Цель исследования - дать характеристику деятельности руководства Северо-Западным фронтом 1-й и 2-й Армий, входящих в его состав. Корпусам дивизий этих армий была доверена координация войск в ходе ведения Восточно-Прусской операции. В статье применяются историко-системный и историко-типологический методы исследования. Они отвечают современным требованиям к историческим исследованиям. Использование этих методов позволило провести исследование достаточно большого количества исторических документов Ставки Верховного главнокомандующего, Северо-Западного фронта, штабов 1-й и 2-й армий и некоторых корпусов дивизий, входящих в их состав. Приводятся примеры согласования усилий между различными органами управления, армиями, корпусами и дивизиями в ходе ведения боевых действий последовательно по дням операции и направлениям действий войск. Отмечаются сложности в поддержании взаимодействия войск на различных этапах проведения боевых операций. Сложности возникают при выдвижении к государственной границе, завязке боя, ведении боевых действий, выходе из боя, выходе из окружения, отходе на другие рубежи, переходе к ведению оборонительных действий. Рассматриваются документы, позволяющие определить порядок действий командующих (командиров, начальников), их штабов на всех этапах ведения боевых операций. На основании рассмотренных исторических и аналитических документов делаются выводы о содержании, последовательности достижения устойчивого взаимодействия войск, об их составных частях и приемах по согласованию усилий различных родов войск на всех этапах ведения Восточно-Прусской операции, а при необходимости и восстановления взаимодействия; определяются причины нарушений в ходе ведения операции. Кроме того, делаются выводы о влиянии и роли организованного взаимодействия до начала операции на его поддержание и восстановление в ходе ведения.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- УДК
- 93/94. История
Подготовка Восточно-Прусской операции осуществлялась заблаговременно – с 1910 года [Вооруженные силы России в Первой мировой войне (1914–1917), т. 1, 2014]. За четыре года, предшествующие началу войны, были согласованы вопросы участия всех родов войск в армиях, корпусах и дивизиях. Также было согласовано взаимодействие 1-й и 2-й армий. Все эти организационные меры были направлены на решение одной задачи – разгромить 8-ю немецкую армию и нанести поражение Германии [Восточно-Прусская операция… 1939].
Список литературы
1. Вооруженные силы России в Первой мировой войне (1914-1917): в 2 т. / под ред. В. В. Герасимова. М.: Мегаполис, 2014. Т. 1.
2. Восточно-Прусская операция: сборник документов мировой империалистической войны на русском фронте (1914-1917) / под ред. В. Е. Белолипецкого. М.: Воениздат, 1939.
3. Суворов А. Н. Военная игра старших войсковых начальников в апреле 1914 года // Труды комиссии по исследованию и использованию опыта войны 1814-1918 годов: военно-исторический сборник. М.: Военное дело, 1919. Вып. I. С. 9-29.
4. Российская империя: победы и поражения на фронтах Первой мировой войны / под ред. В. П. Бутромеева, В. В. Бутромеева. М.: Олма Медиа Групп, 2014.
5. Алпеев О. Е. Восточная Пруссия в стратегических планах России и Германии в конце XIX - начале XX века // Военно-ученый архив. Калининград: Живем, 2013. С. 38-46.
6. Пахалюк К. А. Надо кончать с Восточной Пруссией: к вопросу об оперативном руководстве Восточно-Прусской операцией 1914 года // Георгиевские чтения: сборник трудов по военной истории Отечества. М.: Яуза, 2021. С. 177-216. (Серия: Военно-исторические книги).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются некоторые аспекты организации продовольственных органов царским правительством в период Первой мировой войны. Описываются поиски правительства, направленные на улучшение их работы при заготовке хлеба и продуктов питания для армии и гражданского населения, на введение разверстки зерновых хлебов и фуража. Выясняются причины, срывавшие государственные поставки. Системно описываются реакция органов власти на возникшие проблемы и ее усилия, направленные на урегулирование продовольственного вопроса. Цель работы - проанализировать создание правительством продовольственных органов, обеспечивающих продуктами питания армию и гражданское население, рассмотреть эволюцию системы по снабжению продовольствием в России. На основе изучения архивных материалов, опубликованных документов, анализа обширного научно-исследовательского корпуса текстов, обзора периодической печати рассмотрен поиск преодоления трудностей, которыми сопровождались попытки правительства наладить снабжение населения страны всем жизненно необходимым. В статье проанализированы причины проблем с поставками хлеба и других продуктов питания населению, а также механизмы борьбы царского правительства с возникшими трудностями. Для анализа материалов мы использовали системно-структурный и сравнительно-исторический методы. Таким образом, объективные недостатки государственной системы правительство пыталось восполнить за счет улучшения организации поставок продовольствия, что способствовало усилению государственного регулирования, установлению твердых цен только на продукты сельского хозяйства и что привело к сокращению товарной доли, производимой в России зерновой продукции.
В статье рассматривается эволюция внешней политики Испании в начале XXI века с акцентом на анализе изменений, произошедших после 11 сентября 2001 года. Этот момент стал знаковым для испанского внешнеполитического курса. Он привел к отказу от ранее установленной преемственности в области международной политики в пользу выстраивания приоритетов на основе текущей конъюнктуры. Испания Аснара сделала акцент на сотрудничестве с США. Означенная политическая новация способствовала укреплению ее позиций на международной арене, но привела к ухудшению отношений Испании как со странами Европейского союза, так и с Латинской Америкой, с которыми она исторически поддерживала тесные связи. Для проведения данного исследования были использованы качественные методы анализа, включая обзор исторических документов, изучение экспертных мнений, биографических исследований ведущих испанских политиков и сравнительный анализ отчетов профильных аналитических центров. Исследование позволило выявить основные цели внешней политики Испании: усиление международного веса и получение большего влияния в рамках ЕС, безопасность южных границ, восстановление влияния в странах Латинской Америки и налаживание более тесных связей в США за счет испаноязычных общин. Они стали достижимыми благодаря усилению атлантического вектора. Однако предпринимаемые для этого шаги не только негативно влияют на другие направления внешней политики Испании, но также отрицательно воспринимаются гражданами внутри страны, что неизбежно приводит к снижению популярности Народной партии и ее проигрышу в очередных выборах.
В статье на основе документов Центрального архива Министерства обороны РФ и опубликованных источников рассматривается советский опыт информационно-пропагандистского воздействия на противника в период окружения и уничтожения немецкой группировки в районе Корсунь-Шевченковского котла. Данная тема актуальна в связи с проведением специальной военной операции на Украине, а также фрагментарной изученностью в отечественной и зарубежной историографии. Цель исследования - показать организацию и содержание советской спецпропаганды в ходе Корсунь-Шевченковской наступательной операции (24 января - 17 февраля 1944). Основу источниковой базы статьи составили делопроизводственные материалы органов спецпропаганды Красной армии, опросы военнопленных, воспоминания непосредственных участников событий. Для достижения цели исследования автор использовал историко-генетический, историко-сравнительный, историко-системный, историко-типологический, проблемно-хронологический методы. Благодаря совокупности избранных методов исследования удалось выявить факторы, влиявшие на проведение советской спецпропаганды, рассмотреть ее организационную структуру, показать ключевые различия в советской спецпропаганде от имени Красной армии и от имени НКСГ / СНО, а также основные формы и средства информационно-психологического воздействия на личный состав окруженной группировки. Органы спецпропаганды осуществляли информационно-психологическое воздействие на противника, окруженного войсками 1-го и 2-го Украинских фронтов возле Корсунь-Шевченковского, вплоть до его уничтожения. В результате комплекса проведенных мероприятий по склонению солдат и офицеров противника к сдаче в плен в ходе Корсунь-Шевченковской наступательной операции не удалось добиться его организованной капитуляции. Однако были получены положительные результаты в групповой и индивидуальной сдаче в плен. Значительную роль в этом сыграли привлеченные к данной работе немецкие военнопленные антифашисты из НКСГ / СНО.
В статье анализируются причины и механизмы возникновения интереса к религиозно-философской публицистике Л. Н. Толстого в Великобритании и США в 1880-е годы. Периодическая печать с интересом следила за новостями о конфликте Толстого с Православной церковью. После публикации перевода произведения Толстого «В чем моя вера» во Франции и Германии протестанты начали искать контакта с Толстым. В Россию приехала переводчица Л. Фрирс для перевода «В чем моя вера», который был напечатан в Англии протестантским издателем Э. Стоком. Параллельно перевод «Исповеди», «В чем моя вера?» и «Краткого изложения Евангелия» начал В. Г. Чертков и выполнил Г. Бэттерсби. Эти произведения были выпущены за счет Черткова одним томом под названием «Christ’s Christianity» издателем К. Полом. Пол был более заинтересован политическими, чем религиозными взглядами Толстого. Французское издание «В чем моя вера» было использовано для перевода на английский язык в Англии и США. За этим последовали другие переводы. Толстому стали создавать репутацию великого писателя, мыслителя и религиозного реформатора. Рецензенты отождествляли взгляды Толстого с нонконформизмом, теософией или с восточными религиями. Толстого объявили проповедником христианского анархизма, коммунизма и нигилизма. Публицистика Толстого считалась полезной для революционной пропаганды и воздействия на общественное мнение в России. Католики видели, что пропаганда взглядов Толстого исходит от протестантов-евангелистов. Поэтому они не придавали большого значения публицистике Толстого, указывали на ее вторичность и противоречивость. Толстой понимал причины своей международной известности и учитывал это в последующей публицистической деятельности.
Актуальность статьи определяется преемственностью между историческим прошлым и настоящим страны. Уточнение социальных мотивов, смыслов, целей гражданского строительства в Советском Союзе необходимо для перспектив дальнейшего развития России. Цель исследования - последовательное усвоение советского исторического опыта, который был накоплен страной в результате строительства грандиозных гражданских сооружений. Они имели не только индустриальное, но и общественное значение. Новостройки былой эпохи отвечали социальным условиям конструирования коммунистического общества. Методологической основой исследования является комплекс общенаучных и специальных исторических подходов к изучаемому материалу. Исследование выполнено на основе проблемно-исторического анализа с учетом социальных условий того времени. Общенаучный метод применялся для структурно-функционального анализа собранной информации. Большую роль сыграл ретроспективный метод, воспроизводящий события в их историческом развитии и раскрывающий изучаемые феномены в их динамике, особенностях и противоречиях. В статье исследуются противоречия процесса проектирования Международного Красного стадиона в 1920-е годы, идеологическая обусловленность уникального спортивного комплекса, который должен был стать первой мощной экспериментальной базой ведения массовой физкультурно-спортивной работы, практическим воплощением программы физического воспитания нового человека. Анализ проектирования стадиона позволяет судить о нем, как о месте, предназначенном не только для спортивных мероприятий, не только для физического оздоровления трудящихся. Молодым советским государством планировалось строить стадионы для создания очагов культуры и воспитания творческой активности советских граждан. Международно-политический характер стадиона должен был проявиться в агитационном воздействии на граждан.
В статье раскрывается содержание современного этапа энергетического сотрудничества Китая с иностранными государствами, которое является одним из важных элементов его внешнеполитической стратегии. Эта стратегия, в свою очередь, направлена на укрепление энергетической безопасности Китайской Народной Республики, ее технологического лидерства и геополитического влияния в условиях глобальных трансформаций. Особое внимание в статье уделяется влиянию геополитических и экономических приоритетов внешней политики Китая на энергетические аспекты среды обитания жизни в означенной стране. Детально уточняется мера и степень их воздействия на энергетическую сферу Китая. Необходимость комплексного подхода к изучению многоуровнего взаимодействия Китая с развитыми и развивающимися странами в значительной степени предопределила тип, направленность и характер исследования. В нем использованы геополитический и системный методы с учетом национальных интересов и внешнеполитических приоритетов Китая. В основу исследования положен большой документальный материал: статистические данные, руководящие документы Коммунистической партии и правительства Китая, многочисленные научные издания. Подводя итоги проведенному исследованию, можно отметить, что Китай системно диверсифицирует источники импорта традиционных энергоресурсов, активно экспортирует зеленые технологии и создает альтернативные институты сотрудничества. Это позволяет КНР снижать зависимость от экономической политики Запада и укреплять свои позиции на глобальном энергетическом рынке. Китайское политическое руководство уделяет особое внимание роли мягкой силы в продвижении климатической повестки. Практика мягкой силы способствует формированию позитивного имиджа Китая в структуре мирового сообщества. Он выступает как один из глобальных лидеров энергетического перехода. Основными препятствиями для реализации энергетических целей и задач внешнеполитического курса Китайской Народной Республики в условиях глобальной нестабильности являются острая конкуренция Китая со странами Запада, экологические проблемы и высокая долговая нагрузка в ряде развивающихся стран, с которыми КНР взаимодействует в энергетической сфере.
В данной статье представлен анализ особенностей употребления термина «Глобальный Юг» в дискурсе БРИКС. Цель исследования заключается в оценке возможности формирования единого подхода к концепции «Глобального Юга» в рамках БРИКС.
В исследовании используются метод оценки эффективности дискурса, разработанный ученым Академии общественных наук КНР Юэ Шэнсуном, а также элементы дискурс-анализа и историко-генетического метода. Метод Юэ Шэнсуна позволяет моделировать процесс конкуренции государства-лидера и возвышающихся держав в дискурсивной системе. Применение означенного метода обусловлено необходимостью выявить потенциал стран БРИКС в качестве новых акторов в концептуализации «Глобального Юга». Элементы дискурс-анализа проявляются в определении подходов стран БРИКС к Глобальному Югу на базе текстов деклараций по итогам саммитов объединения. Историко-генетический метод используется для выявления причин появления новых интерпретаций понятия «Глобальный Юг» в исторической перспективе. В результате проведенного исследования было выявлено, что в настоящее время единый подход стран БРИКС к определению «Глобального Юга» еще не сформирован. Страны объединения БРИКС предлагают различные варианты его концептуализации. В статье выделяются три основных подхода к интерпретации понятия «Глобальный Юг». Воспроизводство термина в дискурсе БРИКС будет зависеть от политической воли Бразилии, Индии и ЮАР, заинтересованных в актуализации повестки «Глобального Юга», согласования общей позиции стран объединения по конкретизации содержания указанной повестки для ее дальнейшего международного продвижения от имени объединения.
В статье рассматриваются основные концепции и инициативы Китая в области глобального управления океаном. Отмечается, что в настоящее время идея глобального управления занимает ключевое место во внешнеполитической деятельности Китайской Народной Республики и ее позиционировании себя на мировой арене. Политика Китая отражает его ответственный подход к решению мировых проблем и стремление к лидерству на рынке глобальных общественных благ. В этом процессе важное место занимает реализация идеи глобального управления океаном. Ее суть заключается в призыве КНР к сплочению различных стран для решения глобальных проблем Мирового океана. В статье рассматриваются основные концепции, связанные с глобальным управлением океаном: морское сообщество единой судьбы, морская экологическая цивилизация, а также важные проекты по сотрудничеству на море - Морской Шелковый путь и голубое партнерство. Соответственно, цель исследования заключается в анализе концепций и инициатив Китая в области глобального управления океаном. По результатам анализа эмпирического материала в статье дается оценка вклада Китая в мировое развитие.
Настоящая статья содержит ответ на вопрос, как китайский политический класс заново «придумывает» Арктику для того, чтобы: 1) консолидировать полярные концепты собственного населения; 2) манифестировать особые права Китая на Крайний Север для того, чтобы оспорить существующие арктические иерархии в сфере международных отношений. Цель работы - исследование доктринальных усилий китайских властей, направленных на продвижение интересов Китая в полярном регионе; выявление того, как Китай получает свободу действий в Арктике в «постфевральском» мире. Научная новизна: статья ставит под сомнение общепринятый тезис о том, что всеобъемлющий подход Пекина к полярному мегарегиону основан на принятой Китаем в 2018 году «Белой книге Арктики». Для того чтобы приблизиться к лучшему пониманию арктической политики Пекина, автор исследует ее малоизученный аспект - идеологическое творчество китайской политической и интеллектуальной элиты на культурной и географической почве Крайнего Севера. Материалы и методы: официальные документы КНР, тексты выступлений китайских чиновников и экспертов, данные, полученные из «первых рук» от китайских специалистов во время работы в университетах Шанхая в 2014 и 2023 годы.
В качестве теоретических ориентиров, позволяющих понять новые аспекты китайской арктической политики, в настоящей статье используются познавательные модели конструктивизма и «критической геополитики». Результаты исследования. Идеологическое творчество китайских ученых, чиновников и военных подготовило официальные полярные доктрины и стратегии Китая, включая «Белую книгу Арктики». Российско-украинский конфликт, открывший в мировой политике эпоху «пост-февраля», стал моментом «стратегической возможности» для КНР. Готовность Москвы бросить вызов международному порядку делают ее естественным союзником Китая в Арктике.
В статье рассматриваются особенности цивилизационной составляющей геополитического курса государства. Она исключительно значима в наши дни, когда глобальная политическая конкуренция достигла небывалого накала. Следовательно, возникает вопрос о геополитическом статусе ее участников. Автор на основании методологии цивилизационной геополитики делает вывод об уникальности геоцивилизационного положения России и наличии цивилизационных вызовов ее функционированию и существованию. Акцентируется внимание на проблеме конкуренции, противоборства цивилизаций как наименее проработанной в современном научном дискурсе и пытается показать, какие геоцивилизационные вызовы для России и ее исторических устоев существуют по периметру границ - на Западе, Юге и Востоке со стороны соседних цивилизаций. Цель исследования заключается также в том, чтобы определить признаки возможной цивилизационной экспансии в Россию извне. Исследование базируется на сложившихся цивилизационно-геополитических подходах, основанных на классических построениях Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, С. Хантингтона, Н. Моисеева. В их исследованиях выявляются локально-культурные идентификационные сообщества в их развитии и цивилизационно-культурном взаимодействии. В настоящей статье уделяется внимание экспансии вовне как свойству, имманентно присущему геоцивилизации. Это свойство, заложенное в изначальную природу геоцивилизации, проявляется в давлении/попытках давления на соседнюю геоцивилизацию, в использовании ее слабостей. В зависимости от вида слабости применяется та или иная форма экспансии - политическая, экономическая, демографическая, духовно-культурная и др. Любой из перечисленных видов экспансии осуществляется той или иной геоцивилизацией с единственной целью: укрепить свое влияние на соседнюю геоцивилизацию и установить частичный или полный контроль над ней. Экспансия одной геоцивилизации в сферу существования другой может осуществляться посредством применения силовых, военных средств. В истории взаимного противоборства геоцивилизаций выделяется особая роль государств-лидеров цивилизационно-культурной общности. Автор полагает, что в современной типологии войн отдельное место можно отвести межцивилизационным войнам, которых история человечества знает немало (завоевательные походы Александра Македонского, войны Древнего Рима по устройству мирового порядка Pax Romana («мир по-римски»), крестовые походы и др. Особое внимание в настоящей статье уделяется вопросам геоцивилизационной безопасности.
В начале 2020-х годов между Россией и Индией наблюдалось снижение торговых связей в сфере военно-технического сотрудничества. Данная статья содержит анализ влияния политических процессов на динамику военно-технического сотрудничества между Россией и Индией в начале 2020-х годов. В статье рассматриваются как внешние, так и внутренние факторы, влияющие на оборонное сотрудничество между означенными странами. Особое внимание уделяется изменениям в военно-политической обстановке, сложившейся вокруг Индии, а также внутриполитическим тенденциям, таким как стремление к автономии и хеджированию рисков для собственной оборонной отрасли. Для достижения цели исследования используется неоклассический реализм как основная теоретическая парадигма. Она позволяет анализировать внешнеполитические действия государств на пересечении системного и внутриполитического уровней. В статье также практикуется оборонительный реализм в трактовке К. Уолтца и С. Уолта. Он способствует анализу соотношения материальных потенциалов и оценки угроз. Основным методом исследования является анализ заявлений официальных лиц, статистики поставок вооружений. Он позволяет взаимно соотнести количественные и качественные показатели. Результаты исследования показывают, что снижение военно-технического сотрудничества между Россией и Индией обусловлено рядом факторов системного и конъюнктурного характера. Нарастание индийско-китайских и индийско-пакистанских противоречий сопутствует недоверию к российско-китайскому сближению, ускоряя процесс переориентации Индии на западные страны. Данная тенденция совмещается с начатыми в Индии в 2010-х годах долгосрочными программами развития национального производства, а также стремлением снизить уязвимость страны от возможных санкций за сотрудничество с Россией. Итак, в российско-индийских отношениях наблюдаются кризисные тенденции. Однако Россия и Индия продолжают рассматривать друг друга как долгосрочных партнеров в сфере обороны. Сотрудничество двух стран осуществляется благодаря их общим стратегическим интересам и долгосрочным совместным проектам, нацеленным на создание полицентрического порядка. Следует добавить, что в Индии наличествует значительная доля российского военно-промышленного комплекса. Причем экспорт высокотехнологических товаров из России в Индию возрастает со времени возникновения геополитического конфликта на Украине.
Издательство
- Издательство
- МГЛУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119034, г Москва, р-н Хамовники, ул Остоженка, д 38 стр 1
- Юр. адрес
- 119034, г Москва, р-н Хамовники, ул Остоженка, д 38 стр 1
- ФИО
- Краева Ирина Аркадьевна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rectorat@linguanet.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 2453002