Рассмотрены особенности развития внутреннего водного транспорта Китая. Представлены основные достижения ВВТ в рамках проводимых реформ правительства Китая. Изложены основные направления стратегии развития ВВТ по ключевым блокам: инфраструктура, система управления, финансирование, экология и безопасность, образование и подготовка кадров.
The article deals with the features of China’s inland waterway transport formation and development. The authors consider the IWT major achievements in the framework of the ongoing reforms by the Chinese Government. The main directions of the IWT strategy of development are given in the key blocks: infrastructure, management system, financing, ecology and security, education and training.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.31433/2618-9593-2024-27-2-84-87
- eLIBRARY ID
- 67892889
В нынешнее время мировым лидером в секторе внутреннего водного транспорта (ВВТ) выступает Китай. В 1970-е гг. в результате увеличения загрузки наземного транспорта правительство Китая приняло решение перераспределить часть грузовых потоков на внутренний водный транспорт [3]. Это позволило превратить слаборазвитый ВВТ в динамично развивающийся вид транспорта. Несомненно, опыт Китая исследуют многие страны [1–2, 5, 10].
В настоящее время Китай располагает самой развитой и загруженной системой ВВТ в мире. В стране насчитывается 50 тыс. естественных рек, из которых 5,6 тыс. имеют судоходные внутренние водные пути общей протяженностью почти 128 тыс. км [8]. На внутренних водных путях действует 2,5 тыс. портов, из которых 418 способны принимать суда дедвейтом 10 тыс. т и выше; 28 портов, расположенных на основных речных путях Китая, отнесены к категории крупных внутренних портов национального уровня. Главными в национальной стратегии Китая по содействию открытию и развитию внутренних регионов являются экономические пояса рек Янцзы и Жемчужная, река Хуанхэ и Большой канал. Крупнейшие городские агломерации Китая расположены в бассейнах трех названных магистральных рек Китая (рис.).
За период с 1978 по 2022 гг. протяженность внутренних водных путей увеличилась на 19% и составила 128 тыс. км; объем перевозки грузов вырос в 10 раз (с 436 млн т до 4,4 млрд т). Река Янцзы стала самой загруженной рекой мира, пропускная способность контейнеров во внутренних портах реки выросла со 106 тыс. ДФЭ в 1990 г. до 19,6 млн ДФЭ в 2018 г. [3]. Преобладающими грузами ВВТ являются минерально-строительные материалы (43%), уголь (19%), цемент (6%) и зерно (3%) [8]. В целом среднегодовые темпы прироста объемов ВВТ значительно превышали темпы роста наземного транспорта и составляли от 3,6% до 13,2% за исследуемый период. В настоящее время ВВТ стал одним из ключевых видов транспорта, обеспечивая до 17% внутристрановых перевозок, обогнав по этому показателю железнодорожный транспорт, на который приходится лишь 9%.
Список литературы
-
Леонов С.Н., Заостровских Е.А. Развитие Северного морского пути и рост активности КНР в Арктике как предпосылки усиления транспортного каркаса Дальнего Востока // Регионалистика. 2021. Т. 8, № 2. С. 54-70. DOI: 10.14530/reg.2021.2.54 EDN: LSQJFK
-
Сазонов С.Л. Транспорт КНР: место и роль в развитии национальной экономики. М.: ИДВ РАН, 2018. 344 с.
-
Blue Routes for a New Era: Developing Inland Waterways Transportation in China.International Development in Focus / B. Aritua, C. Lu, vL. Richard, dL. Harrie. Washington, DC: World Bank, 2020. DOI: 10.1596/978-1-4648-1584-3
-
Developing China’s Ports: How the Gateways to Economic Prosperity Were Revived.International Development in Focus / B. Aritua, C. Hei, C. Lu, S. Farrell. Washington, D.C.: World Bank, 2022. DOI: 10.1596/978-1-4648-1849-3
-
Erceg B.С. Inland waterways transport in the European Union - flowing or still standing? // Social Changes in the Global World: 6th International Scientific Conference. Shtip, Republic of North Macedonia, 2019. P. 123-136.
-
Jiang Y., Lu J., Cai Y., Zeng Q. Analysis of the impacts of different modes of governance on inland waterway transport development on the Pearl River: The Yangtze River Mode vs. the Pearl River Mode // Journal of Transport Geography. 2018. Vol. 71. P. 235-252. DOI: 10.1016/j.jtrangeo.2017.09.010
-
Lu C., Aritua B., Harrie dL., Richard vL., Lee P.T-W. Exploring causes of growth in China’s inland waterway transport, 1978-2018: Documentary analysis approach // Transport Policy. 2023. N 136 (1). P. 47-58. DOI: 10.1016/j.tranpol.2023.02.011
-
National Bureau of Statistics of China. URL: https://www.stats.gov.cn/sj/ndsj/2023/indexeh.htm (дата обращения: 24.03.2024).
-
Promoting inland waterway transport in the People’s Republic of China. Mandaluyong City: Asian Development Bank, 2016. URL: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/189949/inland-waterway-transport-prc.pdf (дата обращения: 20.10.2023).
-
Sustainable development of inland waterway transport in China. Theme I of a World Bank Project: Comprehensive Transport System Analysis in China / P. Amos, J. Dashan, N. Tao, S. Junyan. Washington, D.C.: World Bank Group, 2009. URL: https://documents1.worldbank.org/curated/en/860411468024540285/pdf/549620WP0P109910printing1En109jul09.pdf (дата обращения: 20.02.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В работе рассматривается история организации Биробиджанской горной станции на Хингане в 1930-е гг. Проанализирована структура созданного в 1932 г. Дальневосточного филиала (отделения) Академии наук СССР. На основе Производственного плана ДВО АН СССР на 1932 г., публикаций в научных и новостных периодических изданиях определены планируемые исследования и полученные результаты работ на Биробиджанской горной станции.
Сегодня внутренний туристический рынок страны активно развивается, появляются новые направления не только для развития бизнеса в области туризма, но и для самих путешественников. Дальний Восток стал новым местом притяжения российских и иностранных туристов. В статье рассмотрены направления туристического потока и причины его увеличения.
В статье рассмотрены современные тенденции естественного движения населения в южных регионах Дальневосточного федерального округа. Отмечается падение коэффициента рождаемости, причем наибольшие показатели сокращения характерны для Приморского края. Увеличение смертности в годы пандемии COVID-19 привело к значительному увеличению естественной убыли населения в 2021 г. Показатели чистого коэффициента воспроизводства населения имеют тенденцию к его уменьшению, что в перспективе скажется на рождаемости в связи с сокращением численности женщин фертильного возраста.
Выделены и охарактеризованы основные виды деятельности в лесах Прибайкалья на примере Центральной экологической зоны Байкальской природной территории. В соответствии с лесным и природоохранным законодательством определены ключевые проблемы и перспективы их развития.
В статье рассматривается авторский подход к методике анализа продовольственной независимости для территории субъектов на примере Еврейской автономной области. Определяется, что для объективной оценки показателя самообеспечения необходимо оценивать именно уровень продовольственной зависимости, который выражается в процентном показателе доли произведенного товара от значения индикатора. Даётся определение продовольственной зависимости, проводится категорирование уровней продовольственной зависимости по товарным позициям Доктрины продовольственной безопасности. Обосновывается разработка шкалы и матрицы продовольственной зависимости, которые могут выступать в качестве шаблона при оценке показателей собственного производства для всех субъектов Российской Федерации.
Формирование дальневосточной кухни обусловлено особенностями территорий Дальнего Востока, в частности, его географическим положением, природно-климатическими факторами, историческим и социально-культурным развитием, этногенезом.
Рассмотрены особенности распределения урана, тория и калия в верхнем слое техногенного грунта на закрытой свалке промышленных отходов г. Улан-Удэ и на прилегающей к ней территории. Средние содержания урана на исследуемой территории превышают региональный фон в 1,8 раз, тория - 2,0 раз, калия - 1,7 раз. Показано, что захороненные отходы не оказывают существенного воздействия на радиационный фон в месте расположения свалки. Повышенный уровень радиации в данной местности связан с геохимическими особенностями пород сотниковской свиты, в границах которых расположена свалка.
В материале обозначены экологические проблемы, актуальные для городов России. Отражено значение концепции устойчивого развития урбанизированных территорий. Предложены экологические показатели устойчивого развития городов для совершенствования нормативной базы, процессов природопользования в целях формирования благоприятной среды жизнедеятельности.
Рассмотрены изменения в зеленом строительстве города, произошедшие с 2003 г., когда коллективом ученых и специалистов была разработана Концепция озеленения Хабаровска. Изучен опыт муниципального управления в развитии зеленой инфраструктуры города за двадцатилетний период. Показано значительное увеличение площади озелененных пространств в системе озеленения города. Расширена сеть ООПТ местного значения на 109,21 га. Планируется строительство 19 внутрирайонных парков и скверов. По результатам инвентаризации зеленых насаждений разработана и выполняется долгосрочная целевая программа «Развитие озеленения территории города Хабаровска на 2012-2020 гг.» и последующие годы с особым вниманием к увеличению производительности питомнического хозяйства города.
Представлены результаты исследований термального Енгорбойского источника, который является единственным представителем азотных терм за пределами Байкальской рифтовой зоны в Западном Забайкалье. По химическому составу воды источника относятся к HCO3-Cl-SO4-Ca-Na типу c высоким содержанием бальнеологически активных компонентов: хлорида, фторида, кремниевой кислоты. Дана характеристика современного состояния и перспективы использования источника для лечебных и рекреационных целей.
Изучена динамика состояния песчаных образований в дельтах крупных притоков в связи с повышением уровня озера Байкал. Произошло существенное уменьшение протяженности и площадей островов, полуостровов, песчаных баров в озерных частях дельт. В отдельных местах изменилась конфигурация островов, образовались осередки.
Рассмотрен сток растворенных веществ в воде р. Амур в районе Хабаровска в период очень сильных наводнений в 2020-2021 гг. Установлено, что на гребне паводков сток этих веществ составлял 198-209 тыс. т в сутки.
В статье рассмотрено разнообразие почв горного обрамления Среднеамурской низменности (в пределах Еврейской автономной области). Представлены результаты перевода таксономических названий основных типов почв в формат современной классификации почв России.
В работе обсуждаются проблемы и перспективы совершенствования сейсмологического мониторинга посредством создания сети, состоящей из большого количества недорогих сейсмостанций. Рассмотрен мировой опыт создания и использования таких приборов. На примере Хабаровского края и прилегающих территорий показана возможная конфигурация планируемой к созданию сети из 50 сейсмостанций. Оценена её эффективность, выделены возможности и перспективы, которые откроет создание такой сети.
Развитие транспортных сетей на Дальнем Востоке России относится к проблеме социально-экономического развития региона. Наполнение инфраструктурных зон промышленными, в первую очередь горнорудными, проектами позволит эффективно развивать территории. При этом учет иерархии объектов существенно сказывается на управлении недропользованием и развитии территории.
Рассмотрена зависимость численности копытных от урожайности дуба монгольского и орехопродуктивности сосны корейской. Выявлено, что в годы с высоким урожаем желудей дуба монгольского возрастает численность кабана. Для изюбря и сибирской косули такой взаимосвязи не отмечено.
Обосновывается перспективность заказника «Дичун» для использования в качестве полигона по реинтродукции амурского горала. Ценность амурского горала заключается в его редкости. Анализ исторического ареала данного вида показал, что популяция разделена на две группы - приморскую и континентальную. Опыта реинтродукции для континентальной группировки нет. Восстановление популяции этого вида на севере исторического ареала имеет не только теоретическое значение для сохранения биоразнообразия, но и практическое - в качестве потенциального туристского ресурса.
Анализировалась динамика численности охотничьих диких копытных Еврейской автономной области на основе дискретной во времени модели динамики численности популяции с половой структурой и плотностным лимитированием выживаемости молоди. Оценка параметров модели осуществлялась посредством подхода, учитывающего общую численность популяции и позволяющего представить исходную структурированную модель как одномерное рекуррентное уравнение с запаздыванием. Показано, что численности популяций лося, изюбря, косули и кабарги характеризуются устойчивым типом динамики.
По результатам наблюдений и литературным данным уточнена среднегодовая численность вальдшнепа Scolopax rusticola в таежных (заповедники «Буреинский» и «Бастак») и хвойно-широколиственных лесах (заказник «Дубликанский») Буреинского хребта.
В статье приведены факты осенне-зимней территориально-гнездовой жизни сороки (Pica pica) в Биробиджане (Среднее Приамурье). Описаны разрозненные наблюдения, начатые в 2004 г., и наблюдения за одной парой сорок с весны 2005 г. и до весны 2007 г. Выявлено, что в осенне-зимний период у оседлых сорок Биробиджана, наряду с привязанностью к постоянной гнездовой территории, возникает интерес к прошлогодним гнездам, расположенным на ней, а также проявляются элементы репродуктивного, гнездостроительного поведения. Таким образом, осенне-зимний период может быть не только периодом переживания неблагоприятного сезона, а своего рода предгнездовым сезоном, адаптирующим некоторые оседлые пары к более раннему гнездованию. Охрана сороками прошлогоднего гнезда имеет смысл как сохранение запаса строительного материала, который можно будет использовать в более ранние сроки, еще при наличии снежного покрова. Охрана территории и прошлогоднего гнезда, вероятно, усиливает охранное и репродуктивное поведение. Кроме того, данный материал дает представление о некоторых аспектах гнездовой биологии сороки в ЕАО, о сроках годового жизненного цикла этого вида.
Проведен краткий анализ формирования морских экологических сетей в Мировом океане. Выделены ключевые экологические районы, транспортные коридоры, предложена модель морской экологической сети для Охотского моря.
По материалам гидробиологических исследований, проведенных в период 2021-2023 гг. на акватории Куйбышевского водохранилища в пределах Саралинского участка Волжско-Камского заповедника, были выявлены изменения количественных показателей зоопланктона и зообентоса, которые характеризовались снижением в последний год и сменой доминирующих групп, особенно по биомассе.
Проведено исследование процессов внутривидовой конкуренции в зависимости от взаимного расположения деревьев и начальной густоты древостоя. Для количественной оценки напряженности конкурентных отношений предложено использовать статистическую кросс-корреляционную функцию. Значения этой функции при анализе пространственных данных могут служить пороговой величиной, характеризующей возникновение процессов изреживания.
Представлена характеристика фитоценоза в месте произрастания Lilium callosum и Iris ensata. Для каждого вида приводятся данные о численности особей в ценопопуляции, частота встречаемости, онтогенетическая структура, жизненность, а также морфометрические параметры особей для оценки состояния ценопопуляции видов. Приведены меры охраны этих редких растений.
Исследуются механизмы, приводящие к генетической дивергенции в системе миграционно связанных панмиктичных популяций, заселяющих ареал кольцевой формы. Рассмотрен вариант неограниченного и ограниченного роста численности. В первом случае дивергенция возникает как часть переходного процесса при переходе к генетически однородной популяции. Во втором случае дивергенция возникает и сохраняется длительное время, приводя к неоднородному пространственному распределению особей по ареалу.
Издательство
- Издательство
- ИКАРП ДВО РАН
- Регион
- Россия, Биробиджан
- Почтовый адрес
- ул. Шолом-Алейхема, 4
- Юр. адрес
- ул. Шолом-Алейхема, 4
- ФИО
- Фетисов Денис Михайлович (Директор)
- E-mail адрес
- carpi@yandex.ru
- Контактный телефон
- +7 (426) 2241671
- Сайт
- https://ras.ru