"ТАК НАС ПРИРОДА СОТВОРИЛА...": ПРЕСТУПЛЕНИЕ БЕЗ НАКАЗАНИЯ? (Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ И И.А. БУНИН) СТАТЬЯ ВТОРАЯ: "ПРИ РОЖДЕНИИ, ЧТО ЛЬ, ЗНАКИ ТАКИЕ ЕСТЬ?" (2024)
В статье рассматривается «тезис» маргинальной антропологии, как он был обозначен Ф.М. Достоевским в романе «Преступление и наказание» и творчески переосмыслен И.А. Буниным в рассказе «Петлистые уши» под влиянием достижений итальянской школы уголовного права: «по закону природы» люди делятся на обыкновенных и «прирожденных преступников», - последних можно даже узнать по атавистическим «клеймам» и/или «печати» Каина. У Достоевского и у Бунина изображение «необыкновенного человека» по-разному концептуализировано. Достоевский, ставя перед собой задачу показать преображающее действие «закона Христа» внутри отдельной человеческой личности, все же маргинальную антропную реальность до конца не развенчивает, оставляет ее «на свободе», «на улице», - в общественном пространстве, тем самым потенциально «позволяет» ей осуществиться: она может найти (как в «Мертвом доме») свое практическое и историческое подтверждение в преступниках «по природе своей». Бунин же без сомнений и оговорок выводит в рассказе «опасную реальность» - «прирожденного преступника», наделяя его характерными, узнаваемыми в свете криминальной антропологии признаками, «стигматами»: его появление в исторической жизни обусловлено не социальными обстоятельствами (как утверждают исследователи), а действием законов атавизма. В отличие от Достоевского Бунин ведет своего героя не к обновлению и преображению, а сюжетно отпускает «прирожденного преступника» на свободу, оставляет его без наказания. С другой стороны, выявление в произведениях Достоевского и Бунина «ветхозаветного кода», связанного с «комплексом Каина», позволяет актуализировать эсхатологический мотив «второго» творения: исторически акт «второго» творения не завершен, культура вновь и вновь стремится поправить онто-антропологический результат «шестого дня», потому что Каин в род человеческий снова и снова возвращается, а может быть, из него никуда и «не уходил». В целом нужно говорить не только о полемике Бунина с Достоевским, но и о детальной проработке острой антропологической проблемы, которая волновала обоих писателей, стремившихся разгадать тайну человека, иерархически соотнесенную с Богом и с разного рода возникающими эволюционными и социальными антропными «примесями».
Идентификаторы и классификаторы
Цель предлагаемой статьи — рассмотреть особенности маргинальной антропологии, как она была намечена Ф.М. Достоевским в романе «Преступление и наказание» и творчески переосмыслена, усилена И.А. Буниным в рассказе «Петлистые уши» под влиянием
достижений итальянской школы уголовного права. То, что в романе Достоевского обозначено и остается на повествовательной периферии, в рассказе Бунина выводится в центр и составляет основную «идею» изображения: люди «по закону природы» делятся на обыкновенных, «материал» и «прирожденных преступников» [Достоевский, 2013–, т. 6, с. 223–224], [Бунин, 1965–1967, т. 4, с. 389–391, с. 443–444].
Список литературы
- Альберт Великий. Великого Альберта наука распознавать людей. Избранная из древних рукописей. С физиогномическими замечаниями Аристотеля, Галенуса, Гиппократа, Плиния, Плутарха, И.Б. ла Порте и также изъяснение Галлевой системы о черепословии / пер. с нем. М.: Печатано в типографии С. Селивановского, 1811. 126 с.
- Аристотель. Метафизика / пер. с греч. И.С. Еремеев. СПб.: Алетейя; Киев: Эльга, 2002. 830 с.
- Березкина С.В. Реальный комментарий // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. и писем: в 35 т. СПб.: Наука. 2019. Т. 7. С. 605-754.
- Боуи Р. Достоевский и “достоевщина” в произведениях и жизни Бунина // Иван Бунин: pro et contra: Личность и творчество Ивана Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: антология. СПб.: РХГИ, 2001. С. 700-713.
- Булгаков С.Н. Русская трагедия // Булгаков С.Н. Сочинения: в 2 т. М.: Наука, 1993. Т. 2. С. 499-526.
- Бунин И.А. Окаянные дни. М.: Молодая гвардия, 1991. 335 с.
- Бунин И.А. Собр. соч.: в 9 т. М.: Худож. лит., 1965-1967.
- Гальтон Ф. Наследственность таланта, ее закон и последствия / пер. с англ. СПб.: Знание, 1875. 300 с.
- Гибнер И. Сто четыре Священные Истории, выбранные из Ветхого и Нового Завета, в пользу юношества, Иоанном Гибнером, с присовокуплением благочестивых размышлений. С немецкого языка вновь переведены с издания, исправленного Иоанном Готфр. Флекком, Василием Богородским. СПб.: Тип. И. Байкова, 1815. 357 с.
-
Дарвин Ч. Происхождение видов: в 2 т. / пер. с англ. В. Ковалевский. СПб.: Тип. Ф.С. Сущинского, 1868. Т. 2. 462 с.
-
Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. и писем: в 35 т. СПб.: Наука. 2013-(издание продолжается).
-
Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972-1990.
-
Дякова Т.А. Иван Бунин и Фёдор Достоевский: Литературный диалог в жанре пародии // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2022. № 2. С. 42-45. EDN: PSGFIU
-
Изъяснение Галлевой системы // Великого Альберта наука распознавать людей. Избранная из древних рукописей. С физиогномическими замечаниями Аристотеля, Галенуса, Гиппократа, Плиния, Плутарха, И.Б. ла Порте и также изъяснение Галлевой системы о черепословии / пер. с нем. М.: Тип. С. Селивановского, 1811. С. 113-126.
-
Кант И. Об изначально злом в человеческой природе // Кант И. Соч.: в 6 т. / под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана. М.: Мысль, 1965. Т. 4. Кн. 2. С. 5-57.
-
Карус К.Г. Символика человеческого облика. Руководство к человекознанию // Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. М.: Канон+; ОИ "Реабилитация", 1999. С. 716-776.
-
Кибальник С.А. § 12 (статья) // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. и писем: в 35 т. СПб.: Наука. 2019. Т. 7. С. 546-577.
-
Лесевич В.В. Собр. соч.: в 3 т. М.: Тов-во "Книгоиздательство писателей в Москве", 1917. Т. 3: Статьи общенаучного характера. 713 с.
-
Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. Параллель между великими людьми и помешанными / пер. с итал. К. Тетюшиновой. СПб.: Тип. тов-ва "Общественная польза", 1885. 360 с.
-
Ломброзо Ч. Новейшие успехи науки о преступнике / пер. с итал. С.Л. Раппопорт. СПб.: Типо-литография С.М. Николаева, 1892. 160 с.
-
Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание: Метафизические рассуждения о сознании, символе и языке. М.: Языки русской культуры, 1999. 216 с.
-
Мечников И.И. Академическое собрание сочинений: в 16 т. М.: Гос. изд-во мед. лит., 1950-1964.
-
Михайловский Н.К. Сочинения Н.К. Михайловского: в 6 т. СПб.: Тип. Б.М. Вольфа, 1896. Т. 2. 886 стб.
-
Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество // Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М.: Республика, 1995. С. 219-549.
-
Нордау М. Новая биологическая теория преступления / пер. с нем. К.А. Малинин. М.: Тип. А.В. Васильева, 1903. 35 с.
-
Нордау М. Собр. соч.: в 12 т. / пер. с нем. В.Н. Михайлов. Киев: Изд. Б.К. Фукса, 1902.
-
Пращерук Н.В. "Преступление и наказание" в интерпретации И.А. Бунина: "Петлистые уши" как рассказ-обобщение // Дискурс Некрасова и Достоевского: культурное наследие и его интерпретация. Материалы Всероссийской с международным участием научной конференции (22-26 сентября 2021 г.) / ред.-сост. Е.А. Фёдорова; Ярославль: ПФК "СОЮЗ-ПРЕСС", 2021. С. 236-241.
-
Пращерук Н.В. Проза И.А. Бунина: философия, поэтика, диалоги. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; СПб.: Алетейя, 2022. 432 с.
-
Предуведомление немецкого издателя // Великого Альберта наука распознавать людей. Избранная из древних рукописей. С физиогномическими замечаниями Аристотеля, Галенуса, Гиппократа, Плиния, Плутарха, И.Б. ла Порте и также изъяснение Галлевой системы о черепословии / пер. с нем. М.: Тип. С. Селивановского, 1811. С. III-XV.
-
Рибо Т. Психология чувств / пер. с фр. М. Гольдсмит. СПб.: Изд. Ф. Павленкова, 1898. 480 стб.
-
Сапольски Р. Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки / пер. с англ. Ю. Аболина, Е. Наймарк, д-р биол. наук. М.: Альпина нон-фикшн, 2019. 708 с.
-
Сараскина Л.И. "Бесы": роман-предупреждение. М.: Сов. писатель, 1990. 479 с. EDN: ZMPVTR
-
Сегалин Г.В. О задачах эвропатологии как отдельной отрасли психопатологии, изучающей патологию гениально-одаренной личности и патологию творчества // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии). 1925. Т. 1. Вып. 1. С. 7-23.
-
Сигеле С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии / пер. с фр. А.П. Афанасьев. СПб.: Тип. Ю.Н. Эрлих, 1893. 116 с.
-
Спасович В.Д. Новые направления в науке уголовного права // Вестник Европы. 1891. Двадцать шестой год. Т. 5. Сентябрь-октябрь. С. 441-507.
-
Тард Г. Преступник и преступление / пер. с фр. Е.В. Выставкина. М.: Тип. тов-ва И.Д. Сытина, 1906. 324 с.
-
Тарковский А.А. Собр. соч.: в 3 т. М.: Худож. лит., 1991. Т. 2. 270 с.
-
Тихомиров Б.Н. "Лазарь! гряди вон". Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в современном прочтении: Книга-комментарий. СПб.: Серебряный век, 2005. 472 с.
-
Туниманов В.А. И.А. Бунин и Достоевский. (По поводу рассказа Бунина "Петлистые уши") // Туниманов В.А. Достоевский и русские писатели. СПб.: Наука, 2004. С. 207-235.
-
Ферри Э. Преступные типы в искусстве и литературе / пер. с итал. Р. Савелли. СПб.: Изд. С.Е. Коренева и К°, Тип. В.Я. Мильштейна, 1908. 175 с.
-
Ферри Э. Психология предумышленного убийцы // Юридический вестник. 1888. Сентябрь. Кн. 1. С. 3-30.
-
Ферри Э. Уголовная социология / пер. с итал. М.: В.М. Саблин, 1908. 591 с.
-
Филарет (Дроздов), митрополит. Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия, заключающие в себя и перевод сея книги на русское наречие. СПб.: Тип. Медицинского департамента Министерства внутренних дел, 1835. Ч. 1: Сотворение мира и история первого мира. 218 с.
-
Флоринский В.М. Усовершенствование и вырождение человеческого рода. СПб., 1866. 206 с.
-
Шилле-Школьни Х.М. Верно средство познть сея других. Практическо, общедоступно изложени наук: хиромантии, физиогномики, френологии, астрологии / 4- из. Варшава: Психо-графологическо из-во "Рассвет", 1912. 137.
-
Carus C.G. Symbolik der menschlichen Gestalt: ein Handbuch zur Menschenkenntniss. Leipzig: F.A. Brodhaus, 1858. 403 s.
-
Lavater J.C. Physiognomische Fragmente zur Beförderung der Menschenkenntniss und Menschenliebe: in 3 Band. Winterthur: In Verlag Heinrich Steiners und Compagnie, 1783-1787.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В материале представлен обзор международной научной онлайн-конференции «Книга в книге», посвященной памяти выдающегося русского филолога и теоретика культуры Александра Викторовича Михайлова (1938-1995), проведенной 2-4 октября 2023 года силами Научно-исследовательского центра «Ф.М. Достоевский и мировая культура» ИМЛИ РАН и Комиссии по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского Научного совета «История мировой культуры» РАН.
III Международная научная онлайн-конференция «“Преступление и наказание”: современное состояние изучения» прошла 28, 29 февраля - 1 марта под эгидой Научно-исследовательского центра «Ф.М. Достоевский и мировая культура» Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН и Комиссии по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского научного совета «История мировой культуры» РАН. Конференция была посвящена новейшим исследованиям романа и проблемам преподавания «Преступления и наказания» в школе и вузе. Серия конференций, посвященных роману, проводилась в перспективе создания новой книги проекта «Романы Ф.М. Достоевского: современное состояние изучения», осуществляемого содружеством ученых разных стран; первая была посвящена роману «Идиот» (М.: Наследие, 2001), вторая - роману «Братья Карамазовы» (М.: Наука, 2007), третья - роману «Подросток» (М.: ИМЛИ РАН, 2022).
Предлагаемая научно-методическая работа предназначена для учителей-словесников. Цель работы - предоставить максимально полный, достоверный, актуальный научный материал, отвечающий потребностям современной школы. В современном преподавании литературы в школе назрела необходимость соединения методики школьного анализа с литературоведческой наукой, с ее современными достижениями, современными трактовками и сведениями. Поэтому в работу включены обширные выдержки из научных трудов современных ученых-достоевистов, которые не всегда доступны учителю школы, но без которых приближенный к замыслу автора анализ романа Достоевского «Преступление и наказания» затруднен или невозможен. Концептуально статья построена на выявлении того, что является истинным наказанием в романе, трактовка которого в статье существенно не совпадает с традиционными трактовками. Предлагается оригинальный подход к созданию структуры уроков по изучению романа «Преступление и наказание» на основе идеи наказания в романе. Такая структура может быть построена в соответствии с вехами пути, по которому должен пройти герой от преступления и духовной гибели к спасению и воскресению.
Мир идей автора влияет на внутреннюю жизнь читателя, но существует, помимо этого, и феномен физического присоединения читателя к событиям сюжета. В случае читателей романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - прежде всего к динамике и пластике персонажей. Внимание ученых в последние десятилетия привлекли физиологические изменения (кровообращения, сердцебиения, функционирования мозга) во время чтения. Читатель непроизвольно как бы обозначает те движения, которые соответствуют движениям героя произведения, потенциально совершает их. «Преступление и наказание», с его динамикой - сюжетной и пластической, динамикой движений, поступков персонажей - активно способствует этому процессу. Главный герой, а также персонажи, тяготеющие к центру романа, - люди, чье поведение богато неожиданностями. Такова их внутренняя жизнь, таково и их жестовое поведение. Поэтому там, где речь идет о Раскольникове и его близком окружении, особое значение приобретают глаголы движения совершенного вида. О персонажах третьего плана, принадлежащих романному «фону», большей частью повествуют глаголы несовершенного вида - так описывается жизнь, лишенная смысла, с однообразно повторяющимися тягостными ситуациями. Читатель принадлежит и миру протагониста, и миру статистов, ему близки взрывчатые перемены в поведении Раскольникова, но также и тянущееся, тягостное бытие «маленьких людей» «Преступления и наказания». Присоединение читателя к миру героев - при всем их разнообразии - происходит и на идейном и духовном, и на физическом уровне взаимодействия с персонажами. Тем более освобождающим и динамически вовлекающим выглядит для читателя эпилог романа, где Раскольников не только находит путь из одиночества к другим людям, но и эти другие (люди каторги) оказываются способны откликнуться на его внутреннюю перемену.
В статье раскрывается статус Библии и Корана как «вечных книг», или «книг человечества» в жизни и творчестве Достоевского; наряду с исключительной ролью Библии утверждается и значимость «небесной книги» мусульман в жизни и творчестве писателя. С типологической точки зрения эти книги объединяет контекст «вечности» и «всечеловечности», а также графические и лексические (синонимические и перифрастические) особенности их категориального функционирования как в произведениях Достоевского, так и в исследованиях, посвященных им. В этой связи подчеркивается аналогия между библейскими книгами и «великим пятикнижием» романиста, в частности, сходство их метаструктур, а также эволюция героев произведений Достоевского по отношению к Книге. Наряду с этим приводятся дополнительные подтверждения его основательного знакомства с Кораном. Оно состоялось благодаря личным впечатлениям писателя от знакомства с мусульманами в омском остроге и в семипалатинской ссылке, чтению Корана в его разных переводах и изданиях, биографических книг о Магомете и в особенности посредничеству выдающегося казахского востоковеда Чокана Валиханова, который, находясь в русле русского ориентализма, интересовался историей мировых религий. Сложившееся в общении с ним понимание генетического родства «небесной книги» с Библией нашло отражение во многих произведениях Достоевского, в которых очевидна перекличка коранических образов и мотивов с Библией. Один из самых ярких примеров - «фантастический рассказ» «Сон смешного человека», являющий собой оригинальное «подражание Корану» Достоевского, не противоречащее духу Евангелия. Делается вывод о том, что вслед за Пушкиным Достоевский, исходя из понимания корневой связи Библии и Корана как равноценных «вечных книг» человечества, пришел к их сопряжению в художественном плане.
В статье рассматриваются произведения из британской традиции готики ужасов, или френетической готики («Монах» М.Г. Льюиса, «Вампир» Дж.У. Полидори), а также роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» М. Шелли, по сути, первый в английской литературе представитель научной фантастики, в сопоставлении с «Преступлением и наказанием» Ф.М. Достоевского. Для Достоевского был важен элемент фантастического в готике ужасов как зримая связь с уровнем бытия за пределами материального мира. «Вампир» и «Монах» демонстрируют некоторую тематически-мотивную общность с творчеством Достоевского в целом и «Преступлением и наказанием» в частности: «вампирические» описания внешности героев (Свидригайлова и Ставрогина), вытекающий из этих описаний мотив «живого мертвеца», тема соотношения страсти и разума, тема сладострастия. Эти параллели особенно актуальны для «Преступления и наказания», т.к. подчеркивают ключевые, повторяющиеся мотивы Достоевского, не всегда столь очевидные применительно именно к Свидригайлову. Однако наиболее интересные параллели типологического свойства наблюдаются между сквозным сюжетом Достоевского (попытки человека самообожиться, т.е. выйти за пределы своей природы в сторону божественности) и сюжетом романа М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». Если тема самообожения в целом не является новаторской (среди предшественников Шелли и Достоевского - эпические поэмы разных стран и народов, трагедии К. Марло и У. Шекспира), то у Шелли и Достоевского впервые человек оказывается не в силах соперничать с Богом не в созидательной или разрушительной мощи, но в способности к любви. Неспособность к подлинной христианской любви к людям была также элементом «Монаха», но именно в романе Шелли она выходит на первый план. Таким образом, английская готика ужасов и творчество Достоевского связаны как на уровне отдельных тем и мотивов, так и на уровне религиозно-философского осмысления телеологии человеческого бытия.
В статье исследуется костюм главного героя романа «Бесы» Степана Трофимовича Верховенского. Костюм, в отличие от одежды, связан с театральностью и актерством, с притворством и игрой, а Степан Трофимович в течение всего романа «играет роль» в костюме, который ему определяет Варвара Петровна. Костюмированными являются и другие герои (особенно молодое поколение, молодые «бесы»), которые играют свои роли на «подмостках» Скворешников. Степан Трофимович то принимает, то отрицает свои роли, бунтует, сопротивляется предназначенному ему костюму. Анализируя его поведение и отношение к костюму, в статье автор приходит к заключению, что Степан Трофимович все-таки освобождается от предназначенной ему роли в конце своего жизненного пути, когда он, «сошедши со сцены» Скворешников и сняв с себя «гражданский» и ложный костюм, оказался «нагим» на пути вечном и «действительном».
Статья-размышление посвящена одному из персонажей романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Дмитрию Разумихину, которого, как правило, относят к героям второстепенным, побочным и часто трактуют как личность обыкновенную, среднюю, даже заурядную, в отличие от существ высшего порядка. Выдвигается альтернативное предположение о том, что «второстепенность» Разумихина - качество кажущееся, мнимое; что за обманчивой мнимостью стоит нечто подлинное, настоящее, доказанное автором романа через неординарные поступки героя и обилие лестных, часто восторженных характеристик, необычных для поэтики Достоевского. Смысл существования и противостояния в романе двух приезжих из российской провинции бедняков-студентов, вышедших из университета за неуплату и оставшихся наедине со своей судьбой, определяется выбором социального поведения (исхода). Раскольников взламывает обстоятельства в попытке добиться всего и сразу ценой тяжкого преступления. Разумихин намерен выкарабкаться из нужды копеечными заработками, закончить курс в университете, получить профессию и встать на ноги. Идя на преступление, Раскольников отвергает путь Разумихина. Особое внимание уделено любовной истории Разумихина, которой приданы черты рыцарственного благородства, душевной готовности служить даме сердца без какого бы то ни было расчета. Вспыхнувшая любовь к сестре Раскольникова означает для Разумихина еще и всеобъемлющую заботу не только о любимой, но и обо всех ее близких, что бы с ними ни случилось. Любовь Разумихина - чувство преображающее и созидательное; автор, которому была хорошо известна спасительная миссия настоящего дела, позаботился, чтобы Родиону Романовичу, когда закончится его каторжный срок, было к кому обратиться за советом и поддержкой. Преданную любовь Раскольникову обещала Соня Мармеладова, но помочь найти себя и свой путь в новых условиях могли только Разумихины, Дуня и Дмитрий.
В статье исследуется значение романа М. де Сервантеса «Дон Кихот» для понимания авторского замысла романа Ф.М. Достоевского «Идиот». Материальное присутствие книги «Дон Кихот» в тексте произведения предполагает, что читатель знаком с романом Сервантеса и будет способен отследить все необходимые внутритекстовые связи, исходящие от этой детали, учитывая при проведении этих ассоциативных линий не только образ дон Кихота, но и весь текст романа Сервантеса, который Достоевский знал и высоко ценил. При рассмотрении в таком ракурсе отправной точкой для анализа становится фигура Аглаи Епанчиной, которая является не только поводом для включения книги «Дон Кихот» в сюжет «Идиота», но и её единственным толкователем в рамках романа. Однако толкование Аглаи ведет читателя по ложному пути, отождествляя Мышкина, дон Кихота и «бедного рыцаря» Пушкина под знаком «средневековой платонической любви». В статье продемонстрировано, что отсылки к роману Сервантеса указывают на то, что сама Аглая действует «по “Дон Кихоту”», понимая любовь как произвольный односторонний выбор плотского вместилища для придуманного идеала. Иная любовь определяет отношения князя Мышкина с Настасьей Филипповной, в образе которой проявляются совсем другие донкихотские черты. На более глубоком уровне подтекст романа Сервантеса структурирует образ главного героя, который призван найти свою полноту в процессе общения с другим (Рогожиным, Санчо Панса); показано, что образ осла, пробудившего князя в Базеле, укоренен также и в произведении Сервантеса. В «Заключении» предлагаются некоторые размышления о связи между особой структурой главного героя в обоих романах и намерениями Ф.М. Достоевского изобразить «положительно прекрасного человека».
В статье редактор изучает романы “Преступление и наказание” и “Идиот”.
Издательство
- Издательство
- ИМЛМ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 121069, г. Москва, ул. Поварская 25А, стр. 1
- Юр. адрес
- 121069, г. Москва, ул. Поварская 25А, стр. 1
- ФИО
- Полонский Вадим Владимирович (Директор)
- E-mail адрес
- info@imli.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6905030
- Сайт
- https:/imli.ru