ГОТОВНОСТЬ К ТРУДОУСТРОЙСТВУ ПО ПРОФЕССИИ (НА ДАННЫХ ОПРОСА ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ) (2024)
В сфере образования происходит накопление критической массы интеллектуальных ресурсов для решения задач обеспечения суверенитета страны в условиях беспрецедентного санкцион-ного давления Запада. Вместе с тем в ней сохраняется ряд структурных проблем, сложившихся в период реформирования системы образования (это и старение педагогических кадров, и недостаточная укомплектованность штатов общеобразовательных организаций, и рост учебной нагрузки в связи с увеличением наполняемости классов и т. д.). Обострилась также проблема трудоустройства выпускников профессионального образования в соответствии с полученной квалификацией. По данным Росстата, доля трудоустраивающихся по специальности педагогов составляет около 80%, что заметно ниже, чем в других социально важных сферах. Целью исследования является оценка мотивов выбора профессии и готовности выпускников педагогических направлений подготовки вузов и педколледжей к профессиональной деятельности по полученной специальности. Информационной базой исследования выступили данные Росстата, а также результаты пилотного опроса выпускников организаций высшего и среднего профессионального образования Вологодской области, обучающихся по педагогическим направлениям. Выявлены мотивы выбора профессии, оценена готовность выпускников к трудоустройству по профессии. Определены причины нежелания работать в школе, среди которых фигурируют низкий уровень заработной платы, боязнь работы в педагогическом коллективе и отсутствие профессионального призвания. Методом кластерного анализа выделены группы выпускников в зависимости от готовности к работе в школе и наличия разочарования в профессии во время обучения. Наибольший интерес представляют две группы. Первая - «готовые к работе в школе», имеющие положительные характеристики практически по всем критериям (выбор работы по призванию, желание работать с детьми и т. д.). Вторая группа - «не готовые к работе в школе», но характеризующиеся лояльным отношением к профессии педагога. Представляется, что при условии дополнительной профориентационной работы с ними можно изменить их профессиональные планы в сторону выбора занятости по специальности. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы при разработке мероприятий в сфере профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях.
Идентификаторы и классификаторы
В зарубежных странах в качестве основной проблемы, стоящей перед педагогическими системами, выдвигается дефицит кадров вследствие демографического старения населения, их выбывание из трудоспособных когорт, в результате чего назревает необходимость непрерывного обновления кадров (Schleiher, 2013). Для решения этой проблемы предусмотрены различные комплексные меры поддержки, варьирующиеся от страны к стране. Например, в Германии педагоги приравнены к государственным служащим с соответствующими привилегиями (Писарева, 2016). В Великобритании действует программа подготовки нового поколения учителей, в которой поощряется желание студентов работать с детьми во время обучения (Sutcher et al., 2019). В Китае для решения проблем с комплектованием учительскими кадрами уделяется серьезное внимание повышению социального статуса учителя: заработная плата не ниже, чем у государственных служащих; выделяется жилье; бесплатное медицинское обслуживание и другие льготы (Панова, Мэнчжу, 2020)
Список литературы
-
Александрова О.А., Аликперова Н.В., Бурдастова Ю.В. [и др.] (2022). Экономическая активность населения в сфере образования и труда: [монография] / отв. ред. А.В. Ярашева; ФНИСЦ РАН. Москва: ФНИСЦ РАН. 278 с.
-
Балганова Е.В., Бушуева И.П., Генералова О.А. (2023). Занятость не по специальности в России // Экономика труда. Т. 10. № 1. DOI: 10.18334/et.10.1.117056 EDN: ESLIOO
-
Белехова Г.В. (2023). Удовлетворенность работой в крупных городах и районах в условиях кризисных процессов 2020-2022 гг. // Проблемы развития территории. Т. 27. № 3. С. 79-98. DOI: 10.15838/ptd.2023.3.125.6 EDN: LIRSOC
-
Булатова Г.А. (2017). Мониторинг и оценка трудоустройства выпускников вузов // Экономика. Профессия. Бизнес. Т. 4. № 4. С. 18-23. EDN: ZIWQIF
-
Власкина М.И., Кузнецова Л.И. (2011). Ознакомление с педагогическими династиями как средство выбора профессии // Научные исследования в образовании. № 11. С. 18-21. EDN: OJLVOP
-
Володина С.А., Филиппов С.П. (2021). Мотивационная готовность студентов к освоению педагогической деятельности // Проблемы современного образования. № 1. С. 70-77. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-70-77 EDN: QPRNBF
-
Головчин М.А. (2022). Спорные решения для “нового образования” // Журнал институциональных исследований. Т. 14. № 4. С. 70-82. DOI: 10.17835/2076-6297.2022.14.4.070-082 EDN: UGVQRA
-
Головчин М.А., Соловьева Т.С. (2018). Социальное и профессиональное самочувствие учителей российских школ в период реформ и контрреформ // Идеи и идеалы. Т. 2. № 3 (37). С. 233-252. DOI: 10.17212/2075-0862-2018-3.2-233-252 EDN: YGLJVB
-
Горшков М.К., Шереги Ф.Э., Тюрина И.О. (2023). Воспроизводство специалистов интеллектуального труда: социологический анализ: [монография] / ФНИСЦ РАН. Москва: ФНИСЦ РАН. 383 с. EDN: DMQCRN
-
Дуреева Т.В. (2018). Критерии формирования готовности к профессиональной деятельности специалиста // Молодой ученый. № 43 (229). С. 62-66. EDN: VKPFOQ
-
Епихина Ю.Б. (2019). Работа по специальности, профиль образования и образовательная мобильность // Информационно-аналитический бюллетень. ИНАБ. № 4. Социальная адаптация молодежи на рынке труда. С. 112-129. DOI: 10.19181/inab.2019.4.9 EDN: CZJAGG
-
Ивановская О.Г. (2015). Принадлежность к педагогической династии и любимый учитель как факторы выбора профессии, вызывающие семантический резонанс // Интеграция образования. Т. 19. № 3. С. 36-42. DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.036 EDN: UNFNCL
-
Караулов М.А. (2021). Профессиональное самоопределение и профессиональные ожидания выпускников педагогических вузов // Мир науки, культуры, образования. № 1 (86). С. 36-39. DOI: 10.24412/1991-5497-2021-186-36-39 EDN: LKKHBJ
-
Каспаржак А.Г. (2013). Институциональные тупики российской системы подготовки учителей // Вопросы образования. № 4. С. 261-282.
-
Колосова А.И., Рудаков В.Н., Рощин С.Ю. (2020). Влияние работы по профилю полученной специальности на заработную плату и удовлетворенность работой выпускников вузов // Вопросы экономики. № 11. С. 113-132. EDN: QHJJEK
-
Кудряшова С.К., Серикова Л.А., Неясова И.А. (2021). Формирование готовности студентов педагогического вуза к реализации социально-педагогической функции // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Т. 10. № 2 (35). С. 259-262. DOI: 10.26140/anip-2021-1002-0064 EDN: RWQMGB
-
Леонидова Г.В. (2022). Реформирование образования продолжается... // Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений: мат-лы VII междунар. науч.-практ. интернет-конф. (г. Вологда, 28 марта - 1 апреля 2022 г.). Вологда: ВолНЦ РАН. С. 216-219. EDN: GMGNAO
-
Леонидова Г.В. (2023). Риски и возможности трудоустройства не по специальности (на материалах регионального мониторинга) // Проблемы развития территории. Т. 27. № 3. С. 61-78. DOI: 10.15838/ptd.2023.3.125.5 EDN: OCGRYZ
-
Леонидова Г.В., Кабакова Е.А. (2022). Востребованность социально-трудовых инноваций в сфере общего образования // Terra Economicus. № 1. С. 102-116. DOI: 10.18522/2073-6606-2022-20-1-102-116 EDN: GBMUZD
-
Лысенко О.В. (2016). Про "неуспешных" учителей: существует ли "двойной негативный отбор" в педагогике? // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. № 3-4. С. 26-39. EDN: XRVCEH
-
Мальцева В.А. (2021). Что не так с концепцией готовности выпускников вуза к работе? // Экономическая социология. Т. 22. № 2. С. 109-138. DOI: 10.17323/1726-3247-2021-2-109-138 EDN: QFISKF
-
Маслинский К.А., Иванюшина В.А. (2016). Остаться учителем? Факторы, влияющие на отношение к уходу из учительской профессии // Вопросы образования. № 4. С. 8-30. EDN: XGSEYT
-
Нуриева Л.М., Киселев С.Г. (2020). Трудоустройство выпускников педвузов: статистика против мифологии // Образование и наука. Т. 22. № 9. С. 37-66. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-9-37-66 EDN: KXYYGQ
-
Овсянников А.А. (1999). Система образования в России и образование России // Мир России. № 3. С. 73-132. EDN: GWVKXI
-
Панова Л.Д., Мэнчжу Ван (2020). Тенденции развития педагогического образования в Китае // Отечественная и зарубежная педагогика. Т. 2. № 3 (73). С. 119-128. EDN: PHTJMT
-
Пасовец Ю.М. (2019). Вторичная занятость студентов как фактор профессионализации и социальной интеграции молодежи // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 12. № 4. С. 183-199. DOI: 10.15838/esc.2019.4.64.12 EDN: QYFFRW
-
Паули А.В. (2021). Готовность к осознанному выбору профессии как главная цель профориентационный работы // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. № 2 (8). С. 214-220. EDN: XSHCXO
-
Писарева Л.И. (2016). Факторы профессионального роста учителя в Германии: индивидуальная траектория образования и педагогической деятельности // Отечественная и зарубежная педагогика. № 6. С. 88-99. EDN: XGVNER
-
Подколзина Л.Г. (2019). Особенности психологической готовности выпускников вуза без базового педагогического образования к профессиональной деятельности педагога // Научное мнение. № 4. С. 75-82. DOI: 10.25807/PBH.22224378.2019.4.75.82 EDN: WCXSFO
-
Россия и Беларусь в начале ХХI века: общество и экономика в зеркале социологии (2019) / под ред. А.А. Шабуновой, С.А. Шавеля; ФГБУН ВолНЦ РАН, ИС НАНБ, ИЭ НАНБ. Вологда: ФГБУН ВолНЦ РАН. 191 с.
-
Савватеев А.В. (2023). Манифест спасения массовой школы в России // ECO. Т. 53. № 5. С. 8-19. URL:. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2023-5-8-19 EDN: GZSIFQ
-
Chavan M., Carter L. (2018). Management students - expectations and perceptions on work readiness. International Journal of Educational Management, 32 (5), 825-850. EDN: YHNNLF
-
Jackson D. (2018). Developing graduate career readiness in Australia: Shifting from extra-curricular internships to workintegrated learning. Asia-Pacific Journal of Cooperative Education, 19 (1), 23-35.
-
Jackson D., Collings D. (2018). The influence of work-integrated learning and paid work during studies on graduate employment and underemployment. Higher Education, 76 (3), 403-425. EDN: ERINGK
-
Schleicher A. (2013). Building a high-quality teaching profession. Lessons from around the world. OECD Publishing. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED518775.pdf (accessed 28.06.2023).
-
Sutcher L., Darling-Hammond L., Carver-Thomas D. (2019). Understanding teacher shortages: An analysis of teacher supply and demand in the United States. Education Policy Analysis Archives, 27 (35). Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1213618.pdf (
Выпуск
Другие статьи выпуска
Опрос проходил в период с 17 января по 12 февраля 2024 года. В нижеследующем материале представлены результаты исследований, характеризующие мнения жителей Вологодской области об итогах прошедшего года и своих ожиданиях по поводу перспектив года наступившего1 . Для сравнения представлена динамика соответствующих данных за весь период проведения исследования (2000–2023 гг.).
Целевой ориентир развития города состоит в обеспечении устойчивого роста численности горожан путем повышения качества жизни населения и создания условий для самореализации, в том числе посредством формирования комфортной городской среды. В процессе формирования комфортной городской среды особое внимание следует уделять субъективному мнению местного населения, а также его вовлеченности в решение актуальных вопросов городского развития, что актуализирует научный и практический интерес исследования. В работе использовались общенаучные и эмпирические методы изучения городской среды, применялся анализ российской и зарубежной литературы, а также результатов социологического опроса в двух крупных городах Вологодской области - в г. Вологде и г. Череповце. Объем выборки в каждом из городов составил 800 респондентов старше 18 лет. Выявлено, что большая часть населения крупных городов оценивает условия проживания как благоприятные. К наиболее острым проблемам жители крупных городов относят нехватку парковочных мест во дворах, неудовлетворительное качество питьевой воды, плохое состояние тротуаров и дорог, а также загрязнение придомовой территории после выгула домашних животных. В то же время жители г. Череповца при ответах на ряд вопросов лучше оценивают городскую среду, чем жители г. Вологды. В обоих крупных городах прослеживается тенденция отсутствия у местного сообщества заинтересованности в обсуждении актуальных городских проблем и путей их решения. Материалы статьи могут быть полезны органам власти в выявлении проблем и факторов развития качественной городской среды.
Цель исследования - изучение роли социального окружения в формировании читательских практик современного российского студенчества. Эмпирической базой выступили данные социологического исследования в формате анкетирования, реализованного межвузовской исследовательской группой в 2022 году. Чтение посредством реализации сопровождающей и социализирующей функций занимает особое место в процессах саморазвития личности, культурного воспроизводства. Современные читательские тенденции, характеризующиеся диверсификацией, амбивалентностью отношения к чтению, диджитализацией, жанровым разнообразием, актуализируют необходимость междисциплинарного и узкодисциплинарного изучения влияния родителей и друзей на формирование и развитие читательских практик студенчества. Результаты исследования свидетельствуют, что у подавляющего большинства респондентов в детстве были развиты практики семейного чтения. Выявлено отсутствие прямой зависимости между показателями совместного с родителями чтения в детстве и удовлетворенностью объемом чтения во взрослом возрасте. Однако семейное чтение стимулирует читать больше или приводит в группу тех, кто понимает, что читает мало, но ему этого достаточно. Установлено, что студенты, позитивно воспринимающие практики семейного чтения, предпочитают книги на бумажном носителе, имеют домашнюю библиотеку, беседуют о новинках с близкими людьми, часто выбирают знакомство с художественной литературой как вариант досуга и в целом транслируют традиционный взгляд на место читательских практик в жизни современного студенчества. Определено, что больше половины опрошенных не обсуждают темы, связанные с читательскими практиками, в кругу друзей. При этом почти каждый пятый студент часто дискутирует с соратниками на книжные темы. Эти молодые люди читают много и с удовольствием, предпочитают знакомиться с полным текстом произведения на бумажном носителе, выбирают традиционные форматы стратегий поиска книг. В статье представлены обзор теоретико-методологических подходов к исследованию читательских практик, опыт социологического исследования, даны рекомендации для дальнейшего теоретического и практического изучения.
Роцессы глобализации обостряют ряд проблем социально-экономического развития. В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с решением социальных и экологических проблем. Исследование нацелено на анализ результатов экспертного опроса, проведенного на предприятиях города Вологды на предмет соответствия их деятельности ESG-принципам. В ходе работы применялись такие методы, как анализ, синтез, обобщение и сравнение теоретического и фактологического материала, также авторами были использованы методы статистического и сравнительного анализа. Рассмотрены трактовки ESG-факторов, на основе имеющихся исследований отечественных и зарубежных авторов и нормативно-правовой базы определен состав ESG-принципов, выделены ключевые положения концепции социально ответственного инвестирования. Проанализированы результаты экспертного опроса, проведенного исследователями Вологодского научного центра РАН. Выявлены проблемы внедрения ESG-принципов в деятельность предприятий, среди которых финансовые затраты, иные приоритеты развития компаний и отсутствие кадров нужной квалификации. Более половины опрошенных используют вторичное сырье для производства продукции. На абсолютном большинстве предприятий не осуществляется ЭКО-сертификация продукции, отсутствует система экологического менеджмента и не предъявляются экологические требования к подрядчикам и поставщикам. Программы корпоративной благотворительности и волонтерства не распространены среди предприятий города. Мероприятия по продвижению ответственного потребления на рассмотренных предприятиях не проводятся на регулярной основе и носят эпизодический характер. На каждом из предприятий, принявших участие в опросе, осуществляются мероприятия по внутреннему контролю качества продукции. Элементами научной новизны обладают разработка и апробация авторского инструментария, позволяющего определить уровень распространенности ESG-принципов в деятельности организаций. В качестве направления дальнейших исследований рассматривается возможность увеличения числа объектов для анализа за счет территориального расширения проводимого исследования.
Молодежь является одной из стратегических для государства групп населения с точки зрения формирования и инвестирования долгосрочных сбережений в экономику страны. В условиях санкционного кризиса исследования сберегательных установок и поведения представителей данной группы особенно актуальны ввиду определенной уязвимости ее социального положения и способности к скорой адаптации к новым социально-экономическим условиям. Эмпирическую базу работы составили результаты авторского исследовательского проекта «Экономическая культура российской городской молодежи», проведенного методом онлайн-опроса в 2022 и 2023 гг. Выборка исследования репрезентирует российскую городскую молодежь от 17 до 35лет по полу, возрасту, размеру населенного пункта и федеральному округу. Цель работы - представление и попытка интерпретации выявленных особенностей сберегательной культуры российской городской молодежи в условиях социально-экономической и политической турбулентности. Задачи: описать отношение городской молодежи к сбережениям в целом и материальному обеспечению своей старости в частности; наиболее вероятные, по мнению опрошенных, риски взаимоотношений с банками и негосударственными пенсионными фондами; декларируемое поведение опрошенных в этих сферах непосредственно перед и через год после введения санкций. Гипотеза заключается в том, что сберегательная культура молодых россиян ситуативна и в период социально-экономической турбулентности сберегательные установки и модели поведения будут быстро сменяться от умеренности в потреблении до активного расходования накоплений. Результаты исследования подтверждают это предположение, основными детерминантами выступают возраст, потребительские возможности, наличие сбережений, доверие официальным средствам массовой информации. Опрошенные скептично относятся к банкам и к инструменту накопительной пенсии, достаточно высоко и умеренно оценивая, с одной стороны, риски столкнуться с навязыванием ненужных услуг сотрудниками банка, изменением условий договора не в пользу клиента банка, а также риск стать жертвой мошенников по вине банка, с другой стороны - риски обесценивания «длинных» накоплений ввиду изменения пенсионного законодательства, инфляции и отрицательной доходности негосударственных пенсионных фондов.
Актуальность исследования определена дисфункциями жилищного обеспечения детей-сирот, необходимостью поиска и разработки новых механизмов решения проблем жилищной депривации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цель исследования заключалась в анализе зарубежного опыта реализации программ жилищного обеспечения, определении возможности их адаптации в условиях Российской Федерации. Ключевым отличием представленного материала выступает компаративный анализ данных из информационных источников зарубежных государственных социальных служб и общественных организаций. Научная новизна исследования состоит в расширении контуров разработки моделей социальной поддержки детей-сирот, выхода за рамки патерналистского подхода. Результаты исследования показали возможности и ограничения реализации «Independent living programs» (программы самостоятельного проживания). Установлено, что концепции жилищной поддержки выпускников европейских стран отличаются высокой степенью вариативности, учитывают индивидуальные возможности (финансовые, социальные, профессиональные) молодых людей. В частности, в Норвегии («Josephine Stiftelsens») вариативность выбора решения проблемы жилищного обеспечения зависит от успешности социальной адаптации выпускников и включает в себя дифференцированные модели поддержки. Политика «открытых дверей» (программа «SOS Children>s Villages», проводимая в 135 странах) предполагает создание «детских деревень» для проживания детей-сирот с возможностью их возврата в случае психологической или финансовой неготовности начать самостоятельную жизнь. Результаты исследования показали, что в странах Европы присутствует смещение акцента с решения жилищной проблемы на развитие адаптационных способностей и профессиональных траекторий детей-сирот как предиката снижения социальных и финансовых эксклюзий. В качестве направления будущих исследований авторы предлагают обратиться к сравнительному анализу траекторий взросления детей-сирот, а также стратегий достижения жизненного успеха в зависимости от модели постинтернатного сопровождения.
В статье предложен авторский подход в представлении ключевых параметров дефиниции «жизненный мир» (life world) с точки зрения символического интеракционизма, феноменологии и прагматики коммуникативного действия как основополагающих компонентов социологических теорий. Актуальность материалов статьи заключается в том, что четко демонстрируется, каким образом основные макротечения в гуманитарной науке - марксизм, функционализм и веберианство, которые пытаются представить ролевые системы в их объективном контексте - могут быть дополнены конструктивными компонентами современной субъективно-понимающей социологии микроуровней в контекстах смысловых структур и правил интерпретации, в терминах которых актор определяет ситуацию, свое самопонимание (self-understanding), мотивацию, действия и другие измерения укорененности социальных ролей в контексте жизненного мира (context of the lifeworld). Новизна исследования состоит в том, что в статье показаны переходы от микроуровней к макроструктурным феноменам и обратно как результаты взаимодействий и коммуникаций на микроуровне, в том числе в рамках теорий «порядков взаимодействия» (orders of interaction) в моделях И. Гоффмана, «ритуальных цепочек взаимодействия» (interaction ritual chains) Р. Коллинза, «коммуникативного действия» (communicative action) как механизмах «символического воспроизводства» (symbolic reproduction) в моделях Ю. Хабермаса, позволяющих изучать динамику и контексты индивидуального и группового «жизненного мира» и его компонентов. Авторы статьи предприняли попытку решить амбициозную задачу - на базе опорных пунктов понимания социальных действий и коммуникаций в поле интерсубъективности выявить, какими способами смысл и значения приобретают статус социальной объективности.
В условиях демографических вызовов (депопуляции, старения населения, снижения рождаемости, сокращения вклада миграции в компенсацию естественной убыли населения) и необходимости достижения стратегических национальных приоритетов в демографической сфере особую актуальность приобретают исследования, направленные на создание реалистичных моделей общества для прогнозирования сценариев демографического развития и апробации различных вариантов управляющих воздействий на него. Такую возможность предоставляют цифровые демографические двойники - агент-ориентированные модели, в основу которых заложена имитация индивидуального поведения отдельных агентов - членов общества. Такие модели выступают платформой для проведения экспериментов в сфере управления демографическими процессами, а следовательно, служат инструментом поддержки принятия управленческих решений. Цель работы заключалась в обосновании концепции и программной реализации агент-ориентированной модели, имитирующей демографическое развитие региона (Вологодской области), предназначенной для апробации управленческого воздействия на него. Рассмотрены примеры зарубежных и отечественных агент-ориентированных моделей. Несмотря на имеющиеся разработки не теряет актуальности построение цифровых демографических двойников для отдельных субъектов РФ, особенно для регионов демографического неблагополучия. Представлена концепция агент-ориентированной модели «Цифровой демографический двойник Вологодской области»: рассмотрены ее структурные блоки (имитация воспроизводства населения и миграционного поведения, имитация внешних воздействий -иммиграции), типы агентов (агенты-люди и агенты-территории) и их свойства, характеристики внешней среды, перечислены основные допущения и ограничения модели, методы имитации демографических процессов, отдельное внимание уделено схеме поведения агента-человека. Описана конструкция модели, раскрыты основные параметры ее программной реализации. Преимущества модели заключаются в учете при имитации поведения агентов-людей их демографических состояний и переходов между ними; использовании данных социологических мониторинговых опросов; применении для моделирования новой программной среды GamaPlatform; учете территориального фактора при моделировании и возможности детализации модели на разных уровнях.
Издательство
- Издательство
- ВолНЦ РАН
- Регион
- Россия, Вологда
- Почтовый адрес
- 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а
- Юр. адрес
- 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а
- ФИО
- Шабунова Александра Анатольевна (Руководитель)
- E-mail адрес
- common@volnc.ru
- Контактный телефон
- +7 (817) 2597803
- Сайт
- http:/www.vscc.ac.ru