В статье проанализирована деятельность севастопольского отделения Украинского общества охраны памятников истории и культуры в Севастополе в 1960–1980-е гг. В историографии в большей степени представлен анализ ВООПИиК, которое осуществляло свою деятельность в РСФСР. При этом остается недостаточно исследованной работа УООПИиК и Севастопольской городской организации. Кроме того, не до конца изучена роль Общества в процессе формирования памяти о Великой Отечественной войне. Для Севастополя данная организация стала важным институтом, который способствовал формированию местной инфраструктуры памяти. В статье были использованы источники из архива г. Севастополя, связанные с работой Общества, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. Важнейшей задачей организации была попытка выработки нового отношения к памятникам и вовлечения граждан в дело охраны и ухода за инфраструктурой памяти, которая была перегружена большим количеством монументов. Тем не менее различные местные акторы стремились использовать организацию в своих целях, продвигая собственное видение памяти о войне. Общество стало площадкой, на которой получили возможность высказаться и обычные севастопольцы. Кроме того, организация стала источником денег, которые раньше было сложно находить для строительства монументов
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
В 1960-е гг. все чаще стала проявляться обеспокоенность ветеранов Великой Отечественной войны тем, что память об их героизме, перенесенных страданиях и погибших товарищах утрачивалась. Фронтовиков беспокоило безразличие подрастающего нового поколения, не знавшего ужасов войны [Brunstedt, 2022, p. 158]. В Севастополе в 1960-е гг. людей особенно интересовал вопрос памяти о второй обороне 1941–1942 гг. Защитники города считали, что в Севастополе было слишком мало памятников, посвященных их подвигу. Один из участников обороны в письме в городскую газету «Слава Севастополя» отметил, что в городе недостаточно памятников, посвященных событиям 1941–1942 гг., а «достойного их [участников обороны] бессмертных подвигов общего памятника до сих пор нет» [АГС, ф. Р-310, оп. 1, д. 199, л. 61].
Список литературы
1. Архив города Севастополя (АГС). Ф. Р-183. Оп. 1. Д. 219.
2. АГС. Ф. Р-183. Оп. 1. Д. 357.
3. АГС. Ф. Р-186. Оп. 1-д. Д. 58.
4. АГС. Ф. Р-186. Оп. 1-д. Д. 59.
5. АГС. Ф. Р-186. Оп. 1-д. Д. 61.
6. АГС. Ф. Р-186. Оп. 1-д. Д. 64.
7. АГС. Ф. Р-186. Оп. 1-д. Д. 70.
8. АГС. Ф. Р-308. Оп. 1. Д. 493.
9. АГС. Ф. Р-308. Оп. 1-д. Д. 61.
10. АГС. Ф. Р-310. Оп. 1. Д. 199.
11. АГС. Ф. Р-504. Оп. 1. Д. 6.
12. АГС. Ф. Р-504. Оп. 1. Д. 9.
13. АГС. Ф. Р-504. Оп. 1. Д. 53.
14. АГС. Ф. Р-504. Оп. 1. Д. 38.
15. АГС. Ф. Р-504. Оп. 1. Д. 39.
16. АГС. Ф. Р-504. Оп. 1. Д. 40.
17. АГС. Ф. Р-504. Оп. 1. Д. 52.
18. АГС. Ф. Р-504. Оп. 1. Д. 68.
19. АГС. Ф. Р-504. Оп. 1. Д. 74.
20. АГС. Ф. Р-504. Оп. 1. Д. 107.
21. АГС. Ф. Р-504. Оп. 1. Д. 108.
22. АГС. Ф. Р-504. Оп. 1. Д. 116.
23. АГС. Ф. Р-504. Оп. 1. Д. 117.
24. АГС. Ф. Р-504. Оп. 1. Д. 125.
25. АГС. Ф. Р-504. Оп. 1. Д. 136.
26. АГС. Ф. Р-504. Оп. 1. Д. 137.
27. АГС. Ф. Р-504. Оп. 1. Д. 152.
28. АГС. Ф. Р-504. Оп. 1. Д. 154.
29. Боголюбов Е.А. Передача государственных функций в сфере физической культуры и спорта общественным организациям в 1960 е гг. // Вестник РУДН. Серия: ИСТОРИЯ РОССИИ. 2021. № 20(4). С. 588-599. EDN: JMWLAZ
30. Болтунова Е.М., Егорова Г.С. Всесоюзный/Всероссийский: нереализованный проект создания Общества охраны памятников СССР // Правила игры на общественных началах. Власть и добровольные общественные организации в СССР 1960-1990 х гг.: коллективная монография. Отв. ред. Г.А. Янковская. Пермь: ПГНИУ, 2023. С. 53-68. EDN: GBYCJS
31. Болтунова Е.М., Егорова Г.С. Территория и история: позднесоветские проекты “Города-герои” и “Золотое кольцо”. М.: Кучково поле, 2022. 397 с.
32. Государственный архив Республики Крым (ГАРК). Ф. П-220. Оп. 1. Д. 145.
33. ГАРК. Ф. П-220. Оп. 1. Д. 155.
34. Дружинина С.Н. “Дань уважения мужеству, стойкости, доблести человеческой”: сохранение памяти о Великой Отечественной войне в деятельности крымского отделения УООПИиКа // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Исторические науки. 2021. № 4. С. 20-42.
35. Захарина Е.А. Деятельность ростовского областного отделения ВООПИиК по сохранению памяти о Великой Отечественной войне во второй половине 1960 х годов // Научная мысль Кавказа. 2022. № 4. С. 26-31. EDN: IZHTJH
36. Крамазина Н.В. З Iсторiї збереження iсторико-культурної спадщини в Криму в 60-80 роках XX столiття // Краєзнавство. 2009. № 3/4. C. 111-117.
37. Лебина Н.Б. Повседневность эпохи космоса и кукурузы: Деструкция большого стиля: Ленинград, 1950-1960 е годы. СПб: Крига; Победа, 2015. 560 с. EDN: VHKUBP
38. Малиш, М. А. Деятельность областного отделения Всерос сийского добровольного общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) на территории Адыгеи / М. А. Малиш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - № 121. - С. 969-980. DOI: 10.21515/1990-4665-121-059 EDN: WWSLPB
39. Матвеев Е.В. Всесоюзное добровольное общество любителей книги как позднесоветская массовая организация 1970-1980 х годов // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2018. № 1. С. 85-96. EDN: XRSGAH
40. Народы СССР на фронтах Великой Отечественной войны: статистическое и военно-антропологическое исследование. Отв. ред. Е.Ф. Кринко. Ростов-на-Дону: ЮНЦ РАН, 2022. 426 с.
41. Неплюев П.А. Публичная история “по-советски”. Региональные отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: “бюрократические правила игры” и историко-культурный активизм // Вестник Пермского университета. История. 2022. № 3(58). С. 79-91. EDN: EYOJYU
42. Непомнящий А.А. Українське товариство охорони пам‘яток iсторiї та культури в Криму // Збережена спадщина: Українському товариству охорони пам‘яток iсторiї та культури 40 рокiв: зб. матер. i док. К.: б.и., 2007. C. 29-48.
43. Попов А.Д. Легендарный Севастополь как туристско-экскурсионный объект: история и современность // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. № 3. С. 52-60. EDN: SVOWEF
44. Попов А.Д. Сапун-гора как “место памяти”: динамика и основные тенденции мемориализации // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Исторические науки. 2021. № 3. С. 99-112. EDN: GZAGWC
45. Принь О.В. Iсторичний нарис дiяльностi Українського товариства охорони пам’яток iсторiї та культури у Донбасi (друга половина 60-х - 80-тi роки XX ст.) // Працi Центру пам’яткознавства: Зб. наук. пр. 2009. Вип. 16. C. 16-28.
46. Соколов А.А. Деятельность Севастопольской городской организации Украинского Общества охраны памятников истории и культуры (60-е-80 е годы XX века) // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия “Исторические науки”. 2013. № 1. С. 152-166.
47. Фокин А.А. “Коммунизм не за горами”. Образы будущего у власти и населения СССР на рубеже 1950-1960 х годов. М.: Политическая энциклопедия, 2017. 225 с.
48. Brunstedt J. The Soviet Myth of World War II. Patriotic Memory and the Russian Question in the USSR. Cambridge University Press, 2022. 320 p.
49. Donovan V. Chronicles in Stone: Preservation, Patriotism, and Identity in Northwest Russia. Ithaca; London: Northern Illinois University Press, 2019. 394 p.
50. Gabowitsch M. Victory Day before the cult. War commemoration in the USSR, 1945-1965 // The Memory of the Second World War in Soviet and Post-Soviet Russia. Ed. David L. Hoffmann. Abingdon: Routledge, 2021. Pp. 64-85.
51. Irwin-Zarecka I. Frames of Remembrance. The Dynamics of Collective Memory. New Brunswick: Transaction Publisher, 1994. 232 p.
52. Kelly C. Socialist Churches: Radical Secularization and the Preservation of the Past in Petrograd and Leningrad, 1918-1988. DeKalb: Northern Illinois University Press, 2016. 413 p.
53. Sevastopol City Archive (AGS). F. R-183. Inv. 1. D. 219.
54. AGS. F. R-183. Inv. 1. D. 357.
55. AGS. F. R-186. Inv. 1-d. D. 58.
56. AGS. F. R-186. Inv. 1-d. D. 59.
57. AGS. F. R-186. Inv. 1-d. D. 61.
58. AGS. F. R-186. Inv. 1-d. D. 64.
59. AGS. F. R-186. Inv. 1-d. D. 70.
60. AGS. F. R-308. Inv. 1. D. 493.
61. AGS. F. R-308. Inv. 1-d. D. 61.
62. AGS. F. R-310. Inv. 1. D. 199.
63. AGS. F. R-504. Inv. 1. D. 6.
64. AGS. F. R-504. Inv. 1. D. 9.
65. AGS. F. R-504. Inv. 1. D. 38.
66. AGS. F. R-504. Inv. 1. D. 39.
67. AGS. F. R-504. Inv. 1. D. 40.
68. AGS. F. R-504. Inv. 1. D. 52.
69. AGS. F. R-504. Inv. 1. D. 53.
70. AGS. F. R-504. Inv. 1. D. 68.
71. AGS. F. R-504. Inv. 1. D. 74.
72. AGS. F. R-504. Inv. 1. D. 107.
73. AGS. F. R-504. Inv. 1. D. 108.
74. AGS. F. R-504. Inv. 1. D. 116.
75. AGS. F. R-504. Inv. 1. D. 117.
76. AGS. F. R-504. Inv. 1. D. 125.
77. AGS. F. R-504. Inv. 1. D. 136.
78. AGS. F. R-504. Inv. 1. D. 137.
79. AGS. F. R-504. Inv. 1. D. 152.
80. AGS. F. R-504. Inv. 1. D. 154.
81. Bogolyubov E.A. Peredacha gosudarstvennyh funkcij v sfere fizicheskoj kul’tury i sporta obshchestvennym organizaciyam v 1960-e gg. [Transfer of state functions in the area of physical culture and sport to public organizations in the 1960s], in Vestnik RUDN. Seriya: ISTORIYA ROSSII. 2021. No. 20(4). Pp. 588-599 (in Russian).
82. Boltunova E.M., Egorova G.S. Vsesoyuznyj/Vserossijskij: nerealizovannyj proekt sozdaniya Obshchestva ohrany pamyatnikov SSSR [All-Union / All-Russian: Unrealized Project of the Soviet Society for Monuments’ Protection], in Pravila igry na obshchestvennyh nachalah. Vlast’ i dobrovol’nye obshchestvennye organizacii v SSSR 1960-1990-h gg.: kollektivnaya monografiya [Rules of the game on a voluntary basis. Government and voluntary public organizations in the USSR in the 1960s and 1990s: a collective monograph]. Ed. G.A. Yankovskaya. Perm’: PGNIU, 2023. Pp. 53-68 (in Russian).
83. Boltunova E.M., Egorova G.S. Territoriya i istoriya: pozdnesovetskie proekty “Goroda-geroi” i “Zolotoe kol’co” [Territory and History: Late-Soviet Projects “Hero Cities” and “Golden Ring”]. Moscow: Kuchkovo pole, 2022. 397 p. (in Russian).
84. State Archive of the Republic of Crimea (GARK). F. P-220. Inv. 1. D. 145.
85. GARK. F. P-220. Inv. 1. D. 155.
86. Druzhinina S.N. “Dan uvazheniya muzhestvu, stojkosti, doblesti chelovecheskoj”: sohranenie pamyati o Velikoj Otechestvennoj vojne v deyatelnosti krymskogo otdeleniya UOOPIiKa [“Tribute to courage, steadfastness, valor of human”: preservation of the memory of the Great Patriotic War in the activities of the Crimean branch of the UOOOPIiK], in Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Istoricheskie nauki. 2021. No. 4. Pp. 20-42 (in Russian).
87. Zaharina E.A. Deyatel’nost’ rostovskogo oblastnogo otdeleniya VOOPIiK po sohraneniyu pamyati o Velikoj Otechestvennoj vojne vo vtoroj polovine 1960-h godov [Activity of the Rostov regional branch of VOPIiK on preserving the memory of the Great Patriotic War in the second half of the 1960s], in Nauchnaya mysl’ Kavkaza. 2022. No. 4. Pp. 26-31 (in Russian). EDN: IZHTJH
88. Kramazina N.V. Z Istoriyi zberezhennya istoriko-kulturnoyi spadshini v Krimu v 60-80 rokah XX stolittya [From the History of Preservation of Historical and Cultural Heritage in the Crimea in the 60s-80s of the 20th Century], in Krayeznavstvo. 2009. No. 3/4. Pp. 111-117 (in Ukrainian).
89. Lebina N.B. Povsednevnost’ epohi kosmosa i kukuruzy: Destrukciya bol’shogo stilya: Leningrad, 1950-1960-e gody [Everyday Life of the Epoch of Space and Corn: Destruction of Big Style: Leningrad, 1950s-1960s]. St. Petersburg: Kriga; Pobeda, 2015. 560 p. (in Russian).
90. Malish M.A. Deyatel’nost’ oblastnogo otdeleniya Vserossijskogo dobrovol’nogo obshchestva ohrany pamyatnikov istorii i kul’tury (VOOPIiK) na territorii Adygei [Activity of the regional branch of the All-Russian Voluntary Society for the Protection of Monuments of History and Culture (VOPIiK) on the territory of Adygea], in Nauchnyj zhurnal KubGAU. 2016. No. 121(07). Pp. 1-12 (in Russian).
91. Matveev E.V. Vsesoyuznoe dobrovol’noe obshchestvo lyubitelej knigi kak pozdnesovetskaya massovaya organizaciya 1970-1980-h godov [All-Union Voluntary Society of Book Lovers as a late-Soviet mass organization of the 1970s-1980s], in Magistra Vitae: elektronnyj zhurnal po istoricheskim naukam i arheologii. 2018. No. 1. Pp. 85-96 (in Russian).
92. Narody SSSR na frontah Velikoj Otechestvennoj vojny: statisticheskoe i voenno-antropologicheskoe issledovanie [Peoples of the USSR on the fronts of the Great Patriotic War: a statistical and military-anthropological study]. Ed. E.F. Krinko. Rostov-on-Don: YUNC RAN, 2022. 426 p. (in Russian).
93. Neplyuev P.A. Publichnaya istoriya “po-sovetski”. Regional’nye otdeleniya Vserossijskogo obshchestva ohrany pamyatnikov istorii i kul’tury: “byurokraticheskie pravila igry” i istoriko-kul’turnyj aktivizm [Public history “in the Soviet way”. Regional branches of the All-Russian Society for the Protection of Monuments of History and Culture: “bureaucratic rules of the game” and historical and cultural activism], in Vestnik Permskogo universiteta. Istoriya. 2022. No. 3(58) Pp. 79-93 (in Russian). EDN: EYOJYU
94. Nepomnyashij A.A. Ukrayinske tovaristvo ohoroni pam’yatok istoriyi ta kulturi v Krimu [Ukrainian Society for the Protection of Historical and Cultural Monuments in Crimea], in Zberezhena spadshina: Ukrayinskomu tovaristvu ohoroni pam’yatok istoriyi ta kulturi 40 rokiv: zb. mater. i dok. K.: b.i., 2007. Pp. 29-48 (in Ukrainian).
95. Popov A.D. Legendarnyj Sevastopol’ kak turistsko-ekskursionnyj ob“ekt: istoriya i sovremennost’ [Legendary Sevastopol as a tourist and excursion object: history and modernity], in Sovremennye problemy servisa i turizma. 2014. No. 3. Pp. 52-60 (in Russian). EDN: SVOWEF
96. Popov A.D. Sapun-gora kak “mesto pamyati”: dinamika i osnovnye tendencii memorializacii [Sapun Hill as a “place of memory”: dynamics and main trends of memorialization], in Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Istoricheskie nauki. 2021. No. 3. Pp. 99-112 (in Russian).
97. Prin’ O.V. Istorichnij naris diyal’nosti Ukraїns’kogo tovaristva ohoroni pam’yatok istoriї ta kul’turi u Donbasi (druga polovina 60-h - 80-ti roki XX st.) [Historical outline of the activity of the Ukrainian Society for the Protection of Historical and Cultural Monuments in Donbas (the other half of the 60’s - 80’s of the XX century)], in Praci Centru pam’yatkoznavstva: Zb. nauk. pr. 2009. Is. 16. Pp. 16-28 (in Russian).
98. Sokolov A.A. Deyatel’nost’ Sevastopol’skoj gorodskoj organizacii Ukrainskogo Obshchestva ohrany pamyatnikov istorii i kul’tury (60 e-80 e gody XX veka) [Activity of Sevastopol city organization of the Ukrainian Society for the Preservation of Monuments of History and Culture (60s-80s of the 20th century)], in Uchenye zapiski Tavricheskogo nacional’nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Seriya “Istoricheskie nauki”. 2013. No. 1. Pp. 152-166 (in Russian).
99. Fokin A.A. “Kommunizm ne za gorami”. Obrazy budushchego u vlasti i naseleniya SSSR na rubezhe 1950-1960-h godov [“Communism is not far off”. Images of the future in the authorities and the population of the USSR at the turn of the 1950s-1960s]. Moscow: Politicheskaya enciklopediya, 2017. 225 p. (in Russian).
100. Brunstedt J. The Soviet Myth of World War II. Patriotic Memory and the Russian Question in the USSR. Cambridge University Press, 2022. 320 p.
101. Donovan V. Chronicles in Stone: Preservation, Patriotism, and Identity in Northwest Russia. Ithaca; London: Northern Illinois University Press, 2019. 394 p.
102. Gabowitsch M. Victory Day before the cult. War commemoration in the USSR, 1945-1965, in The Memory of the Second World War in Soviet and Post-Soviet Russia, ed. by David L. Hoffmann. Abingdon: Routledge, 2021. Pp. 64-85.
103. Irwin-Zarecka I. Frames of Remembrance. The Dynamics of Collective Memory. New Brunswick: Transaction Publisher, 1994. 232 p.
104. Kelly C. Socialist Churches: Radical Secularization and the Preservation of the Past in Petrograd and Leningrad, 1918-1988. DeKalb: Northern Illinois University Press, 2016. 413 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Историческая наука немыслима без личности и ее оценки. Антропологический поворот позволил, выйдя за рамки академизма, взглянуть на современника, сыгравшего значимую роль в жизни автора и продолжающего работать в науке и педагогике высшего звена. Настоящая статья посвящена 75-летнему юбилею Людмилы Владимировны Мининковой, которая на протяжении многих лет в научном сообществе, среди студентов и аспирантов Института истории и международных отношений Южного федерального университета негласно считается не только выдающимся ученым, специалистом по истории русского Средневековья и методологии, мастером педагогики, но и гарантом выхода на защиту кандидатской диссертации, разумеется, при условии работы аспиранта. В статье многолетние труды Людмилы Владимировны, принявшей вызов решения нестандартных задач и наилучшим образом их решившей, освещены через личностный опыт человека, прошедшего рядом с ней путь длиной в 15 лет от первой встречи по поводу соискательства и работы под ее руководством над кандидатской диссертацией до получения степени доктора исторических наук
Данная статья представляет собой обзор V Всероссийской научной конференции с международным участием «Великая Отечественная война в истории и памяти народов Юга России: события, участники, символы», прошедшей с 4 по 7 июня 2025 г. в Ростове-на-Дону. В мероприятии приняли участие до 200 исследователей из различных регионов Российской Федерации, а также Республики Абхазии, Республики Азербайджан, Республики Беларуси, Республики Армении, Израиля, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Монголии, Республики Сербии и Республики Узбекистан. Участники конференции обсудили широкий спектр тем: от анализа боевых операций на Юге России до изучения разных форм сопротивления врагу на оккупированных территориях и вопросов коллаборационизма, от исследования судеб отдельных героев войны до анализа механизма сохранения исторической памяти и вкладе народов Советского Союза в общую Победу.
Ивана Диомидовича Попко в России в целом и на Кавказе в частности знают в основном как историка, просветителя, этнографа, писателя и поэта, библиофила и опытного администратора — адъютанта наказного атамана Черноморского казачьего войска, начальника Карского санджака и одноименного пашалыка и др. Также он широко известен как автор исторических статей и трудов по истории кавказского казачества. Гораздо менее известны факты его личной жизни, взаимоотношений с близкими, друзьями. Очень мало известны или совсем не известны какие-либо сведения о его детстве и юности, их приходится восстанавливать по крупицам. В статье рассматривается и анализируется письмо Степана Ивановича Романовского другу детства, Ивану Диомидовичу Попко, в контексте истории повседневности и личных взаимоотношений двух представителей интеллигенции Юга России XIX века. Данный документ интересен в первую очередь тем, что содержит в себе немного информации и об их детских годах
Статья поднимает вопрос о том, как периоды вооруженного противостояния и этапы последующего мирного строительства образуют единый континуум общественного развития. Цель исследования — показать, каким образом мобилизационные практики превращаются в устойчивые институты управления, а военные нарративы — в коллективные мемориальные формы. Новизна определяется введением циклической модели «мобилизация — реформы — память», органично сочетающей институциональный, социокультурный и дискурсивный уровни анализа; актуальность обусловлена поиском универсальных механизмов постконфликтной устойчивости в условиях глобальной нестабильности. Источниковая база включает архивные материалы, официальные документы, массовые опросные массивы и международные статистики, часть которых впервые задействуется в комплексном исследовании. Методологически работа опирается на сравнительноисторический подход, количественную обработку эмпирических данных и критический дискурс-анализ. Работа раскрывает скрытые механизмы трансформации конфликта и задает направление для дальнейших сравнительных исследований. Практическая значимость заключается в возможности использования полученных результатов при разработке стратегий коллективной памяти и институционального дизайна переходных обществ. Установлено, что устойчивое развитие достигается тогда, когда уроки войны институционализируются в социально-экономических реформах, а ресурсы памяти интегрируются в инклюзивный гражданский нарратив; нарушение указанного цикла усиливает риск повторной дестабилизации
Статья посвящена философскому осмыслению роли войны в современных обществах. Автор анализирует различные формы завершения войны — от полной победы до замораживания конфликта — и поднимает вопрос о моральных и институциональных последствиях таких исходов. Особое внимание уделено идее победы как не только военного, но и нравственного явления, в том числе в контексте Второй мировой войны. Обсуждаются античные и религиозные ритуалы очищения победителей от насилия, а также критически осмысляется современное восприятие войны как источника прогресса. В тексте также поднимается вопрос о политической ответственности в контексте войны. Рассматривается концепция политической ответственности Ханны Арендт, в ответ на которую автор предлагает альтернативный взгляд, апеллирующий к праву человека быть аполитичным
В статье рассматривается начало и окончание войн с точки зрения формирующихся психологических комплексов — ресентимента и исторической травмы. Проигранные войны порождают реваншизм, выигранные — самообольщение и иллюзию способности «повторить», что в обоих случаях формирует культ войны, милитаристское мышление и создает предпосылки нового конфликта в будущем. Автор обращает внимание на то, что политика памяти чрезмерно концентрируется на культе жертвы, а также игнорирует широкий спектр эмоций, вызываемых войной, без учета которого невозможно принятие травмы войны. В заключение автор приходит к выводу, что саморефлексия как способ осмысления травмы, включая признание ответственности «своих» за определенные ошибки, никогда не была сильной стороной патриотической пропаганды, однако без подобной саморефлексии едва ли удастся достигнуть внутреннего общественного примирения и наконец-то закончить войну в головах современников
В своих ответах автор уточняет постановку вопросов относительно итогов войн прошлого, опираясь прежде всего на примеры завершения вооруженных конфликтов в Новой и новейшей истории. Указывается, что различные культуры победы и культуры поражения позволяют по-разному использовать ситуацию, сложившуюся после завершения вооруженных конфликтов. Иногда военные победы воспринимаются как политические поражения, побежденные же могут осуществлять своеобразный символический реванш, реализуя успешные мемориальные проекты, предлагая свои версии прошлого. Порой военные поражения создают условия для проведения болезненных внутренних реформ. Автор подвергает сомнению тезис о том, что пацифизм сам по себе позволит предотвратить войны. Указывается также, что всеобщая воинская повинность граждан (или их вооружение) исторически была тесно связана с демократическими и республиканскими политическими культурами, статус гражданина предполагал военную подготовку и участие в вооруженных конфликтах. Среди факторов, влияющих на память о Великой Отечественной войне в современной России, автор, опираясь на терминологию Я. Ассмана, указывает на постепенное и неизбежное снижение значения коммуникативной памяти, что предполагает усиление значения памяти культурной
Российский императорский двор — это один из социальных институтов, через посредство которого, согласно концепции Р. Уортмана, в период правления Николая I был реализован «национальный сценарий власти». Именно в придворной среде наиболее полно воплотилась идея о национальном костюме для дворян и «русском платье» для придворных дам. Целью статьи является установление этнического происхождения фрейлин, самой многочисленной группы среди женских должностей при дворе Николая I, и соотношение этого аспекта с национальным дискурсом монарха. На основе справочных материалов (гербовники, адрес-календари и общий штат Российской империи) и документооборота Министерства императорского двора (фонды Российского государственного исторического архива) было определено число фрейлин, пожалованных на придворную должность в период правления императора Николая I. Особое внимание обращено на фрейлин из Царства Польского как наиболее обособленную и консолидированную группу по отношению к остальным дворянкам при российском императорском дворе. В статье ставится вопрос об исследовании такого института, как «польский двор». Проведенное исследование показало, что Николай I регламентировал «национальный сценарий власти» через церемониал, визуальные образы и численное преимущество русского дворянства при назначении на придворные должности, а также проявил приверженность к гетерогенному по происхождению составу придворного штата.
Представления о лидерах государств, складывающиеся за пределами их границ, являются важной составляющей образа страны в целом и ее культуры. Первый президент Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк в этом смысле не является исключением. А книга «Серый волк, Мустафа Кемаль» бывшего британского военного Г. К. Армстронга представляет собой одну из первых прижизненных биографий основателя Турецкой Республики. Портрет турецкого лидера, созданный британцем, позволяет выявить стереотипы, существовавшие в 20–30-е гг. XX в. в представлениях британских интеллектуалов, проследив их отношение как к стране, так и ее населению. Изучение другой его книги, «Турция в муках», представляющей, по сути, воспоминания о пребывании в Турции, во многом объясняет причины его негативного отношения ко всему турецкому. Думается, что лишения во время пленения и пребывания в стамбульской тюрьме, смерть и страдания его сослуживцев во многом стали побудительным мотивом, послужившим прочной основой для создания книги об Ататюрке. Дискурс-анализ и семантический анализ текста «Серого волка» позволили проследить, как европейское восприятие турок и тюрок как «серых волков» соотносится с их стереотипным образом кочевников — обитателей азиатских степей. В книге Г. К. Армстронга Мустафа Кемаль предстает не как национальный лидер и «отец народа», а как кровожадный вожак стаи волков, причем такие качества «звериного характера», как стремление подчинять и подавлять других, жестокость и хитрость формировались с самых ранних лет жизни и достигли апогея в период его нахождения у власти
В статье рассматривается неопубликованная работа С. Ф. Стржелецкого «Страбонов Херсонес», написанная в 1953 г. Эта работа — первое обобщающее исследование «древнего Херсонеса», упомянутого Страбоном. Работа состоит из двух разделов — историографического и фактологического, в ней рассматриваются результаты раскопок Косцюшко-Валюжинича, Печёнкина, Лёпера и анализируются мнения исследователей по поводу «древнего Херсонеса». Стржелецкий исходит из той точки зрения, согласно которой «древний Херсонес» был «городом»; эта точка зрения была впервые высказана К. И. Габлицем в 1803 г. и затем развивалась А. Л. Бертье-Делагардом. В нашей статье мы критически рассматриваем историографические данные, имеющие отношение к «древнему Херсонесу» и обсуждаемые в работе Стржелецкого. Затем мы рассматриваем археологическую сторону «древнего Херсонеса». Основное внимание мы уделяем фортификационным сооружениям, т. е. стенам и башням, а именно их планировке и размерам. При этом мы используем как те работы, которыми пользовался Стржелецкий, так и результаты последующих раскопок: это наши раскопки у западной стены и раскопки, проведенные Гераклейской экспедицией в 2000-х гг. Ограничиться лишь теми работами, на которые ссылается Стржелецкий, было невозможно, т. к. данные, полученные Гераклейской экспедицией, позволяют уточнить некоторые более ранние мнения о стенах и башнях
В статье рассматриваются изменения понятия войны и наполнение его новым содержанием в условиях современного техногенного общества, а также связанные с этим проблемы манипулирования нелинейными процессами, создание зон управляемого хаоса для достижения победы над противником на поле боя. Исследуется война в виртуальном пространстве как один из аспектов гибридной войны, анализируется этимология термина «виртуальность» и его трансформация применительно к современным условиям, воздействие виртуальной реальности на сознание социума, а также использование этого воздействия в военных целях и превращение виртуальной реальности в театр военных действий
В статье рассматривается образ Освободительной миссии Красной Армии в Европе 1944–1945 гг., зафиксированный в письмах с фронта и в послевоенных письмах-воспоминаниях участников Великой Отечественной войны в редакции советских газет. Показано, как проходили встречи красноармейцев с жителями Румынии, Болгарии, Югославии, Чехословакии, Венгрии, а также их отношение к гражданскому населению побежденной Германии. Затрагиваются проблемы фальсификации истории, политики очернения СССР и советских войск с целью вычеркивания их из числа победителей во Второй мировой войне и пересмотра ее итогов, а также значение десакрализации Освободительной миссии и Победы над нацизмом в контексте информационной войны Запада против современной России
Статья посвящена исследованию актуальных в современных реалиях и в то же время недостаточно изученных вопросов, связанных с деятельностью в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. фронтовых трофейных бригад. В частности, анализируются основные направления их работы, проблемы сбора, хранения и последующего использования медицинского трофейного имущества. Рассматриваются причины ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки, а также принятые санитарными службами Красной Армии меры по организации лечебно-профилактического обеспечения войск 6-й фронтовой трофейной бригады в ходе наступательного этапа битвы за Кавказ, начавшегося 1 января 1943 г. В своей работе автор опирается на результаты проведенных ранее научных исследований, анализирует широкий комплекс документов из фондов Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ) и филиала ЦАМО РФ (военно-медицинских документов) в г. Санкт-Петербурге. При этом значительная часть архивных документов вводится в научный оборот впервые. На основе принципов историзма и объективности оценивается успешность сбора отдельных видов трофейного имущества, а также проведения в бригаде мероприятий по предотвращению вспышек инфекционных заболеваний, спасению здоровья и жизни бойцов и командиров Красной Армии, их возвращению в строй
История советских госпиталей в годы Великой Отечественной войны и ее отражение в памяти участников событий недостаточно изучены. Цель статьи — выявление особенностей представлений об истории госпиталя No 1602 в воспоминаниях медицинской сестры Александры Ивановны Звонаревой. Авторы опирались на разработки современных исследователей проблем исторической памяти и специфики отражения в ней Великой Отечественной войны. Основой исследования стали воспоминания и личные документы А. И. Звонаревой, другие исторические и историографические источники. Использовались методы логического и источниковедческого анализа, деконструкции, сравнительно-исторический и нарративный методы. Проведение исследования позволило охарактеризовать создание и этапы истории госпиталя No 1602 в 1941–1945 гг.; проанализировать соотношение событий военных лет и практики их последующей репрезентации; устранить ошибки и противоречия в биографии самой А. И. Звонаревой и оценках ее труда в имеющихся публикациях
В конце Гражданской войны Советская Россия, несмотря на победу над белыми, столкнулась с острейшим внутриполитическим кризисом — массовое повстанческое движение, охватившее многие регионы страны, сочеталось с усилением разногласий в РКП(б) и появлением внутрипартийной оппозиции. Несмотря на суровую борьбу с оппозиционерами и запрет фракционной деятельности в РКП(б), принятый Х съездом РКП(б) в марте 1921 г., оппозиционные настроения проникли и в среду армейских коммунистов, где стали возникать свои группировки. В 1921 г. ВЧК раскрыла дело так называемой «Донской повстанческой армии», фигурантами которого были красные командиры — члены РКП(б), примыкавшие к «рабочей оппозиции». На основе документов Центрального архива Федеральной службы безопасности России и других источников, в том числе материалов Российского государственного архива социально-политической истории и периодической печати, в статье проанализирована содержательная сторона дела и делаются выводы относительно реальных масштабов организации. Показано, что перед судом предстала небольшая группа красных командиров, пытавшихся сначала легальными путями (например, через обращение к В. И. Ленину), а затем нелегально влиять на внутреннюю политику, проводившуюся руководством РКП(б)
В статье высказывается предположение, что известный документ — Циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП от 24 января 1919 г. — был попыткой определенной части большевистского руководства сорвать «народную дипломатию», проводимую между белыми казаками и красноармейскими отрядами местного формирования. Большевики были встревожены сведениями, что красноармейские части после победы над казаками начнут войну против коммунистов, поэтому политику террора против казаков большевики пытались проводить руками красноармейских частей
В статье исследуются перспективы экономического развития как последствия длительной войны. Для анализа взят конкретный регион — север европейской России (Архангельская губерния), который получил шанс вырваться из депрессивного состояния в связи со своим геополитическим положением в период Первой мировой войны (как имеющий выход в открытый Мировой океан для важных в условиях войны контактов между странами Антанты). Специфика этого региона заключается в невозможности самостоятельного развития без решающей поддержки государственного центра. Немалую долю в поддержании местной экономики играли и различные формы экспортно-импортной деятельности, связывающие Архангельскую губернию с центральными районами России и отдельными европейскими странами. Причина — в природно-климатических условиях, которые, при больших запасах природных ресурсов, делали население зависимым от внешнего подвоза продовольствия. История региона показывает, что периоды возрастания государственного интереса сменяются равнодушием, что ведет к оттоку населения и архаизации хозяйственной жизни. Близость к морским путям сделала Архангельскую губернию привлекательным источником сырья для мирового рынка, а Первая мировая война, когда в регионе заметным стало присутствие представителей стран-союзниц, эта привлекательность еще более возросла. При этом экономически активная общественность губернии стремилась воспользоваться создавшимися условиями (вниманием со стороны правительства) и приступить к самостоятельному развитию региона, при минимальном привлечении иностранных инвестиций. Однако послевоенные события, связанные с отрывом региона от центра страны, усугубили внешнюю зависимость населения от жизненно необходимых поставок в обмен на сырье. Дальнейшая индустриализация региона осуществлялась вновь в условиях особой его роли для развития страны и в качестве необходимых мер включала плановое ведение хозяйства и жесткую расстановку приоритетов
В статье представлен комплексный анализ эволюции философского осмысления феномена войны от раннего Средневековья до современности. Исследование охватывает ключевые этапы развития теории войны: от христианской доктрины справедливой войны Августина Блаженного и Амвросия Медиоланского до секуляризированных теорий Нового времени и современных подходов. Особое внимание уделяется трансформации понимания войны в контексте развития философской мысли: от метафорического осмысления как «царя всего» до концептуализации как инструмента правового регулирования международных отношений. В работе анализируется переход от теологического обоснования войны к правовому и затем к либерально-гуманистическому подходу, где центральным становится принцип защиты прав человека, а определяющая роль Бога в легитимации войны подменяется ключевой ролью государства. Автор демонстрирует преемственность философских идей о войне и их трансформацию под влиянием социально-политических изменений. Исследование выявляет, как современные теории справедливой войны, сохраняя элементы августиновского подхода, интегрируют либеральные ценности и принципы защиты прав человека, формируя новый взгляд на допустимость и ограничения применения военной силы в международных отношениях, что приводит к закономерному оправданию войны как формы организованного насилия
Издательство
- Издательство
- ЮФУ
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344006, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
- Юр. адрес
- 344006, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
- ФИО
- Боровская Марина Александровна (Ректор)
- E-mail адрес
- rectorat@sfedu.ru
- Контактный телефон
- +7 (863) 3051990
- Сайт
- https://sfedu.ru