ХРИСТИАНСКАЯ СИМВОЛИКА В КОМПОЗИЦИЯХ АРМЯНСКИХ КОВРОВ: «ЦЕНТР МИРА» (2024)
Особенность художественного рисунка армянских ковров заключается в том, что композицией, орнаментами и гаммой цветов ковер выражает архаические представления о сотворении мира и связан с космогоническими мифами, древними верованиями и культами. Как отмечала специалист по древней литературе и мифам Ольга Фрейденберг, предметы (и орнаменты на них) являются выражением мифотворческого мышления древнего человека. Именно эти древние представления отразились в композициях армянских ковров. Композиционные части армянского ковра состоят из: 1) центра - сакрального места, откуда началось сотворение мира; 2) космического пространства, сформировавшегося вокруг центра; 3) пояса, окаймляющего мир и защищающего его от хаоса. Древние представления о мифологической структуре мира продолжают существовать в христианской культуре армян. Основные понятия христианской философии о космическом пространстве как творении Бога, несомненно, нашли свое выражение в символах художественных рисунков на многих предметах декоративно–прикладного искусства, в том числе на коврах. Отметим, что ковер в армянской культуре считался сакральным предметом. И поэтому размещение в центральной части композиции ковра символического изображения Храма или Хорана (Алтаря) абсолютно закономерно. Так, медальоны ковров XIX века (МИА № 7867-8, 10740, 9163, 10297) повторяют контуры плана крестокупольных (центральнокупольных) церквей: Кафедрального собора, храма Св. Рипсиме (618) в Эчмиадзине и др. Другая группа ковров с замкнутой композиционной структурой из армянских областей Гандзака, Вайоц Дзора, Арцаха, Карина (МИА № 7214, 8057-1, 9262, 11380) имеет аналогии с трехнефными базиличными и купольно-базиличными залами храмов IV-VII веков.
Идентификаторы и классификаторы
Искусство ковроткачества Армении имеет многовековую историю. В погребениях II тыс. до н.э. в Артике, Карчахбюре и др., а также в хозяйственных отделах крепости VII века до н.э. Тейшебаини (Кармир-Блур, Ереван) были найдены головки пряслиц, грузики для стягивания нитей основы, бронзовые и костяные уплотнители уточных нитей и узелков «копичи» (на армянском — կոփիչ), сохранившиеся части ткацкого станка и фрагменты шерстяных тканей, которые свидетельствуют о высокоразвитой форме ткацкого ремесла на территории Древней Армении. Основным материалом для изготовления ворсовых и безворсовых ковров были овечья шерсть и козий волос. В сочинении арабского писателя аль-Джахиза (776–868) о торговле есть цитата от другого арабского автора Ас-Саалиби, который ставит армянскую шерсть по качеству на первое место после египетской [Мец, 1973, с. 369]. Армянские ковры и ткани пользовались большим спросом на международных рынках на протяжении многих веков. Так, арабские географы и историки X века аль-Истахри и Ибн Хаукаль пишут о дорогих коврах и тканях, которые производились в Армении и славились на весь Восток [Тер-Гевондян, 2005, с. 574, 599, 630, 651].
Список литературы
-
(1890). Энциклопедический словарь / под ред. И. Е. Андреевского, СПб.: Семеновская Типо--Литография (И. А. Ефрона). С. 482-483.
-
(1984). Armenian miniatures of the 13th and 14th centuries. Leningrad: Aurora Art.
-
Азатян, Ш. (1987). Армянские порталы. Порталы в монументальной архитектуре Армении IV-XIV вв. Ереван: Советакан грох.
-
Акопян, Т., Мелик--Бахшян, Ст., Барсегян, О. (1988). Хаченское княжество / Словарь топонимов Армении и прилегающих областей. Т. 2. Ереван: Изд. Ереванского государственного университета. С. 665-666. [На арм.].
-
Арутюнян, В. (1992). История армянской архитектуры. Ереван: Луйс. [На арм.].
-
Арутюнян, Н. (2001). Корпус урартских клинообразных надписей. Ереван: Гитутюн.
-
Арутюнян, С. (2009). Предание о ритуальном поясе // Армянский гуманитарный вестник, № 2/3, Москва--Ереван: Зангак. С. 42-49.
-
Бархударянц, М. (1999). Страна Албания и ее соседи - Арцах. Ереван: Гандзасар. [На арм.].
-
Ваганян, В. (2011). Трансформация растительных и животных мотивов в армянской средневековой (IX-XIV вв.) рельефной орнаментике. Автореферат. Ереван: Изд. Национальной академии наук РА.
-
Верховская, А. (1955). Текстильные изделия из раскопок Кармир--Блура. Ереван: Изд. АН Арм. ССР. С. 67-71.
-
Ганаланян, А. (1969). Предания. Ереван: Изд. АН Арм. ССР. [На арм.].
-
Гомбош, К. (1978). Старинные армянские ковры с драконами. Ереван: Изд. АН Арм. ССР.
-
Даврижеци, А. (1988). История / пер. со среднеармянского В. Аракелян. Ереван: Советакан грох. [На арм.].
-
Давтян, С. (1975). Армянский карпет. Ереван: Изд. АН Арм. ССР. [На арм., рус., англ.].
-
Есаян, Ст. (1982). Кармир-Блур. Ереван: Айастан. [На арм.].
-
Казарян, А. (2011). Творческая идея в композиции Аванского собора // Анив. № 4. Минск-Москва-Ереван: Альтиора. С. 28-33.
-
Казарян, В. (2004). Толкование Хоранов. Эчмиадзин: Изд. Первопрестольного Святого Эчмиадзина. [На арм., рус., англ.].
-
Казарян, В., Манукян, С. (1991). Матенадаран. М.: Книга.
-
Казарян, М. (1985). Армянские ковры. М.: Советский художник.
-
Канакерци, Закарий (1969). Хроника // Памятники письменности Востока, XXIV. Пер. с арм., предисловие и комментарии М. Дарбинян--Меликян. М.: Наука.
-
Киракос Гандзакеци (1982). История Армении / пер. с древнеарм. В. Аракелян. Ереван: Советакан грох. [На арм.].
-
Кретаци, А. (1973). Повествование / пер. с арм., предисловие и комментарии Н. Корганяна, Ереван: Изд. АН Арм. ССР. [На арм., рус.].
-
Курдян, А. (1947). Армянский ковер. Венеция: Типография Конфессии мхитаристов Венеции - св. Лазарь. [На арм.].
-
Ламуруэ, К., Зарян, А. (2015). Реставрация фресок V века церкви Св. Степаноса Нахавки в Лмбатаванке // Памятник. № 10. Ереван: Ушардзан. С. 71-91. [На арм.].
-
Марр, Н. (1939). Ани. Ереван: Арменгиз.
-
Мартиросян, А. (1988). Ткачи храма Эанна в Уруке нововавилонского периода // Древний Восток. № 5. Ереван: Изд. АН Арм. ССР. С. 27-40.
-
Мец, А. (1973). Мусульманский Ренессанс. М.: Наука.
-
Мнацаканян, А. (1955). Армянское орнаментальное искусство. Ереван: Изд. АН Арм. ССР. [На арм.].
-
Овсепян, Г. (1943). Материалы и исследования. Часть 2. Нью--Йорк: перепечатано из журнала «Армянская церковь». [На арм.].
-
Орманян. Армянская церковь, Константинополь (1911). Ереван: Парберакан. [На арм.].
-
Орманян, М. (1993). Армянская церковь / переиздано с книги Малакии архиепископа.
-
Парпеци, Л. (1982). История Армении / пер. с древнеарм. Б. Улубабян. Ереван: Изд. Ереванского университета. [На арм.].
-
Поло, М. (1955). Книга Марко Поло / пер. с ит. И. Минаева. М.: Гос. изд. географической литературы.
-
Рабинович, Е. (1992). Середина мира // Мифы народов мира (МНМ). Т. 2. М.: Советская энциклопедия. С. 428-429.
-
Темурчян, В. (1955). Ковроделие в Армении. Ереван: Изд. АН Арм. ССР. [На арм.].
-
Тер--Гевондян, А. (2005). Арабские летописцы IX-X вв. // Зарубежные источники об Армении и армянах. Т. 16. Ереван: Изд. Ереванского университета. [На арм.].
-
Фрейденберг, О. (1978). Миф и литература древности. М.: Наука.
-
Хачатрян, Т. (1979). Артикский некрополь. Ереван: Изд. Ереванского университета.
-
Хачикян, Л. (1995). «Братство», созданное в Ерзнка в 1280 г. // Труды. Т. 1. Ереван: Гандзасар. [На арм.].
-
Хачикян, Л. (1999). Состояние ремесленного дела и уровень его развития в Армении в X-XIV вв. // Труды. Т. 2. Ереван: Гандзасар. [На арм.].
-
Челеби, Э. (1967). Турецкие источники / пер. с турецкого А. Сафрастяна. Ереван: Изд. АН Арм. ССР. [На арм.].
-
Akshehirlian, V. (2015). Armenian--Italian Architectural Influences. Yerevan: Moughni.
-
Batari, F. (1994). Ottoman Turkish Carpets. Budapest: Budapest Museum of Applied Arts Publishers.
-
Brüggemann, W. (2007). Der Orientteppich--Einblicke in Geschichte und Ästhetik. Lübeck: Verlag Dr. Ludwig Reichert.
-
Ford, P. (1982). Der Orientteppich und seine Muster. Herford: Busse.
-
Gantzhorn Vol. (1998). Orientalische Teppiche. Köln: Taschen.
-
Lehner, E. (2004). Die Baukunst Armeniens. Wien: Instituts für Vergleichende Architekturforschung.
-
Sassouni, V. (1981). Armenian Charch Floor Plan-a hitherto unidentified design in Oriental Rugs // Hali (The international Journal of Oriental Carpets and Textiles). Vol. 4. № 1. London: Hali Publications. Pp. 24-28.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рецензия на книгу Кристофа Кокса «Sonic Flux: Звук, искусство и метафизика», изданную на русском языке издательством New Literary Review в 2023 году.
Искусство инсталляции стало важным явлением в XX веке. В XXI столетии инсталляция получает иммерсивный характер и предполагает широкое применение партиципаторных практик, усиление телесного контакта со зрителем. Одним из новых направлений современного искусства, которое заявило о себе в первые десятилетия XXI века, стало создание парящих в воздухе масштабных иммерсивных текстильных конструкций или мягкой «энвайронментальной скульптуры». Объекты представляют собой много-вариантные лабиринты “walk in”, связанные или сплетенные из волоконных материалов. Первые шаги в создании легких сетчатых конструкций были сделаны архитекторами в 1960-е годы. Базируясь на смелых решениях предшественников, современные художники Тосико Хориути Макадам, Эрнесто Нето, Томас Сарацено, группа “Nume/For Use” и другие положили начало иммерсивным текстильным инсталляциям - циклопическим сетям-паутинам с разными типами конструкций и композиционными решениями. Целью настоящего исследования является анализ современных текстильных иммерсивных лабиринтов “walk in”. Проведена попытка осмысления причин возникновения этих художественных объектов, выявлены их особенности и основополагающие принципы исполнения. Древность и надежность текстильных практик, свойства волокна и широкий спектр его эстетических качеств сделали текстиль незаменимым в создании инсталляций подобного рода. Глубинная метафоричность материала вызывает множественные коннотации у вовлеченных в художественный процесс участников, обогащает спектр их переживаний, открывает множественность смыслов. Кроме того, зритель получает возможность уникального переживания и обретает личностно-субъективный опыт. Иммерсивные текстильные инсталляции стали пространством для художественных высказываний и отразили широкий спектр противоречий современного мира.
Статья посвящена Центральной рисовальной мастерской при Иваново-Вознесенском текстильном тресте и является первой попыткой рассмотреть объединение художников как явление в контексте промышленной истории региона. Для решения этой задачи использованы источники документального фонда Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина и записная книжка заведующего мастерской П. Г. Леонова из частной коллекции. Создание единой централизованной рисовальной мастерской способствовало укреплению роли треста как производственно-коммерческой единицы. Разработанные в мастерской рисунки запускались в производство на нескольких фабриках региона, ткани продавались под маркой Иваново-Вознесенского государственного текстильного треста, а самобытность рисунков отдельных предприятий нивелировалась. Художественная мастерская регламентировала и управляла процессом создания текстильных орнаментов в иваново-вознесенском регионе, ее развитие определяло периоды развития региональной школы текстильного дизайна. Огромную роль в формировании мастерской сыграл ее руководитель Петр Леонов, во многом определивший кадровую политику. Статья содержит большое количество документального материала, который обозначает штат художников мастерской, их послужной список, зарплаты и некоторые другие аспекты. В статье рассматриваются работы отдельных художников, оставивших заметный след в региональном промышленном дизайне. В статье впервые вводятся в научный оборот текстильные рисунки Владимира Маслова и Федора Антонова, поступившие в музейное собрание в 2020 году. Это их первая публикация. Статья предназначена для исследователей агитационного текстиля и важна для атрибуции агитационных тканей ивановского производства.
Венские мастерские - художественно-промышленное объединение, учрежденное в 1903 году архитектором Й. Хоффманом, художником К. Мозером и промышленником Ф. Верндорфером, внесли значительный вклад в развитие текстильной орнаментики. Й. Хоффман, испытавший влияние шотландского архитектора Ч. Р. Макинтоша, продолжил смелые эксперименты в использовании гладких плоскостей и объемов в архитектурных сооружениях. Будучи последователем концепции Gesamkunstwerk, Й. Хоффман особое внимание уделил художественному оформлению текстильных изделий, которое отражало единое стилевое решение, заданное архитектурными формами. В начальный период деятельности Венских мастерских с 1903 по 1910 год художники ассоциации разработали особый тип геометрических рисунков, которые отличались инновационным характером построения раппортных композиций с использованием простейших фигур: квадратов, прямоугольников, овалов, ромбов и т.д. Новые структуры орнаментальных мотивов обладали ярко выраженной индивидуальной манерой и использовались в разнообразных изделиях Венских мастерских. В статье впервые вводятся в научный оборот эскизы и книга образцов текстильной продукции за 1908 год французского предприятия, предположительно принадлежавшего Ш. Штейнеру, с геометрическими рисунками Венских мастерских. Эти редкие материалы были предоставлены частным коллекционером из Санкт–Петербурга. Следующий важный этап в деятельности ассоциации начался после открытия отдела текстиля в 1910 году и был связан с разработкой стилизованных растительных мотивов в примитивистской манере. Вслед за художниками Мюнхена Венские мастерские обратились к фольклорной традиции и предложили новые рисунки с крупными цветочными и лиственными формами, для которых было характерно плоскостное изображение элементов, использование графических возможностей линии, пятен и штриховки локальных колеров. Ткани Венских мастерских имели большой успех у современников и использовались для создания женских нарядов, а также в оформлении интерьеров. Инновационные геометрические и растительные рисунки тканей в примитивистской манере оказали заметное влияние на продукцию текстильных предприятий в Европе в первые десятилетия XX века.
Статья посвящена анализу иконографической программы серии из пяти шпалер «Времена года. Гротески», вытканных, по всей вероятности, в Брюсселе в 1540-х годах по картону неизвестного художника. Имя автора картонов неизвестно, но в литературе общепризнанно, что этот художник входил в круг Рафаэля. Его стиль близок к Перино дель Вага или Джулио Романо. Также до сих пор нет информации о том, кто был заказчиком этой необычной серии, которая посвящена временам года, но состоит из пяти шпалер. Помимо необычайного состава серии привлекает внимание богатое гротескное обрамление основного сюжета, находящегося в центре каждой шпалеры, в центральном тондо. При внимательном рассмотрении зритель замечает, что все сопутствующие фигуры имеют свою собственную историю, состоят друг с другом в особых отношениях, связанных с главной композицией в круге. Чем дольше внимательный и заинтересованный зритель вглядывается в многочисленные фигуры и детали изображений на огромных стенных коврах серии, тем отчетливее он осознает, что за понятным изображением времен года стоит что-то гораздо более сложное, некое глубокое содержание, доступное и предназначенное немногим интеллектуалам, знающим коды к этой загадке. В основе иконографической программы лежит один из сюжетов популярного сочинения конца XV века - «Гипнэротомахии Полифила». Однако глубокая символика образов выходит за пределы просто литературного произведения и связана с алхимической моделью мира, где четыре времени года - четыре стихии - через трансмутации и трансформации, в результате борьбы и слияния, приводят к появлению высшего, пятого элемента - эфира, солнечного света, который символизирует бог солнца Аполлон. Краткий анализ иконографической схемы серии шпалер «Времена года. Гротески» из собрания Эрмитажа в полном объеме был предпринят нами впервые. Безусловно, многие детали, аллегории и аллюзии остались за рамками этого краткого исследования. Нам предстоит еще многое понять об этих, несомненно, выдающихся произведениях.
Статья посвящена творчеству К. А. Сомова и практике использования им в своем творчестве памятников искусства прошлого, в частности, знаменитой французской серии костюмных гравюр “Gallerie des modes et des costumes français dessinés d’après nature…” 1778-1787 годов, в которую входили изображения не только различных костюмов и причесок, но и бытовых сцен. Гравюры серии никогда прежде не рассматривались в качестве источника станковых и прикладных работ мастера, включая книжные и журнальные виньетки. Автор приводит примеры и доказательства хорошего знакомства художника с увражем. Сопоставление офортов серии с графическими и живописными произведениями Сомова разных лет наглядно демонстрирует различные виды и формы заимствований из искусства XVIII века: от отдельных тем и сюжетов до конкретных мотивов и композиций; от фигур, их поз и ракурсов до деталей костюмов и причесок и проч. Жанр костюмной гравюры подразумевал работу с натуры, широкий круг тем, занятные сюжеты и пространные надписи. Все это делало увраж ценнейшим источником по французскому XVIII столетию и создавало возможность разнообразных интерпретаций старинных листов художником начала XX века. Большинство из них было суммировано в его многолетней работе над т.н. «Книгой Маркизы». Таким образом, оригинальность творческих замыслов Сомова, его неистощимая фантазия в передаче любимой эпохи в значительной мере опираются на составленный французскими граверами и рисовальщиками второй половины XVIII века свод изображений «Галереи мод и костюма»…
Сады в Японии появляются в VII веке н.э. и формируются в соответствии с китайскими геомантическими представлениями. Они не были предназначены для эстетического любования и имели прежде всего утилитарную функцию: защита хозяина дома от вредных влияний окружающей среды (злых духов). Такая функция обеспечивалась «правильной» расстановкой камней и «правильным» расположением водных потоков. Эти правила формулируются в первом дошедшем до нас трактате по садовому искусству «Сакутэйки» («Записи об устройстве садов»), который был написан Татибана-но Тосицуна (1028-1094). Чтобы избежать наведения порчи со стороны других людей, план сада держался в секрете и был известен только хозяину. В период Токугава (1603-1867) князья (даймё) начинают устраивать обширные сады, которые служили показателем их могущества. В них тоже не допускали посторонних, но они приобретают эстетическую функцию, что демонстрируется на примере сада Рикугиэн в Эдо. После революции Мэй-дзи (1867-1868) сословная организация общества была отменена и встал вопрос о создании единой японской нации. Учреждение садов нового публичного (западного) типа должно было послужить решению этой задачи. Все типы прежних садов представляли собой модели идеальной природы, а публичные сады были призваны моделировать государственные ценности. В тексте на примере сада Уэно показывается, что публичные сады представляли собой площадку, где власть демонстрировала японцам ценностную картину «современного» государства имперского типа с его упором на концепцию научно-технического «прогресса», призванного обеспечить конкурентоспособность Японии на международной арене.
В статье на примере миниатюр пяти иллюстрированных греческих рукописей, созданных в разные периоды истории Византии, рассматривается, как отношение общества, и прежде всего его культурной элиты, к образу и книжности нашло отражение в сюжетах и стиле миниатюр, а также в оформлении рукописных книг. Венская рукопись Диоскорида, созданная в 512-513 годах для знатной дамы Аникии Юлианы в благодарность за возведение ею храма в константинопольском предместье Онорату, была украшена миниатюрами, исполненными еще в значительной мере в классической художественной традиции, очевидно, восходящей к античным гербариям. Этот кодекс свидетельствует о сохранении многих элементов античной культуры в византийском обществе того времени. В миниатюрах псалтирей с иллюстрациями на полях, написанных и украшенных около середины IX века, есть несколько изображений, связанных с недавно завершившейся эпохой иконоборчества, в которых можно видеть патриарха Никифора и его оппонента иконоборца Иоанна Грамматика. При этом в них отсутствуют образы Феодора Студита, игумена Студийского монастыря в Константинополе, активно выступавшего в поддержку почитания икон. Его изображения появляются в псалтирях и литургическом свитке, созданных вскоре после середины XI века, когда память о знаменитом игумене актуализируется в связи с участием студийских монахов в спорах с западными богословами во время схизмы 1054 года. Четвероевангелие из Российской национальной библиотеки (гр. 801) представляет собой образец высокой книжной культуры, характерной для второй половины XI - начала XII века. В то время книга, вероятно, не только служила источником знаний, но и была настоящим произведением искусства, предметом престижа для своего владельца. Карахиссарское Евангелие, написанное и украшенное миниатюрами вскоре после середины XII века, отражает ситуацию совсем иного плана: цель создания книги кажется чисто утилитарной - копирование текста, а цель изображений - его предельно лаконичное иллюстрирование. Миниатюры Синайской псалтири (Saint Catherine’s monastery, cod. 38), фрагмент которой хранится в РНБ (гр. 269), были скопированы в конце XIII века с изображений знаменитой Парижской рукописи (BnF, gr. 139), созданной около середины X столетия. Эти миниатюры демонстрируют интерес к искусству Античности, преломленный сквозь призму иных представлений о художественном образе - мыслимом как идеальный и совершенно имматериальный. Увлечение классическим искусством всегда знаменует расцвет культуры; именно с ним связано создание копий Парижской псалтири и других рукописей середины X века в начале палеологовского периода.
Издательство
- Издательство
- ВШЭ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
- Юр. адрес
- 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
- ФИО
- Анисимов Никита Юрьевич (Ректор)
- E-mail адрес
- hse@hse.ru
- Сайт
- https://www.hse.ru/