ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ: БАЛАНС ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА И САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ (2023)
В статье представлен анализ теории и практики государственного регулирования и рыночного саморегулирования в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, их эволюции и изменения баланса, периодизация развития отечественного законодательства и контроля, анализ практики реализации контрольно-надзорных мероприятий в России, и в частности в Волгоградской области. Современный тренд в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности характеризуется смещением приоритета от государственного надзора и административного регулирования к цифровому мониторингу и рыночному саморегулированию. Саморегулирование повысит надежность и качество исполнения договорных обязательств, конкурентоспособность отечественной энергетики. Задачи саморегулируемых организаций в сфере энергетики могут включать участие в разработке нормативной базы, информационное обеспечение, консультирование в сфере подготовки кадров, добровольные соглашения в области экодизайна. Результаты проведенного анализа показали, что в России и странах ЕАЭС имеется значительный потенциал энергосбережения и повышения энергетической эффективности через формирование и развитие саморегулируемых систем.
Идентификаторы и классификаторы
В настоящее время процедура энергетического обследования является добровольной. С 2019 г. ввели обязанность декларирования потребления энергетических ресурсов в системе ГИС «Энергоэффективность». Во исполнение Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ обязательно предоставление органами государственной власти, местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями деклараций о потреблении энергетических ресурсов в уполномоченный орган в сфере энергоэффективности (ГИС «Энергоэффективность»). Декларации размещаются субъектом декларирования в ГИС «Энергоэффективность» не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (Приказ Минэкономразвития России от 28.10.2019 № 707 «Об утверждении Порядка предоставления деклараций о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов»).
Список литературы
-
Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2009/125/EC от 21 октября 2009 г. о введении правового регулирования для установления требований экодизайна к энергопотребляющей продукции (в новой редакции). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://base.garant.ru/70161766. - Загл. с экрана.
-
Доклады о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www.gosnadzor.ru/public/law%20enforcement. - Загл. с экрана.
-
Ежегодные отчеты о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www.gosnadzor.ru/public/annual_reports. - Загл. с экрана.
-
Капинус, Н. И. Организация внеплановых проверок исполнения требований закона об энергосбережении и повышении энергоэффективности / Н. И. Капинус, Т. В. Телегина, М. С. Аверин // Безопасность труда в промышленности. - 2013. - № 5. - С. 28-30. EDN: QACETD
-
Кузовкин, А. И. Реформирование электроэнергетики и энергетической безопасности / А. И. Кузовкин. - М.: Ин-т микроэкономики, 2006. - 388 с.
-
Кулапин, А. Российское энергетическое агентство Минэнерго России: полувековой опыт в новых реалиях / И. А. Кулапин // Энергетическая политика. - 2020. - № 12 (154). - С. 16-21. EDN: JALLFJ
-
Леухина, Е. Е. Правовое регулирование надзорной деятельности в сфере обеспечения безопасности в электроэнергетике: дис…. канд. юрид. наук / Леухина Екатерина Евгеньевна. - Челябинск, 2014. - 219 с. EDN: THTTLT
-
Правила осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2011 № 318. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://base.garant.ru/12185272. - Загл. с экрана.
-
Скоков, Р. Эволюция поведенческого дизайна: рефлексы, цифровизация, энергопереход / Р. Скоков, М. Гузенко, Н. Иванова // Энергетическая политика. - 2022. - № 2 (168). - С. 62-71. EDN: XMECRK
-
Стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления, утвержденное Распоряжением Правительства РФ от 22.10.2021 № 2998-р. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202110260034. - Загл. с экрана.
-
Сысоева, Е. А. Экодизайн энергопотребляющей продукции - эффективный инструмент управления энергоэффективностью и экологической безопасностью / Е. А. Сысоева // Экономическая безопасность и качество. - 2018. - № 2 (31). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekodizayn-energopotreblyayuschey-produktsii-effektivnyy-instrument-upravleniya-energoeffektivnostyu-i-ekologicheskoy. - Загл. с экрана. EDN: XROTJZ
-
Торгашин, Д. С. Алгоритм работы системы учета расхода электрической и тепловой энергии / Д. С. Торгашин, Е. Г. Зенина // Энерго- и ресурсосбережение: промышленность и транспорт. - 2020. - № 2 (31). - С. 20-24. EDN: BPGPAU
-
Федеральный закон от 19.07.2018 № 221-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71892668/#review. - Загл. с экрана.
-
Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://base.garant.ru/12171109. - Загл. с экрана.
-
Федеральный закон от 27.12.2018 № 522-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации". - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72039472. - Загл. с экрана.
-
Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://base.garant.ru/74449814. - Загл. с экрана.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель исследования состоит в анализе особенностей цифрового развития стран БРИКС на современном этапе, характеризующемся высоким уровнем турбулентности, а также в определении направлений государственной политики, способствующей наращиванию ими цифрового потенциала. Задачи исследования: анализ основных показателей, характеризующих цифровой потенциал стран БРИКС; оценка влияния пандемии COVID-19 на цифровой потенциал стран БРИКС и их позицию в мировой экономике; определение направлений государственной политики, способствующих наращиванию цифрового потенциала стран БРИКС в глобальном ландшафте. Авторы оценили имеющийся у стран БРИКС цифровой потенциал, также провели сравнительный анализ их возможностей с потенциалом наиболее развитых стран в условиях турбулентности внешней среды. Определено, что цифровой потенциал стран БРИКС в настоящее время ниже, чем у наиболее развитых стран за счет более слабой цифровой инфраструктуры, однако усиление цифровой активности развивающихся стран БРИКС в условиях турбулентности открывает им новые возможности для реализации своего потенциала. Реализация государственной политики по ключевым направлениям цифрового развития будет способствовать выравниванию позиций интеграционного объединения БРИКС с группой развитых стран и может положить начало новому этапу изменения конфигурации глобальной экономики.
Предметом исследования являются отношения, складывающиеся в процессе проектирования и использования цифровой валюты центральных банков азиатских стран. Объектом - цифровые валюты центральных банков, планируемых к выпуску и обращению на территории азиатских стран. Цель исследования - систематизация опыта Гонконга и Таиланда в части введения в экономический оборот цифровой валюты центрального банка для целей адаптации такого опыта в России. В статье приведен опыт ряда азиатских стран (Гонконг, Таиланд) по проектированию и использованию цифровой валюты центрального банка - цифрового гонконгского доллара и цифрового бата, рассчитанных как на оптового, так и на розничного потребителя. Особое внимание уделено анализу результатов эксперимента по введению в экономический оборот мультивалютной цифровой валюты, в реализации которого приняли участие Гонконг, Таиланд, Китай и ОАЭ. Представлена авторская позиция по созданию мультивалютной цифровой валюты центрального банка на примере России и Казахстана. Выделены преимущества внедрения цифровых валют для стран участников. Представленные данные могут быть использованы при проектировании и использовании цифрового рубля в Российской Федерации и в странах ЕАЭС.
В статье описаны результаты исследования научной литературы и практических примеров (международный опыт) производства продуктов обработки данных, которые генерируются предприятиями разных отраслей. В качестве предпосылок развития управленческих подходов, основанных на данных, рассмотрены: 1) эволюция архитектурных подходов к работе с данными от централизованных хранилищ к децентрализованным наборам данных (доменам, предметным областям) за последние два десятилетия; 2) неудовлетворенность компаний действующими механизмами обработки данных; 3) ценность данных для внутренних и внешних потребителей (сотрудников и клиентов) для принятия решений и/или создания дополнительной добавленной стоимости. Охарактеризована роль сетевых отношений между бизнес-структурами в процессах использования данных в качестве ценного актива и в сфере цифровой трансформации в целом. По результатам наблюдения сформулирована концепция ценности продуктов из данных для внешних и внутренних потребителей (клиентов и сотрудников). Показано, что более высокий спрос на подготовленные наборы данных наблюдается со стороны подразделений, задействованных в основных бизнес-процессах, по сравнению с подразделениями, которые относятся к вспомогательным, сервисным подразделениям.
В этой статье изучалось влияние интеграции цепочки поставок на эффективность деятельности нигерийской компании по розливу, в качестве компонентов которой были определены интеграция клиентов, координация партнеров по цепочке поставок и обмен информацией. В качестве метода исследования был использован описательный опрос. В исследовании приняли участие потребители продукции компании Nigeria Bottling Company в городе Ибадан. Из-за того, что численность населения была неограниченной, для определения размера выборки из 384 респондентов, которые были случайным образом отобраны из столицы Ибадана, была использована формула Година. Первичные данные для исследования были получены путем опроса респондентов. В исследовании использовались как описательные, так и логические статистические данные при анализе данных с использованием SPSS версии 23. Результаты показали, что интеграция цепочки поставок оказывает сильное положительное влияние на производительность, при этом значение r в проверяемой гипотезе составило 0,645, то есть влияние составило 64,5%. Исследование показало, что интеграция цепочки поставок оказывает значительное влияние на производительность продукта, и поэтому рекомендует менеджерам Нигерийской компании по розливу улучшить работу своей цепочки поставок, особенно обмен информацией, для обеспечения производительности.
В исследовании сформулирована методика оценки устойчивого сбалансированного инклюзивного роста региональных систем, адаптированная для анализа развития российских регионов. Методика основана на анализе системы показателей, классифицированных по следующим критериям: 1) экономические показатели, характеризующие устойчивость системы; показатели окружающей среды, отвечающие за сбалансированность; социальные показатели, раскрывающие инклюзивное развитие регионов; 2) показатели результата, показатели условий развития, показатели эффективности / результативности регионального развития. Показатели основаны на анализе статистических данных Федеральной службы государственной статистики, разработанных в рамках национального набора показателей целей устойчивого развития (ЦУР), что позволяет обеспечить независимость и повысить объективность оценки. Система показателей сгруппирована в матрицу, в которой выделены девять блоков. На основе матрицы рассчитываются частные индексы, характеризующие одну из анализируемых сторон регионального развития и агрегированный индекс устойчивого сбалансированного инклюзивного роста региона. Предложенная методика была апробирована для Волгоградского региона, для которого был рассчитан индекс устойчивого сбалансированного инклюзивного развития Волгоградского региона. Авторы полагают, что разработанный аналитический инструментарий позволит более объективно учитывать региональную специфику устойчивого сбалансированного инклюзивного развития при разработке, мониторинге и оценке региональных стратегических планов и программ.
Статья посвящена результатам апробации методики оценки управления социально-экономическим развитием региона на примере Волгоградской области. Авторская методика включает три основных и один дополнительный блоки. Оценка общего уровня социально-экономического развития Волгоградской области осуществлена на основе 67 показателей по 8 региональным подсистемам, рассматриваемым в качестве факторов регионального развития. Результаты текущей оценки сравнивались с прошлыми состояниями области, а также со средними показателями по Южному федеральному округу (ЮФО), сведенными в оценку его синтетического региона. Полученные оценки представлены в табличном, графическом и матричном видах, что существенно повышает аналитичность апробируемой методики. Апробация методики к расчетам и оценкам управления социально-экономическим развитием Волгоградской области позволила эмпирически выявить: наличие эффекта Матфея (за рассматриваемый период значительно увеличился разрыв между уровнем развития области и уровнем развития ведущих регионов ЮФО (Ростовской области и Краснодарского края)); наименьший вклад в формирование уровня развития Волгоградской области вносят экологический и природно-ресурсный факторы, наибольший - социальный, финансовый и инфраструктурный факторы; социально-экономическое развитие Волгоградской области более всего чувствительно к изменению социального, инновационного и инфраструктурного факторов-подсистем; лимитирующими социально-экономическое развитие факторами для Волгоградской области и синтетического региона ЮФО являются: по нижней границе - экологический фактор-подсистема, а по верхней - социальный. Определены дальнейшие направления развития и применения сделанных авторами результатов апробации рассматриваемой методики.
В работе представлен авторский подход к оценке эффективности деятельности кластеров, существующих на территории РФ. Методологический инструментарий ориентирован на оценку эффективности промышленных кластеров, входящих в реестр Минпромторга РФ, и отраслевых территориальных и промышленных кластеров, курируемых субъектами РФ, и включает три критерия оценки для каждого типа кластеров. Апробация системы оценки была произведена на примере 191 кластера. Сбор информации осуществлен на основе данных системы ГИСП, ЕМИСС, сайтов-агрегаторов, данных о компаниях, телефонных интервью представителей органов государственной власти, ответственных за реализации кластерной политики в регионах, официальных писем - ответов министерств и центров кластерного развития РФ. Также в работе была предложена система оценки результативности промышленных кластеров, курируемых Минпромторгом РФ. Полученные результаты позволили установить кластеры с высоким и низким уровнем эффективности и результативности. Данный подход может быть использован государственными органами власти в рамках процесса мониторинга деятельности кластеров и реализации кластерной политики с целью оптимизации финансирования и повышения эффективности мероприятий их поддержки.
В статье рассматривается процесс становления отечественной институциональной среды инвестиционной деятельности домашних хозяйств. Автор выделяет три периода формирования данной среды, каждый из которых имеет свои качественные характеристики. В частности, в дореволюционный период инвестиционную активность проявляли домашние хозяйства, обладающие личной свободой, то есть подавляющее большинство населения было неспособно формировать фонд накопления в связи со своим зависимым положением. Несмотря на то что в советский период граждане формально обрели соответствующие права, запрет на владение частной собственностью существенно ограничивал возможности использования инвестиционных инструментов. Фактически институциональная среда позволяла формировать фонд накопления путем вложения депозитов и в частных случаях приобретения облигаций. Современный период развития институциональной среды также может быть разделен на два подпериода - период становления (1991-2004 гг.) и период активизации инвестиционной деятельности домашних хозяйств (с 2004 г. по настоящее время). Следует отметить, что ни на этапе становления, ни в настоящее время не сформировано соответствующее законодательство, целью которого было бы стимулирование включения в инвестиционные процессы домашних хозяйств, что, по мнению автора, является существенным упущением, так как именно правовые нормы выступают одной из основ функционирования институтов. В связи с этим особое значение приобретает государственная инвестиционная политика. В результате проведенного анализа определено, что в отношении стейкхолдера «домашнее хозяйство» государство выделяет такие связанные между собой цели, как повышение уровня жизни и формирование фонда получения пассивного дохода. Кроме того, в условиях санкционного воздействия на национальную экономику РФ институциональная среда должна соответствовать цели аккумулирования свободных средств населения.
Сложившаяся геополитическая ситуация повышает актуальность стимулирования динамики входа российских компаний и формирования пула российских операторов, способных решать задачи импортозамещения. Одним из факторов, оказывающих влияние на процессы создания новых фирм, выступает состояние рынков труда и уровень безработицы. Статья посвящена изучению данного аспекта на примере российской экономической модели. Цель статьи - восполнить пробел в российской научной литературе, связанный с отсутствием исследований влияния фактора безработицы на вход новых фирм. Установлено, что в период 2005-2021 гг. параметры входа новых компаний характеризовались понижающимся трендом с резким падением во времена кризисов, но разнонаправленной динамикой в разных федеральных округах на этапах восстановительного роста и локальных рецессий. На базе оценок парных регрессий формулируется вывод о нелинейном характере влияния безработицы на динамику входа. При этом результаты оценивания предложенной эконометрической модели демонстрируют в целом негативное влияние безработицы на вход новых фирм. Констатируется, что в условиях экономической неопределенности обострение проблем безработицы способно привести к сокращению числа создаваемых новых фирм. Это обстоятельство требует повышенного внимания к развитию ситуации на региональных рынках труда.
В связи с достаточно хорошо известными особенностями России: ее размерами, физико-географическим и экономико-географическим положением территории - сохраняет постоянную актуальность задача организации хозяйственной деятельности в стране на национальном и субнациональном уровнях. Взаимодействия, сложившиеся в советский период развития государства, которое включало Россию, к настоящему времени во многом потеряли свою значимость. Для современных факторов хозяйственной деятельности в настоящем очевидны сложности взаимодействия, причина которых в значительной пространственной дифференциации и поляризации экономического пространства. В связи с этим в статье проанализированы научные взгляды относительно категории «связанность», представленные в экономических исследованиях последних трех десятилетий, в течение которых произошло снижение связанности экономического пространства России, что в настоящем стало выступать реально действующим фактором, сдерживающим экономический рост на национальном и субнациональном (региональном) уровнях. Современное представление о связанности неотделимо от таких категорий, как «экономическое пространство» и «взаимодействие». Авторами выделен ряд значимых понятий, сопряженных с ключевой категорией - «связанность». Выявлена динамика в содержательном насыщении данной категории, что возможно интерпретировать как непрерывный процесс актуализации приоритетов развития и потребности новых акцентов в понимании данной категории. Многоаспектность применения категории «связанность» требует конкретизации ее предметной области для уточнения дополнительных характеристик связанности. Делая в данном исследовании акцент на связанности экономического пространства, отметим значимость такого показателя, как интенсивность взаимодействий между пространственными структурами, которые получают статус «центров», оказывающих влияние на обслуживание и развитие своего окружения. Уточнения в трактовке понятия «связанность» обусловлены потребностью в ее количественной оценке. Выявлены отличия в представлениях о связанности в отечественных и зарубежных исследованиях.
Издательство
- Издательство
- ВолГУ
- Регион
- Россия, Волгоград
- Почтовый адрес
- 400062, Волгоградская область, г. Волгоград, просп. Университетский, д.100
- Юр. адрес
- 400062, Волгоградская область, г. Волгоград, просп. Университетский, д.100
- ФИО
- Калинина Алла Эдуардовна (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@volsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (844) 2460279
- Сайт
- https:/www.volsu.ru/