Исследуется процесс медийного переосмысления наследия Махатмы Ганди в индийской рекламе XX–XXI вв. На материале 37 кейсов демонстрируется, как трансверсальные ценности философа (ахимса, сварадж) замещаются коммерческими нарративами, что приводит к редукции его идей до утилитарных лозунгов. В итоге иконография Ганди в популярной культуре превращает философа в бренд, обслуживающий интересы потребительского общества, рекламные практики нивелируют его политическую философию, акцентируя поверхностные символы (одежда, очки) в контексте гетерономных предпочтений. В современном цифровом мире трансверсальные ценности Ганди находятся под угрозой. Этот процесс отражает глобальный тренд коммодификации исторических фигур, где глубина подменяется сомнительной полезностью. Методологическая основа включает визуальный анализ рекламных образов и дискурс-анализ их взаимодействия с оригинальными текстами Ганди, его мировоззрением, образом праведника, наставника-мудреца. Исследование вносит вклад в дискуссию о конфликте между культурной памятью и логикой медиарынков.
Examined the process of media reinterpretation of Mahatma Gandhi’s legacy in 20th-21st century Indian advertising. Drawing on 37 case studies, it demonstrates how the philosopher’s transversal values (ahimsa, swaraj) are supplanted by commercial narratives, reducing his ideas to utilitarian slogans. As a result, Gandhi’s iconography in popular culture transforms the philosopher into a brand serving consumer society, while advertising practices dilute his political philosophy, emphasizing superficial symbols (clothing, glasses) within the framework of heteronomous preferences. In the contemporary digital world, Gandhi’s transversal values are under threat. This process reflects a global trend of commodifying historical figures, where depth is replaced by questionable utility. The methodological framework combines visual analysis of advertising imagery and discourse analysis of its interplay with Gandhi’s original texts, worldview, and his archetype as a moral sage and mentor. The study contributes to the debate on the conflict between cultural memory and the logic of media markets.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Коммуникации
В статье рассматривается природа репрезентации образа Ганди в медиатизированной индийской массовой культуре в интермедийной рекламе. Для этого, во–первых, в данной статье исследуется, что представляют собой собственные ценности Ганди и его иконография, выявляются два противоречивых явления - дихотомия между иконографией res publica и представлением Ганди в массовом сознании, рассматривается содержание тридцати семи случаев, вникается в суть репрезентации, включая явную и неявную. брендинг.
The article examines the nature of Gandhi’s representation in mediatised Indian popular culture in intermedia advertisements. In order to do so, first, this paper explores what Gandhi’s own transversal values and iconography represent, revealing two contradictory developments – the dichotomy between the iconography of res publica and the popular representation of Gandhi, covering the contents of thirty seven cases, delving into the essence of representation, including explicit and implicit branding.
Список литературы
1. Benjamin, W. (1969). The work of art in the age of mechanical reproduction. In H. Arendt (Ed.), Illuminations (H. Zohn, Trans., pp. 117-253). New York: Schocken Books.
2. Bilgrami, A. (2001). Gandhi, the Philosopher. Comprehensive Website on the life and works of Mahatma Gandhi. https://www.mkgandhi.org/articles/philgandhi.php.
3. Gandhi, M.K. (1910). Indian home rule. International Printing Press. https://www.gandhiheritageportal.org/mahatma-gandhi-books/indian-home-rule#page/4/mode/2up.
4. Gandhi, M.K. (1927). The story of my experiments with truth (Vol. 1, M. Desai, Trans.). Ahmedabad: Navjivan Publishing House. https://archive.org/details/TheStoryOfMyExperimentsWithTruth-MahatmaGandhi/page/n1/mode/2up.
5. Gandhi, M.K. (1968). Satyagraha in South Africa (Vol. 2, Valji Govindji Desai, Trans., S. Ganesan, Ed.). Ahmedabad: Navjivan Publishing House. https://www.mkgandhi.org/ebks/satyagraha_in_south_africa.pdf.
6. Gandhi, M.K. (1929). The story of my experiments with truth (Vol. 2, M. Desai and P. Nair, Trans.) Ahmedabad: Navjivan Press. https://archive.org/details/gandhisautobiogr02gand.
7. Gonsalves, P. (2010). Clothing for Liberation: A communication analysis of Gandhi’s Swadeshi Revolution. SAGE Publications India. https://archive.org/details/clothingforliberationacommunicationanalysisofgandhisswadeshirevolutionpetergonsalves_720_w/page/n3/mode/2up.
8. Horkheimer, M., & Adorno, Th.W. (2002). Dialectic of enlightenment: Philosophical fragments (G. Schmid Noerr, Ed., E. Jephcott, Trans.). Stanford University Press. https://monoskop.org/images/2/27/Horkheimer_Max_Adorno_Theodor_W_Dialectic_of_Enlightenment_Philosophical_Fragments.pdf.
9. Khanduri, R.G. (2012). Some things about Gandhi. Contemporary South Asia, 20(3), 303-325. DOI: 10.1080/09584935.2011.599834
10. Livingstone, S., & Lunt, P. (2014). 31. Mediatization: An emerging paradigm for media and communication research? In K. Lundby (Ed.), Mediatization of Communication (pp.703-724). De Gruyter Mouton. DOI: 10.1515/9783110272215.703
11. Mazzarella, W. (2010). Branding the Mahatma: The untimely provocation of Gandhian publicity. Cultural Anthropology, 25(1), 1-39. DOI: 10.1111/j.1548-1360.2009.01050.x
12. Rai, Dh. (2022). Contested representation: Dalits, Popular Hindi Cinema, and Public Sphere. Lexington Books; The Rowman & Littlefield.
13. Rai, Dh. (Intro) (2023). MK Gandhi: Poorna Swaraj, Constructive Programme: Its Meaning and Place. Gurugram: Penguin/Vintage Book.
14. Rai, D. (Intro). (2025). M.K. Gandhi: Hind Swaraj. Penguin/Vintage Book.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Внедрение социальных сетей в повседневную жизнь «цифровых аборигенов» – сложное социально-технологическое явление, имеющее глубокие последствия для социальной сплоченности, психосоциального развития и психического здоровья. Учитывая разнообразие социальной структуры Индии, понимание этой динамики имеет решающее значение для стабильности общества и культурной преемственности. В настоящем исследовании используется количественная методология для выяснения взаимосвязей между моделями вовлеченности в социальные сети и социальной изоляцией среди молодежи в Дели. Результаты анализа демонстрируют положительные корреляции: социальная изоляция демонстрирует сильную связь с частотой использования социальных сетей, ощущаемой цифровой социальной поддержкой и зависимостью от платформ социальных сетей. Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что повышенная вовлеченность в социальные сети, особенно среди индийских пользователей цифровых технологий, коррелирует с ослаблением коммуникаций в реальном мире, усилением субъективного чувства одиночества и социальной фрагментации. Учитывая неоднородность социальной структуры Индии, эти возникающие модели социальной дезинтеграции, вызванной цифровыми технологиями, требуют вмешательства с учетом культурных особенностей. Рекомендации включают поощрение сбалансированного цифрового потребления с помощью программ цифровой грамотности, укрепление социальных компетенций и поощрение инициатив по вовлечению местных сообществ, направленных на смягчение социальной изоляции и обеспечение сплоченности, необходимой для стабильности и культурной устойчивости Индии.
Представлены результаты исследования поведения глобальной интернет аудитории по отношению к конфликту Индии и Пакистана. Впервые в научных исследованиях медиагеографический подход применяется к анализу данной темы. Задача – выявить смысловые морфоскульптуры, связанные с отношениями Индии и Пакистана, определить их место на глобальном ментальном ландшафте, – решалась при помощи медиагеографического инструментария. Методология базировалась на теории рангового анализа. Хронологические рамки исследования охватывают период с 2004 по май 2025 г. Результаты анализа Big Data, извлеченных при помощи сервиса Google Trends, показали, что смысловой морфоскульптурой, связанной с индо-пакистанскими отношениями, в ментальных ландшафтах целого ряда стран Южной Азии стал кашмирский конфликт. Выявлены корреляции между медийным пространством конфликта, опосредованным мировыми средствами массовой информации, ментальным пространством, проявленным в запросах интернет-пользователей разных стран мира. Результаты анализа динамики реакций интернет-аудиторий на конфликтные процессы могут стать основой для прогнозирования поведения населения в условиях их обострения и моделирования решений.
В Индии сформирована сложная модель политических коммуникаций в периоды правления популярных государственных деятелей, при этом образованы много аспектные политические дискурсы и нарративы о национализме, секуляризме, кастах и классах. Цифровизация и медиатизация политических текстов различного формата создали условия для сравнения двух разделенных временем эпох: Джавахарлала Неру (1947–1964) и Нарендры Моди (2014 – настоящее время). Анализируя контент, исследование очерчивает контуры политических коммуникаций в Индии, в качестве эмпирики используются исторические речи и тексты двух лидеров, архивные данные (записи, сочи нения), газетные статьи и телевизионные передачи. Автор заключает, что для Неру и Моди средства массовой информации имели и имеют определяющее значение. Неру полагался на традиционные медиа и использовал публичное пространство для обращения к массам по фундаментальным для страны вопросам. В коммуникационных стратегиях Моди доминируют новые медиа: социальные сети, новостные онлайн-каналы; фокус – на индивидуальной и медийно ориентированной коммуникации, что продуцирует соответствующую политическую риторику.
Цель - репрезентация идеи дробности восприятия собственного «я» в границах поэтического текста на примере сращения мистического, реального и условно игрового пространства в стихотворениях О. Паса и Г. Малиева. Научная новизна заключается в выбранном аспекте изучения путей самоидентификации субъекта в поле модернисткого дискурса на примере мексиканской и осетинской литературы. Впервые в истории осетинских филологических изысканий произведение Малиева подвергается комплексному литературоведческому анализу в контексте межкультурных связей и влияний. В текстах Паса и Малиева эксплицируется теория о расслоении цельности понимания мира и человека в нем. У Паса цикличность временной петли и разделение лирического «я» отражает как актуальные приемы модернизма - сюрреалистические игры с подсознанием и творческими техниками, так и идею извечного поиска идеального, потерянного времени, гармоничного и непреходящего «сейчас». У Малиева проблема идентичности проявляется в поиске себя, через попытку встречи с ускользающим гостем, суть которого в чем-то родном, близком и, одновременно, потустороннем и трансцендентном. Общность мировосприятия поэтов состоит в одинаковом выборе поэтического пространства (ночная, безлюдная улица) и в невозможности соприкоснуться с двойником, тенью, гостем как воплощением феномена уробороса, временной петли самоотторжения в мире закольцованного одиночества. В результате исследования представлено утверждение, что поиск самости в литературе начала ХХ в. уходит из трагической реальности в игровую, условную сферу, когда сама идея становится семантическим центром, а конечный результат не столь важен, как стремление к нему.
Рассматривается роль индийской литературы в решении социально-политических и экологических проблем на примере графического романа Сарнатха Банерджи «В Викаспури все спокойно». Исследуется, как используется повествовательная фантастика, чтобы выявить не только взаимосвязанные факторы, способствующие нехватке воды и разрушению среды обитания, но и ряд политических прогнозов. Роман ставит под сомнение важнейшие вопросы контроля рождаемости, экологической справедливости и экономической реструктуризации. Качественный литературный анализ показывает, как критикуются социально-политические структуры, подчеркивается необходимость срочных изменений для предотвращения экологической катастрофы и человеческих страданий. В результате можно сделать вывод, что Банерджи призывает задуматься о своей роли в сохранении окружающей среды, выйдя за рамки простого развлечения. Роман разрушает глобальные парадигмы, ставит под сомнение устоявшиеся социально-политические идеи, пропагандируя полную ответственность за жизнь на Земле, уважение экологических границ и стремление к социальной справедливости. Такие тексты, как «В Викаспури все спокойно», являются важными инструментами экологического образования и пропаганды, вдохновляющими читателей на создание и реализацию устойчивого общества, призывающими к более инклюзивному пониманию и принятию устойчивых решений во всех эколого-социальных связях.
Цель настоящего исследования – раскрыть художественное своеобразие и острый социальный смысл творчества современного пакистанского писателя британского происхождения Х. М. Накви (род. 1973). Х. М. Накви написал два романа. Его пер вое произведение «Домашний мальчик» (2009) рассказывает о социокультурной дилемме, с которой сталкивается мусульманин Чак, о том, что американское общество воспринимает его как неполноценного человека после терактов 11 сентября. В статье показано, как в американском обществе подвергаются преследованию и дискриминации представители мусульманских меньшинств. Вопрос об угнетении мусульман в романе является центральным. Америка в целом представлена как общество насилия. Использование социологического метода, а также работ феминистского социального философа Айрис Мэрион Янг позволило представить в исследовании картину тотального насилия в романе по отношению к мусульманским меньшинствам. В заключение предложен вы вод о том, что роман писателя является ярким острым социальным произведением, в котором на примере главного героя Чака раскрыты методы и инструменты расового насилия и способы противостояния ему, а американское общество представлено как система тотального насилия.
Цель исследования - выявление специфических черт постмодернистского и метамодернистского дискурса в романе Д. Тартт «Тайная история», синтез которых позволяет характеризовать произведение как переходное явление, отражающее кризис базовых установок постмодернизма и становление художественной парадигмы метамодернизма. Научная новизна работы связана со смещением ракурса анализа текста с рассмотрения нравственной проблематики и жанрового своеобразия на включение романа в контекст фундаментальных изменений эпохи пост-постмодернизма. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что поэтика «Тайной истории» во многом определяется спецификой эстетики постмодернизма. Это выражается в мозаичности сознания рассказчика и отсутствии морально-этических императивов, активности интертекстуальных включений, формирующих смысловое поле романа, разрушении противопоставления между «элитарной» и «массовой» культурой. Во второй части выдвигается и доказывается тезис о том, что дебютный роман Д. Тартт обладает чертами, выходящими за рамки постмодернистской парадигмы, в нем обнаруживаются ключевые тенденции, присущие метамодернизму: обращение к травмирующему опыту прошлого, проблеме рефлексии и выражения искренних переживаний, стремление к созданию устойчивой социальной общности в противовес постмодернистской разрозненности.
Рассматриваются образные реализации одного из ключевых архетипов в поэтике М. Мокаева. Гора как форма материального мира являет собой архетип «верха», символизирует силу, связь с божественным началом. Путь духовного просветления сопряжен с мотивом преодоления трудностей и испытаний. Мифологические номинации выступают носителями ценностных ориентиров, соотносятся с мотивом вдохновения и творческого роста. В поэзии балкарского писателя наблюдается новая информация о символе, представленная в виде авторских ассоциаций, восходящих к прецедентным текстам. Доказывается, что художественная система М. Мокаева на глубинном уровне тесно связана с архаическими представлениями народа, культурно-историческим хронотопом. Соотнесенность пространственной семантики с мифологическим кодом обнаруживается в поэтическом тексте посредством локативных антитез (профанное/сакральное, свое/чужое). В результате выявлено, что архетипический символ «гора», с одной стороны, - это фрагмент индивидуальной картины мира, а с другой - он взаимодействует с универсальными для мировой литературы категориями и ценностными ориентациями. Мифологема горы - это не только отсылка к мифу как к тексту, но и к мифу как жанру, что создает предпосылку к мифологической ситуации («жизнь - восхождение»). Изучение идиостиля поэта сквозь призму понятия «архетип как мыслеформа» (по Ю. Лотману) позволяет глубже проникнуть в авторский замысел, целостно представить художественно-эстетическую систему писателя.
Михайлов известен в мировом литературном пространстве как поэт, прозаик, лауреат многих международных литературных премий. Романы-эссе В. Михайлова «Лермонтов», «Боратынский», «Заболоцкий» получили широкую известность и положительно оценены критикой в России, Германии и Казахстане.
Цель исследования - раскрыть, как в текстах биографического жанра прослеживается эволюция интереса главных героев от чтения к писательскому мастерству. В процессе становления главных героев как личностей, их литературного образования большую роль играют домашние библиотеки. Домашняя библиотека как концепт «знание» была непременной спутницей детских лет Н. Заболоцкого и В. Хлебникова, кумира русского поэта ХХ в. Любовь к устному слову, преданиям, сказкам переросла в любовь к книге. Человек глубокой мысли и глубокого чувства Н. Заболоцкий осознавал свое высокое признание, но называл его обыденным словом - профессия. Наряду с чтением жажду познания мира в будущем поэте пробудила природа, картины которой отразились во многих его стихотворениях. Подражая В. Маяковскому, А. Блоку, С. Есенину, Н. Заболоцкий с его феноменальной начитанностью находился более под влиянием В. Хлебникова. Новизна данной статьи заключается и в том, что авторы показали влияние русских символистов на творчество Н. Заболоцкого.
Рассматривается первое опубликованное стихотворение Бродского - «Баллада о маленьком буксире» - в связи с другими текстами поэта: «Стансами», «Стансами городу», «Стихами в апреле» и некоторыми другими. Во введении приводится история публикации «Баллады…»; в основной части предлагается развернутый анализ поэтики произведения. Отмечается, что жанровое определение «баллада» Бродский выносит в заглавие еще нескольких текстов: «Баллада о Лермонтове», «Меланхолическая баллада», «Стихи и баллада из письма Е. Рейну», «Баллада с посылкой». Источником большинства этих текстов становится «Марамзинское собрание» - первое, самиздатовское собрание сочинений Бродского, которое содержит не опубликованные до сих пор тексты поэта. Кроме того, «баллады» Бродского рассматриваются как часть процесса переосмысления и преодоления канонов жанра в поэзии XX в. Сопоставление «Баллады о маленьком буксире» со «взрослыми» стихотворениями поэта позволяет включить ее в круг метафизической и «автобиографической» поэзии Бродского. Анализ образа буксира в творчестве Бродского позволяет прийти к выводу, что буксир в художественном мире поэта - это индивидуальное, свободное, противящееся автоматизму восприятия жизни, романтическое и одновременно стоическое сознание, выбор которого - плыть «против течения».
Рассказ Е. И. Замятина «Встреча» практически не изучался исследователями как самостоятельное произведение. Вместе с тем он представляет значительный интерес в контексте рецепции кинематографа в литературе первой половины XX в. и в произведениях русского зарубежья первой волны эмиграции. В это время писатель, как и многие его современники, обращался к проблеме взаимодействия литературы и кино, пытался разгадать феномен киноискусства, а также работал над сценариями. В этой связи отражение темы кино в художественном творчестве писателя объяснимо и закономерно. В статье рассматривается место рассказа в рамках позднего периода творчества Замятина. Кроме того, долгое время недооцененной оставалась роль художественного пространства. В то же время анализ повествования в произведении был освещен в отдельных работах современных литературоведов, но основное внимание авторов было сосредоточено на заимствованных из кинематографа повествовательных приемах, указании на присутствие ненадежного рассказчика.
Цель - выявление особенностей художественного пространства и его связь с повествованием. Исследование опирается на описательно-функциональный, культурно-исторический и герменевтико-интерпретационный методы. Анализируется изображение пространства в соответствии со сложившимся образом кинематографа в Серебряном веке и установками писателя: отношением к киноискусству, мировоззрением, творческими принципами. Исследуется роль данной категории в организации повествования, очевидно их взаимодействие. Результаты показали, что образы и действия героев согласуются с окружающей их действительностью. Доказана связь между художественным пространством рассказа и особенностями повествования. В заключении делается вывод о возможном соотнесении характерных для XX в. образов кинематографа с общими мировоззренческими установками и творческими взглядами Замятина, их отображением в рассказе «Встреча» на разных уровнях.
Цель настоящего исследования - определение возможной новой этимологии названия романа А. П. Платонова «Чевенгур», отслеживание отражения в тексте вероятных переводов этого названия на русский язык. Актуальность исследования определяется тем, что философский роман «Чевенгур» - главное произведение А. П. Платонова. Оно неизменно привлекает внимание исследователей в России и за ее пределами, поскольку затрагивает вечные вопросы бытия. Используются толково-этимологический, сравнительно-языковый и интертекстуальный методы. Рассматривается этимология названия и существующие его этимологизации. Выдвигается новая гипотеза о происхождении названия «Чевенгур» от армянско-тюркского слова «чилингар», что обосновывается доказанными фактами контактов А. П. Платонова с представителями армянской общины Воронежа еще до начала работы над романом, вероятным наличием в то время носителей фамилий Чилингарян и Чилингаров в этом городе. Прослеживается употребление слов «мастер», «слесарь» и «кузнец» и их производных, являющихся вариантами перевода на русский язык слова «чилингар», в тексте А. П. Платонова. Доказывается, что эти слова используются в связи с главными идеями «Чевенгура» - отражением «Философии общего дела» Н. Ф. Фёдорова по всеобщему воскрешению мертвых и мотива мастера и мастерства. Данное обстоятельство может служить подкреплением гипотезы об армянско-тюркской этимологизации названия «Чевенгур». Рассматривается также гипотеза Н. Н. Боровко об А. М. Горьком как возможном прототипе персонажей-кузнецов в романе, Сотых и Якова Титыча, признается, что она имеет право на существование, прослеживается связь этих персонажей с «Философией общего дела». Отмечается сочетание «Философии общего дела» с социальным дарвинизмом, который также отразился в статье А. П. Платонова «Коммунизм и сердце». Идеи социального дарвинизма воплотились в эпизодах истребления «буржуев» и изгнания «полубуржуев» в «Чевенгуре» с оставлением в живых только «избранных» коммунаров.
Рассматриваются основные жаровые модели «военной» прозы Г. Д. Гребенщикова и И. С. Шмелёва. Актуальность работы определяется как избранным материалом - малоизученными и впервые введенными в научный оборот очерками и рассказами о Первой мировой войне, так и аспектом исследования - выявлением специфики авторских позиций и жанровых стратегий писателей. Задача - сравнить военные корреспонденции Гребенщикова - участника Первой мировой войны, очерки которого как бы взгляд на события «изнутри», и Шмелёва, который провел годы войны в тылу и высказывал точку зрения «извне». Различные жизненные и творческие позиции авторов способствуют воссозданию объективной картины Первой мировой войны, позволяют выявить основные жанровые модели у Гребенщикова (заметки, зарисовки, путевые очерки с преобладанием автобиографических мотивов), а также тенденцию к беллетризации «военной» прозы у Шмелёва. При этом у обоих прозаиков просматриваются схожие жанровые стратегии, связанные с эволюцией, - от очерков и рассказов к роману.
Рассматривается повесть А. П. Чехова «Черный монах» (1894), в которой основное внимание уделяется исследованию эвкатастрофы – термина, введенного Дж. Р. Р. Толкином для описания внезапных переходов от отчаяния к радости. История рассказывает об Андрее Коврине, чьи экстатические видения приводят к безумию, иллюстрируя хрупкую природу человеческого существования, связанного с амбициями, иллюзиями и стремлением к величию. Исследование показывает, как Чехов разрушает традиционные структуры фэнтези. При внимательном чтении анализируются ключевые от рывки, помогающие понять, как эвкатастрофа представлена в рассказе, особое внимание уделяется психологическому состоянию Коврина и его трансформационным переживаниям. В результате можно сказать, что в отличие от типичного фэнтези, где эвкатастрофа приносит развязку, Чехов искажает ситуацию, показывает, что момент вдохновения и по иска просветления может закончиться гибелью и отчаянием. В будущих исследованиях можно было бы изучить сочетание психологического реализма и сверхъестественного мистицизма в произведениях Чехова, а также сравнить их с творениями других русских авторов, чтобы углубить понимание безумия и поиска смысла жизни. Неплохо было бы изучить современную значимость «Черного монаха» в дискуссиях о психическом здоровье и художественных амбициях.
Для цитирования: Котеча К., Морева А. Н. Коммуникативная сила метафоры: как «оранжевая экономика» меняет повестку в Индии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2025. Т. 30. № 3. С. 459–465. http://doi. org/10.22363/2312-9220-2025-30-3-459-465
Издательство
- Издательство
- РУДН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
- Юр. адрес
- 117198, г Москва, Обручевский р-н, ул Миклухо-Маклая, д 6
- ФИО
- Ястребов Олег Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@rudn.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 4347027
- Сайт
- https://www.rudn.ru/