телефон
- +7 (916) 5591912
- Сайт
- http:/inion.ru