Существует ли социальная группа «мигранты» в Хабаровском крае? (очерки мифологии миграции) (2024)

В статье на эмпирическом материале, собранном в Хабаровском крае, анализируются два образа мигранта как определенной социальной группы. Первый из них возникает на основе данных официальной статистики, сказывается на решениях и действиях региональной власти, проявляется в публичном дискурсе властных лиц. Второй, берущий свое начало еще с дискурса о «желтой опасности», конструирует образ мигрантов на основе набора характеристик (не имеющих ничего общего ни с гражданством, ни с временем пребывания в края), ведущей из которых выступает внешность. Во втором образе мигранты олицетворяют «чужих», противостоящих принимающему сообществу, угрожающих ему. Этот образ более всего представлен в средствах массовой информации, отчасти, в повседневном дискурсе. Как показано в статье, при всей интенсивности полемики, разворачивающейся в СМИ, по поводу мигрантов оба дискурса имеют отношение к симулякру, денотат которого, даже если он существовал, к настоящему времени исчезает. «Новые дальневосточники» (мигранты) все менее составляют внутренне организованное сообщество или социальную группу, различаясь не только в отношении этничности или религии, но и в отношении места исхода, факторов выталкивания, уровня образования, профессиональной принадлежности, социальных стратегий, культурной идентичности и так далее. Далеко не все они ориентированы на коммуникацию в рамках этнического сообщества. Дальний Восток, по утверждению авторов, изначально выстраивался как регион мигрантов, где миграция всегда была более существенные фактором, детерминирующим демографическую ситуацию, нежели естественный прирост. Но миграционные потоки, достигнув пика, постепенно исчезали, превращаясь в «следы», сосуществующие и сегодня в территориальном социуме. Сегодня входящий миграционный поток выходцев из новых государств Средней Азии и, частично, Закавказья все более становится «следом», распределенным по различным этажам социальной иерархии, разным видам деятельности, постепенно растворяясь в региональном сообществе.

This article analyzes two images of “immigrants” as a social group based on empirical material
collected in Khabarovsk Region. The first arises from official statistics and influences the decisions and actions of regional authorities and manifests itself in the public discourse of the authorities. The second, originating from the discourse about the “yellow peril”, constructs the image of “immigrants” through a set of characteristics (having nothing to do with either citizenship or residence time in the region), the leading of which is appearance. In the second image, “immigrants” personify “strangers” who oppose and threaten the host community. This image is most commonly represented in the media and partly in everyday discourse. For all the intensity of the polemics unfolding in the media about immigrants, both discourses refer to a simulacrum, the denotation of which, even if it existed, is now disappearing. Less and less are the “New Far Easterners” constituting an internally organized community or social group, differing in terms of ethnicity or religion, place of origin, push factors, educational level, professional affiliation, social strategies, or cultural identity, etc. Not all of them are oriented towards communication within the ethnic community. The authors argue that the Far East was originally built as an immigrant region, where immigration has always been a more significant factor determining the demographic situation than natural increase. But immigration flows have gradually petered out, turning into traces that coexist in society. The immigration flow from Central Asia and, to a lesser extent, Transcaucasia, is increasingly becoming traces, distributed on different levels of the social hierarchy, in different types of activities, and gradually dissolving into the regional community.

Тип: Статья
Автор (ы): Бляхер Леонид Ефимович, Леонтьева Эльвира
Ключевые фразы: immigration, Far East, flowing community, the image of immigrants, Khabarovsk Region, social myth, immigration flow, trace of immigration flow миграция, ДАЛЬНИЙ ВОСТОК, проточная общность, образ мигранта, Хабаровский край, социальный миф, миграционный поток, след миграционного потока

Идентификаторы и классификаторы

УДК
316.44. Процессы социальной дифференциации. Стратификационные процессы. Социальная мобильность
Текстовый фрагмент статьи