Статья посвящена анализу деятельности германских политических фондов в Белоруссии в период 2014—2020 гг. на примере Фонда имени Ф. Эберта и Фонда имени К. Аденауэра. Исследование основано на неоклассическом реализме и рассматривает фонды как акторов, действующих автономно, но в русле внешней политики Германии. Проанализированы мероприятия и аналитические документы фондов, их контакты с белорусским обществом и властью в контексте приближения к политическому кризису 2020 г. Фонд Эберта делал акцент на социально-экономических реформах, подчеркивая «устарелость» белорусской экономической модели, что создавало почву для запроса на западную поддержку. Фонд Аденауэра фокусировался на вопросах безопасности. Сделан вывод, что лишь часть усилий фондов была направлена на внутреннюю трансформацию белорусского режима. На практике на первый план вышла геополитическая логика действий фондов в стремлении повлиять на региональный порядок, добившись через пропаганду «нейтралитета» Белоруссии ослабления военно-политических позиций России в Балтийском регионе, в том числе в контексте Калининградского эксклава. Исследование не выявило достаточных публичных признаков решающего воздействия фондов на развитие внутрибелорусских оппозиционных организационных центров в контексте кризиса 2020 г. Вместо этого приоритет зачастую отдавался формированию транснациональных экспертных сетей, нацеленных на продвижение прозападных геополитических нарративов в Белоруссии. Полученный вывод ставит под вопрос распространенное мнение о немецких политических фондах как акторах «демократизации», отягощенных идеологическими шаблонами, представляя их как подвижных и прагматичных операторов, действующих в геополитической логике.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- УДК
- 32. Политика
- Префикс DOI
- 10.5922/2079-8555-2025-4-1
Востребовано изучение инструментария фондов как средства продвижения геоэкономических интересов ФРГ, особенно в части перехода на возобновляемую энергетику [13; 14]. Значительный корпус литературы сосредоточен на анализе достижений и неудач фондов в части «демократизации» зарубежных стран [15; 16].
Список литературы
1.Deen, B., Pucek, K. 2025, Belarus on Thin Ice. Future Scenarios and European Policy Dilemmas, Clingendael Report, URL: https://www.clingendael.org/publication/belarus-thin-ice
(дата обращения: 20.05.2025).
2. Wöllenstein, J. 2023, Durch und durch europäisch: heute ist Belarus abhängig von Moskau — die demokratische Opposition aber will das Land nach Westen führen, Auslandsinformationen,vol. 39, No 4, p. 50—61, URL:https://www.kas.de/de/web/auslandsinformationen/artikel/detail/-/
content/durch-und-durch-europaeisch (дата обращения: 20.05.2025).
3. Межевич, Н. М. 2020, Беларусь: политические и экономические предпосылки будущего кризиса, ИЕ РАН. Аналитическая записка, No 34, URL: chrome-extension://efaidnbmn-
nnibpcajpcglclefindmkaj/https://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2020/an217.
pdf (дата обращения: 20.05.2025).
4. Погорельская, С. В. 2014, «Мягкая» сила Германии: политические фонды, Актуальные проблемы Европы, No 3, с. 135—152, EDN: SPKMFT
5. Sieker, M.2019, The Role of the German Political Foundations in International Relations, Baden-Baden, https://dx.doi.org/10.5771/9783845287904
6. Сутырин, В. В. 2022, Финансы для либерального порядка. Cравнительный анализ международной деятельности политических фондов ФРГ и филантропических фондов США, Международные процессы, т. 20, No 3, с. 55—79, EDN: DIIOHV, https://doi.org/10.17994/
IT.2022.20.3.70.5
7. Мегем, М. Е., Максимов, И. П., Грицаенко, П. С. 2016, Ключевые акторы «мягкой силы» Германии в странах Балтии, Балтийский регион, т. 8, No 1, с. 65—85, https://dx.doi.
org/10.5922/2074-9848-2016-1-4
8. Погорельская, С. В. 2004, Германские политические фонды в Латинской Америке, Актуальные проблемы Европы, No 3, с. 164—175, EDN: HKYRSX
9. Погорельская, С. В. 2014, Деятельность германских политических фондов в средиземноморских странах ЕС в период кризиса еврозоны (на примере Греции), Актуальные проблемы Европы, No 2, c. 56—78, EDN: SCPCFH
10. Попова, О . П. 2020, Германская помощь Тунису после 2011 года: развитие «трансформационного партнерства», Современная Европа, No 3, с. 61—71, EDN: TECJQX, https://dxx.doi.org/10.15211/soveurope320206171
11. Brucker, M. 2007, Trans-national Actors in Democratizing States: The Case of German Political Foundations in Ukraine, Journal of Communist Studies and Transition Politics, vol. 23, No 2, p. 296—319, https://dx.doi.org/10.1080/13523270701317562
12. Babayev, A. 2013, Democracy promotion between the “political” and the “developmental” approach: US and German policies towards Belarus, Democratization, vol. 21, No 5, p. 937—957,
https://dx.doi.org/10.1080/13510347.2013.777430
13. Вышегородцев, Д. Д. 2022, Немецкие политические фонды как инструмент энергетической политики ФРГ в Центрально-Восточной Европе, Геоэкономика энергетики, No 2, с. 80—119, EDN: VADSAD, https://dx.doi.org/10.48137/26870703_2022_18_2_80
14. Interference by German political foundations & sabotage of the French nuclear industry, 2023, Ecole de Guerre Economique, June 2023, URL: https://www.ege.fr/sites/ege.fr/files/media_
files/German_Interference_Political_Foundations.pdf (дата обращения: 20.05.2025).
15. Mohr, A. 2010, The German Political Foundations As Actors in Democracy Assistance, Universal-Publishers, 441 p.
16. Phillips, A. L. 1999, Exporting democracy: German political foundations in Central-East Europe, Democratization, vol. 6, No 2, p. 70—98, https://dx.doi.org/10.1080/13510349908403612
17. Zihnioğlu, Ö. 2025, German Political Foundations in an Era of Geoeconomic Transformation: Navigating Civil Society Geopolitics and Boundaries of Influence, German Politics, p. 1—21, https://dx.doi.org/10.1080/09644008.2025.2497080
18. Youde, J. 2018, The role of philanthropy in international relations, Review of International Studies, vol. 45, No 1, p. 39—56, https://dx.doi.org/10.1017/s0260210518000220
19. Roelofs, J. 2015, How Foundations Exercise Power, The American Journal of Economics and Sociology, vol. 74, No 4, p. 654—675, https://dx.doi.org/10.1111/ajes.12112
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель исследования — анализ современного состояния и перспектив территориальной трансформации сельскохозяйственного землепользования для определения направлений и угроз при вовлечении неиспользуемых земель в хозяйственный оборот. Объектом исследования выступало сельскохозяйственное землепользование в Ленинградской области как территории с высокоразвитым аграрным производством, входящей в состав Балтийского региона. Методология исследования базировалась на оценке пространственных изменений в территориальной структуре сельскохозяйственного землепользования в регионе, анализе динамики структурных сдвигов в распределении сельхозугодий, пашни и посевных площадей. Проанализированы показатели структурных сдвигов, темпы их прироста в разрезе муниципальных районов в период между Всероссийской сельскохозяйственной переписью 2006 г. и микропереписью 2021 г. Показана степень интенсивности территориальных сдвигов в сельскохозяйственном землепользовании Ленинградской области в целом за период 1990—2006, 2006—2016 и 2016—2021 гг. Выявлены особенности трансформационных процессов и их направленность по векторам «север — юг» и «центр — периферия». Рассмотрено влияние процесса урбанизации на территориальные сдвиги в сельскохозяйственном землепользовании и последствия для территорий, примыкающих к Санкт-Петербургу. Проанализированы территориальные различия и выделены три основных ареала в распределении неиспользуемых сельхозугодий на территории области. На примере северного периферийно расположенного Приозерского района показано, что при целенаправленном формировании благоприятной для землепользования системы социально-экономических и институциональных факторов сельскохозяйственные угодья могут сохранять свою ценность для агробизнеса. Определены территориальные различия в путях предотвращения вероятных угроз сельскохозяйственному землепользованию при условии сохранения существующего тренда его трансформации.
Современные геоэкономические условия усилили необходимость пространственного анализа устойчивости научно-технологического развития регионов России в контексте перехода от импортозамещения к обеспечению технологического суверенитета. Исследование направлено на выявление типологических различий субъектов Российской Федерации по состоянию и динамике их научно-технологической деятельности за 2012—2024 гг. и определение регионов, продемонстрировавших стабильно высокие результаты, способных выступить опорными центрами реализации государственной технологической политики в современной ситуации трансформации внешних связей. Методология исследования опирается на иерархический кластерный анализ, проведенный на основе изучения многолетних статистических рядов, отражающих кадровые, финансовые и результативные характеристики научно-технологической деятельности регионов. Использование длинной временной шкалы позволило рассматривать регионы как носители устойчивых динамических профилей, обеспечивших выявление структурных различий и долговременных закономерностей развития, что особенно актуально для современных условий формирования опоры в области НТР страны на собственные ресурсы, возможности и технологии. Полученные результаты показали существование устойчивой иерархии регионов по уровню научно-технологического развития и выявили ядро национальной научно-технологической системы, отличающееся высокой концентрацией ресурсов и стабильностью показателей. Сделан вывод о том, что учет пространственно-временной динамики позволяет выделить регионы, устойчивые к внешним изменениям и обладающие потенциалом для реализации долгосрочной государственной стратегии в сфере науки, технологий и инноваций.
Целью исследования является оценка влияния интеграционных соглашений и санкций на внешнюю торговлю сырьевыми и промышленными товарами России. В статье на основе статистики международных баз данных (UNCTAD, Всемирный банк, CEIC, UNIDO, CEPII, FAO, ВТО, GSDB) для 1995—2024 гг. при помощи гравитационного моделирования, предполагающего контроль «эффектов глобализации», оценена возможность стимулирования российской внешней торговли сырьевыми и промышленными товарами в условиях санкционных ограничений в результате участия России в ВТО, в торговых и кооперационных соглашениях. Выявлен общий негативный эффект санкций на товарообмен России, особенно широкомасштабных ограничений, заметно сокративших российскую торговлю с санкционирующими «западными» странами в 2022—2024 гг. Установлено инвариантное воздействие на внешнюю торговлю России инвестиционных соглашений. Показано, что при общем долгосрочном позитивном влиянии на внешнюю торговлю России продвинутые торговые соглашения стимулировали большее расширение товарообмена промышленными, а не сырьевыми товарами, в отличие от поверхностных торговых соглашений. Определено нарастание позитивного влияния продвинутых и поверхностных торговых соглашений, а также участия в ВТО на российскую внешнюю торговлю (особенно промышленными товарами). Выявлено, что общая тенденция роста международной торговли в 2022—2024 гг. стимулировала товарооборот России со странами ВТО преимущественно сырьевыми товарами. Сопоставление эффектов показало, что смещение товарообмена в пользу стран — членов ВТО, а также рост международной торговли позволили смягчить негативное воздействие широкомасштабных санкций «западных» стран на российскую внешнюю торговлю, а заключенные Россией продвинутые и поверхностные торговые соглашения играли дополнительную стимулирующую роль в данном процессе. Полученные оценки свидетельствуют о необходимости расширения интеграционных форматов России в пользу дружественных стран в условиях нарастания санкционного давления со стороны «западных» стран.
Исследование посвящено образу России в исторической политике Финляндии в контексте вступления страны в НАТО. Его цель — выявление изменений места России в обращении финской политической элиты к собственному прошлому, общей российско-финляндской и мировой истории. Для достижения цели автор анализирует выступления президента Финляндии С. Ниинистё, посвященные внешнеполитическим вопросам, в 2021—2024 гг.: до начала конфликта на Украине, во время процесса вступления Хельсинки в НАТО и после обретения членства в Альянсе. Теоретическими рамками работы служат концепции исторической политики в интерпретации А. Миллера и исторического нарратива Э. Зерубавеля. Основным методом исследования выступают дискурс-анализ в соответствии с подходом Э. Лаклау и Ш. Муфф. В результате проведенного анализа было выявлено, что наиболее активно С. Ниинистё обращался к прошлому в первый год конфликта на Украине и после подачи заявки Финляндией на членство в НАТО. С 2022 г. гораздо более активную роль в исторической политике вместо Хельсинского совещания 1975 г. приобретают Зимняя война и другие примеры российско-финляндского противоборства, которые помогают сформировать образ России как врага и угрозы в настоящем и прошлом и обеспечить поддержку Украины со стороны финнов. Исторический нарратив начинает представлять собой длительную и постоянную борьбу двух народов без опыта взаимовыгодного сотрудничества и диалога двух стран.
Рассмотрены обстоятельства, основные причины и цели подписания Францией и Польшей в 2025 г. Нансийского договора о дружбе и сотрудничестве и его содержание. Изучение соглашения вписано в два сравнительных контекста: исторический — польско-французских отношений после 1991 г., переживших подъемы и спады, и пространственный — политики Франции при Э. Макроне, нацеленной на подписание с Германией, Италией, Испанией и Португалией договоров, обновляющих их партнерство. Показано, что договор в Нанси призван закрепить очередное потепление польско-французских отношений, связанное с украинским конфликтом и неуверенностью сторон относительно будущей внешней политики США. Анализ содержания договора показывает, что по сравнению с предыдущим договором 1991 г. франко-польское партнерство серьезно укрепилось, а стороны видят друг в друге важную опору в свете противоборства с Россией, но воздерживаются от каких-либо новых гарантий безопасности. Сравнение Нансийского договора с четырьмя аналогичными текстами показывает, что Польша вовлекается в круг близких партнеров Франции в ЕС, но все же заметно «отстает» по степени сближения от Германии и отчасти — от Италии и Испании. Авторы заключают, что договор создает новые возможности для сотрудничества Франции и Польши, но их дальнейшая степень сближения зависит прежде всего от политической воли лидеров стран. Выдвинуто предположение, что договор может означать ставку Франции на Польшу как на ведущую державу в Восточной Европе, но окончательно судить об этом можно будет только после урегулирования украинского конфликта.
Исследуется Балтийский регион как зона повышенной конфронтации между Россией и коллективным Западом в контексте концепции «серой зоны» — пространства, где традиционные военные угрозы сочетаются с гибридными методами ведения войны. Авторы анализируют факторы эскалации напряженности в регионе, включая милитаризацию, экономические санкции, информационное давление и использование прокси-сил. Особое внимание уделяется географическим и правовым аспектам, влияющим на стратегическую нестабильность, а также историческим прецедентам, таким как опыт Второй мировой войны, для понимания современных угроз. Статья раскрывает методы, применяемые НАТО и странами Балтийского региона для создания «серой зоны», включая наращивание военного присутствия, манипуляции в правовом поле и использование невоенных средств давления. Авторы приходят к выводу, что Балтийский регион балансирует на грани открытого конфликта, а действия Запада направлены на подрыв российского суверенитета в регионе без прямого военного столкновения. В исследовании применяются методы сравнительного анализа, качественных характеристик контент-анализа используемых источников и ивент-анализа действий государств — членов ЕС и НАТО для оценки создаваемых ими угроз.
Издательство
- Издательство
- БФУ
- Регион
- Россия, Калининград
- Почтовый адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- Юр. адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- ФИО
- Федоров Александр Александрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- post@kantiana.ru
- Контактный телефон
- +7 (401) 2595595
- Сайт
- https://kantiana.ru