Предметом статьи являются вопросы формирования мировоззрения в британских и американских университетах, возглавляющих мировые рейтинги высших учебных заведений и служащих «кузницей кадров» для международных организаций. Основной вопрос исследования — определение ключевой идеологии, заложенной реформаторами англосаксонской системы высшего образования в основу учебных дисциплин социально-гуманитарного профиля подготовки мировых лидеров и сотрудников международных организаций в американских и британских университетах. В качестве метода использовался контент-анализ международных исследований образовательных траекторий мировых лидеров, программ подготовки лидеров, структуры и содержания учебных программ Оксфордского университета по двум курсам: «Философия, политика и экономика», «Глобальное управление и дипломатия», а также междисциплинарной программы «Гуманитарные, социальные и политические науки» (HSPS) Кембриджского университета, миссий ведущих мировых университетов (на примере Гарварда). Авторы приходят к выводу, что вопросы идентичности выпускниками европейских и американских университетских программ рассматриваются с позиции «исключительности», привилегированности евроатлантических акторов международных отношений, что существенным образом влияет на текущую международную политику.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- Префикс DOI
- 10.26794/2226-7867-2024-14-1-111-118
Автор делает вывод о том, что получившие аналогичное по структуре и содержанию высшее образование высокопоставленные международные чиновники — выпускники западных вузов — имеют одинаковое мировоззрение и взгляды на положение вещей в мире.
Список литературы
1. Лопушенко А. Я. Критерии сформированности профессионального мировоззрения. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009;3(43):166-170.
2. Кукса Л. П. Проблемы современного мировоззрения: системный анализ и прогноз. Уровень жизни населения регионов России. 2017;13(3):23-33. https://doi.org/10.12737/article_595cd03e54c6b4.36171049
3. Володенков С. В. Окружающий мир как симулятивная реальность: о коммуникационных основах современного мировоззрения. Журнал политических исследований. 2022;6(3):20-40.
4. Matthews D. Book Review: Mindset: The New Psychology of Success, by Dweck, C. S. 2006. URL: http://docs.lib. purdue.edu/giftedchildren/vol1/iss2/7
5. Acker D. R., Bocarro J. Preparing Students as Leaders with a Global Mindset: A Study Abroad Phenomenological Case Study. Global Education Review. 2021;8;(4):7-23.
6. Rowe W. E., Krause W. The Study and Practice of Global Leadership. In book: University-Based Leadership Education for Professionals Working in the Globalized Context. Bingley: Emerald Publishing Limited; 2022.
7. Schull J. What Is Ideology? Theoretical Problems and Lessons from Soviet-type Societies. Political Studies. 1992;40(4):728-741.
8. Воробьева Е. С., Краковецкая И. В. Рейтинговая оценка конкурентоспособности зарубежных и отечественных высших учебных заведений. Научная периодика: проблемы и решения. 2016;6(1):27-39.
9. Rhoades G., Santiago Castiello-Gutierrez, Jenny J. Lee, Mahmoud Sayed Marei, Leslie C. O’Toole. The Review of Higher Education. 2019;43(2):519-551. https://doi.org/10.1353/rhe.2019.0109
10. Ефимов В. С., Лаптева А. В. Фазовые трансформации и будущее университетов: философско-методологический анализ. Университетское управление: практика и анализ. 2016;106(6):146-158. https://doi.org/10.15826/umj.2016.106.068
11. Cole R. Shaping (Global) Leaders or Creating (Global) Citizens? Considering the Competing Purposes of Higher Education. The Good Society. 2016;25(2-3):289-312. https://doi.org/10.5325/goodsociety.25.2-3.0289
12. Ландерова А. А. В поисках идеологии общественного согласия. Вестник Поволжского института управления. 2022;22(3):114-124 https://doi.org/10.22394/1682-2358-2022-3-114-124
13. Mittelman J. H. Implausible Dream: The World-Class University and Repurposing Higher Education. Princeton: Princeton University Press; 2020.
14. Lee M. Where Are Global Leaders Educated? International Higher Education. 2007;(49):6-7. https://doi. org/10.6017/ihe.2007.49.7985
15. Maisuria A., Cole M. The neoliberalization of higher education in England: An alternative is possible. Rivista Di Neuroradiologia. 2017;15(5):35-38. https://doi.org/10.1177/19714009900030S208
16. Harvey D. A brief history of neoliberalism. New York: Oxford University Press; 2005.
17. Blackledge J. Thoughts on the Future of Higher Education in the UK: A Personal View with a Historical Context. Education Sciences. 2021;11(9):474. https://doi.org/10.3390/educsci11090474
18. Mintz B. Neoliberalism and the Crisis in Higher Education: The Cost of Ideology. The American Journal of Economics and Sociology. 2021;80(1):79-112. https://doi.org/10.1111/ajes.12370
19. Greaves H., Maisuria A. Education, Inequality and Neoliberal Capitalism: A Classical Marxist Analysis. In book: Global Neoliberalism and Education and its Consequences. New York: Routledge; 2009.
20. Berger LaNitra M. Social Justice and International Education. Research, Practice and Perspectives. Washington, DC: NAFSA: The Association of International Educators; 2020.
21. Saunders D. Neoliberal Ideology and Public Higher Education in the United States. Journal for Critical Education Policy Studies. 2010;8(1):41-77.
22. Heller H. The Capitalist University: The Transformations of Higher Education in the United States since 1945. London: Pluto Press; 2016.
23. Rothman S., Kelly-Woessner A., Woessner M. The Still Divided Academy: How Competing Visions of Power, Politics, and Diversity Complicate the Mission of Higher Education. Maryland: Rowman & Littlefield Publishers; 2011.
24. Двойнин А. М., Романцова В. К. О содержании категории «индоктринация» в психологической науке. URL: http://ippo.selfip.com:85/izvestia/dvoynin-a-m-romancova-v-k-o-soderzhanii
25. Ellis J. M. The Breakdown of Higher Education: How It Happened, the Damage It Does, and What Can Be Done. New York City: Encounter Books; 2020. 224 p.
26. Mariani M.D. and Hewitt G.J. Indoctrination U.? Faculty Ideology and Changes in Student Political Orientation. Political Science and Politics. 2008;41(4):773-783.
27. Shapiro B. Brainwashed: How Universities Indoctrinate America’s Youth. Scotland: Thomas Nelson; 2010. 242 p.
28. Yenor S., Miller A. K. Social justice ideology in Idaho higher education. 2020. URL: https://idahofreedom.org/wp-content/uploads/2021/02/Social-justice-in-Idaho-higher-education.pdf
29. Stolzenberg E. B., Eagan M. K., Zimmerman H. B., Berdan Lozano J., Cesar-Davis N. M., Aragon M. C., & Rios-Aguilar C. Undergraduate teaching faculty: The HERI Faculty Survey 2016-2017. Los Angeles: Higher Education Research Institute, UCLA; 2019.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена анализу социальных трансформаций, затрагивающих широкие слои населения, в контексте динамики развития российского фондового рынка в XVIII–XX вв. Автор рассматривает исторический путь развития рынка ценных бумаг в России, начиная с его зарождения и заканчивая закрытием бирж в XX в., и приходит к выводу, что на протяжении этого периода менялся не только социальный состав его участников, но и их финансовое состояние, влияющее на положение в обществе. В работе описаны участники фондового рынка, выявлено, к какому социальному классу они принадлежали, определены цели их вхождения на рынок и условия, в которых они осуществляли свою деятельность. Также автор задается вопросом: возможно ли было обеспечить социальную мобильность в XVIII– XX вв., торгуя ценными бумагами?
В условиях информатизации общества доверие как экономический фактор становится особенно значимым, что обусловлено растущей ценностью информации как ресурса. Несмотря на это, изыскания в указанной области имеют преимущественно разрозненный характер, в том числе применительно к оценке доверия. Таким образом, цель статьи — выявление существующих научных пробелов в исследованиях доверия населения к финансовым институтам. Авторами использовались общенаучные методы, включая анализ трудов российских и зарубежных ученых по данной теме. В результате проведенной работы отмечается отсутствие единого подхода к исследованию доверия, также обнаружена фокусировка на отдельных аспектах и составляющих данного явления. В заключение сделаны выводы о том, что исследования доверия требуют комплексного подхода, охватывающего больший спектр факторов и условий, — не только для более полного его изучения, но и для выявления тенденций развития финансового сектора.
Китайская свадебная культура имеет долгую историю и богата традициями. В своем развитии она прошла два этапа и из традиционной стала современной. Этот процесс является признаком социальной эволюции и прогресса. В данной статье автор анализирует эволюцию традиционных китайских свадебных обрядов и обычаев в шести репрезентативных периодах: династии Цинь (221–207 до н. э.) и Хань (206 до н. э. — 220 н. э.); династии Тан (618–907 гг.) и Сун (960–1279 гг.); династии Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1616–1911гг.); Китайской Республики (с 1912 по 1949 г. ); временного периода после образования Китайской Народной Республики до Культурной революции (с 1949 по 1976 г.), а также после начала проведения политики реформ и открытости (с 1978 г.) и до наших дней.
Современное телевидение транслирует самые интересные спортивные события, не только пропагандируя спорт, но и воздействуя на общественные ценности в пользу активных занятий физической культурой. Во многом благодаря взаимодействию Международного олимпийского комитета и телевидения Олимпийские игры стали главным спортивным событием в мире. В настоящее время телевидение — основной источник материального благополучия для олимпийского движения, так как обеспечивает его финансирование путем покупки прав на телетрансляции и показывая рекламу спонсоров. На рубеже ХХ и XXI столетий спортивные соревнования были адаптированы под современные требования телевидения, от которого целиком и полностью зависит дальнейшее развитие любого вида спорта. Но и во взаимовыгодном сотрудничестве существует отрицательный момент: телевидение создает иерархию, на вершине которой находятся наиболее популярные в той или иной стране виды спорта. Таким образом, цель исследования — по данным телетрансляций зимних Олимпийских игр — 2022 на общедоступных (государственных) российских телеканалах выявить популярные среди россиян зимние виды спорта.
В статье анализируются возможности формирования конструктивного образа Российской Федерации в национальных сегментах массмедиа постюгославских — Сербии, Хорватии и Черногории. Методологическая основа работы — неоинституциональный подход, позволивший проанализировать институциональные конфигурации политических акторов стран бывшей Югославии в исторической перспективе и поместить в исторический контекст стратегию формирования образа России в национальных сегментах этих государств. Методом ивент-анализа были изучены причины, цели, возможности и стратегии генераторов массмедийных публикаций о России в национальных сегментах Сербии, Хорватии и Черногории. В статье представлены данные авторского автоматизированного контент-анализа материалов СМИ стран бывшей Югославии начиная с 2022 г. и по настоящее время.
Целью данной статьи является актуализация вопроса социально-психологических технологий безопасности личности в BANI-мире. Для этого надо решить следующие задачи: определить сущность BANI-мира, доказать целесообразность социально-психологической безопасности и уточнить содержание социально-психологических технологий, определить их роль в обеспечении безопасности личности в BANI-мире. Для проведения исследования применялись методы анализа и контент-анализа публикаций междисциплинарного характера по данной проблеме, результатов научных исследований, современной печати; методы систематизации, экстраполяции, проектирования и моделирования, теоретического обобщения. Содержание и классификация социально-психологических технологий безопасности личности в условиях BANI-мира опираются на теории и концепции социального взаимодействия, в которое имманентно включен человек; на положения субъектно-деятельностного подхода; концепции конструкционизма и психологии познания в современной социальной психологии. В статье анализируются социально-психологические технологии трех групп с позиции репрезентации безопасности на трех уровнях (когнитивном, аффективном и конативном). В качестве перспективного направления рассматриваются возможности информационно-коммуникационных технологий для оказания социально-психологической помощи.
В статье анализируется геополитическая ситуация в Латинской Америке и Карибском бассейне (далее — ЛАКБ). Рассматриваются перспективы расширения межгосударственного объединения БРИКС в регионе и преимущества этой организации для страны ЛАКБ. На основе выдвинутых авторами критериев проводится анализ возможных сценариев расширения БРИКС в контексте стратегических интересов РФ на международной арене, определяются направления для наиболее благоприятного сотрудничества и обеспечения интересов России в условиях напряженной политической обстановки и развернутой коллективным Западом гибридной войны против нашей страны. Значение БРИКС повышается в условиях изменения баланса сил в ООН, группах G20 и G7 после начала специальной военной операции РФ. Теоретико-методологической основой работы выступает неореализм, в рамках которого рассматривается и глобальная ситуация в сфере международных отношений, и возможности России для продвижения своих интересов во взаимодействии с различными акторами. Основные используемые методы: ситуационный анализ и анализ документов. Цель статьи заключается в определении стратегических преимуществ для реализации внешнеполитических интересов России в связи с потенциальным расширением БРИКС в Латинской Америке.
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью выявления коммуникативных особенностей взаимодействия сетевых агентов, транслирующих конструктивные/деструктивные интерпретации ценностных ориентаций, с молодежной аудиторией для повышения эффективности стратегии воспитания молодых пользователей в контексте традиционных ценностей. Теоретическим объектом исследования выступает сетевая инфраструктура интернет-пространства в контексте социально значимой повестки. Предмет исследования — коммуникативная специфика информационного поля, посвященного трансляции интерпретаций ценностных ориентаций на аудиторию молодых россиян. Эмпирический объект исследования включает в себя пул авторов релевантного цифрового потока в период с 1 июня по 1 ноября 2023 г. весом 118 тыс. единиц анализа (385 сообществ «ВКонтакте», дифференцированных на несколько сегментов) и 3011 анкет респондентов. Цель исследования — определение коммуникативных особенностей сетевых агентов, продуцирующих контент, посвященный ценностной повестке, и молодых российских пользователей.
В статье рассматривается проблема сформированности эмоционального интеллекта у педагогов и важности той роли, который этот конструкт играет в их профессиональной деятельности. Отмечается необходимость использования эмоционального интеллекта в практических целях в высших учебных заведениях для предотвращения синдрома профессионального выгорания преподавателей. Приводятся результаты опроса сотрудников департамента английского языка и профессиональной коммуникации Финуниверситета при Правительстве РФ, проведенного по методике REIS (Роттердамская Шкала эмоционального интеллекта). Делается вывод о том, что полученные данные можно использовать с целью разработки и координации действий по созданию специализированного курса для предотвращения профессионального выгорания у преподавателей посредством развития основных составляющих эмоционального интеллекта.
В статье рассматриваются методологические подходы к философскому анализу китайского национального характера и особенностей китайского мышления. Показывается, в чем заключается различие понятий «национальный менталитет» и «национальный характер», которые частично совпадают, а частично различаются.
Автор предполагает, что национальный характер и его основные черты составляют существенную сторону (уровень) национального китайского менталитета. В работе исследуется методологическая проблема: можно ли определять китайское мышление как преимущественно образное, в отличие от преимущественно логического — у европейцев. Высказывается и обосновывается гипотеза об аудиальном характере возникновения и формирования китайского менталитета. Объясняются причины рождения «децентрированного субъекта» с клиповым сознанием. Отмечается, что китайцы давно выработали практики в реакции на звук без всякого разделения на материальное и идеальное, потому что никакой проблемы субъекта и объекта для них никогда не существовало.
Актуальность исследования определяется тем фактом, что за последние три года российский рынок труда прошел через две волны трансформаций. Первая вызвана эпидемией COVID-19 и продолжалась до конца 2021 г. Вторая, обусловленная введением санкций против России, началась с февраля 2022 г. и продолжается по сей день. Предметом исследования являются параметры функционирования российского рынка труда и основные новые тренды его развития. Цель работы: определить ведущие проблемные зоны рынка труда и направления его трансформации, проанализировать различные меры по его развитию, реформированию государственной службы занятости, совершенствованию трудового законодательства. Источники информации: российские и зарубежные научные публикации, специализированные исследования, а также официальные открытые данные органов государственной власти. Научная новизна исследования заключается в многоаспектном подходе к анализу двух волн трансформации российского рынка труда, тенденций и возможных перспектив его развития.
В 1950-е гг. в СССР социокультурные основания функционирования общественных практик и институтов были противоположны таковым в последующие периоды истории СССР и современной России. Кроме того, они противоположны ныне доминирующим тенденциям мирового развития, описанным в работе Зигмунта Баумана «Ретротопия». В культуре того времени слабо выражена массовая ностальгия как поиск «эмоциональной общности с коллективной памятью». Основной определяющий признак 1950-х гг. — рациональность. С этой точки зрения автором рассматриваются нарративы, направленные на коррекцию дискурса «советского», дискредитированного во время Второй мировой войны и политических изменений в советском обществе в конце 1940-х — начале 1950-х гг. Выделяются два типа нарратива — нарратив убеждения и нарратив предвидения, которые транслировались коммерческой рекламой и научно-фантастической литературой. Нарратив предвидения, характерный для культуры 1950-х гг., остался для нее специфическим и дальнейшего развития не получил.
В современном мире сложилась напряженная геополитическая ситуация, обусловленная продвижением НАТО к границам Российской Федерации, угрозой нарушения ее суверенитета; стремлением коллективного Запада к разрушению российской государственности и подрыву общественной консолидации, правопорядка, национальных и социокультурных ценностей, к реставрации неоколониализма и глобальному диктату в отношении суверенных государств. Таким образом, объектом исследования статьи является агрессия коллективного Запада против культурных ценностей России, создающая угрозу ее национальному историческому коду. Предмет исследования — культурные войны между брендами и странами, обусловившие необходимость принятия антикризисных мер. Цель работы — анализ и предоставление возможных стратегий и моделей поведения брендов в период кризисных ситуаций, вызванных культурными войнами. Автор рассматривает современный феномен культурных войн; роль культурного бренда в существующих условиях; возможности использования коммерческих брендов в качестве инструмента мягкой силы; влияние брендов на формирование и изменение культурных, национальных и традиционных ценностей; феномены культурного шока и культуры отмены брендов, а также методы противодействия кризисным ситуациям.
В статье анализируются основные направления энергетической стратегии Советского Союза и ключевые достижения советского народа в процессе создания крупнейшего в мире нефтегазового комплекса (НГК). Выявляются причины утраты ряда позиций отечественного НГК в постсоветский период и приводятся рекомендации по совершенствованию современной энергетической политики Российской Федерации с учетом советского опыта. Автором рассмотрен широкий спектр государственных задач, которые необходимо решать в рамках энергетической политики РФ: обеспечение стабильного прироста разведанных запасов и рационального использования углеводородных ресурсов, стимулирование освоения новых нефтегазоносных регионов, подготовка кадров для отрасли и т. д.
В статье рассматривается история и сущность понятия «Новое время». Отмечается, что логично сохранять первоначальный смысл этого термина, сложившегося в Западной Европе в эпоху Ренессанса и обозначавшего период начиная с XV в. В то же время обращается внимание на ущербность подхода, сдвигающего границы Нового времени на более поздние сроки в истории других государств и приравнивающего данный рубеж к вестернизации. При этом игнорируется как цивилизационная специфика, так и глобальный характер исторических изменений, наступивших в XV в. Также автор отмечает, что в русской философско-богословской мысли мировое «Новое время» хронологически совпадает с историей Третьего Рима — России как православной «мировой империи», преемницы средневековой Византии.
Цель данной статьи состоит в том, чтобы с помощью междисциплинарного анализа показать разрушительную силу реформ Петра I, направленных против России как последнего государственного оплота православно-славянского мира в пользу протестантской модели романо-германской цивилизации, которую отличало агрессивное неприятие восточного христианства. Поскольку наиболее зримым отражением всех преобразований политической системы является ее культурно-идеологическая сфера, использующая в интересах правящей элиты искусство как рабочий инструмент и атрибут самовыражения власти и ее ценностно-целевых установок, основной упор автор статьи сделал на архитектуру и показал полностью прозападный характер реформирования страны. И если до Петра I власть и общество представляли собой единое цивилизационное целое, то с конца XVII в. они стали принадлежать к изначально враждебным цивилизациям. Причем российская власть, подчинив область искусства западному влиянию, содействовала установлению у нас косвенного «иноземного ига», чем были созданы условия для роста антагонистических противоречий с обществом, завершившихся событиями 1917 г., когда «чужая» власть была свергнута.
В статье представлены результаты оценки функциональности использования цифровых коммуникаций для интеграции жителей Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики в социокультурное пространство современной России. В исследовании применяется киберметрический анализ, а также метод построения и анализа социальных графов. Авторы приходят к выводу о неоднородности стратегий использования цифровых коммуникаций в новых регионах. Отмечается низкая представленность политических партий, общественных объединений и проектов в системе региональных цифровых коммуникаций и то, что цифровая инфраструктура новых регионов находится на этапе настройки. Общей проблемой является также низкая вовлеченность пользователей в интегрирующие информационные потоки, что можно решить посредством расширения количества официальных информационных площадок в социальных медиа, использования лучших региональных практик взаимодействия с населением и оптимизации работы с тематическим веб-контентом.
В статье исследуется вопрос о роли качества жизни как фактора поддержания устойчивости национально-государственной идентичности в современной России. Авторы раскрывают тему на основе анализа данных количественных социологических исследований за период 2013–2021 гг. (опросы ВЦИОМ и Института социологии РАН). В качестве теоретического фундамента исследования выступила концепция социальной идентичности Г. Тэджфела и Д. Тернера. Авторы приходят к выводу, что, как минимум, к середине 2010-х гг. в российском обществе был сформирован консенсус на уровне простого большинства совершеннолетних граждан относительно того, что качество жизни является ключевым или одним из главных критериев национального величия страны. В то же время получила широкое распространение модель нерационального престижного потребления, экстраполяции которой способствовало увеличение масштабов доступа к соответствующему медиаконтенту посредством увеличения степени проникновения интернета и усовершенствования методов имитации приобретения статусных товаров и услуг. Описанная ситуация создает риски разрушения эмпирических оснований поддержки ингруппового фаворитизма россиян и аутгрупповой дискриминации сообществ, выступающих от лица основных противников РФ на внешней арене. За счет этого качество жизни приобретает в среднесрочной перспективе роль одного из ключевых факторов обеспечения устойчивости национально-государственной идентичности россиян.
В статье анализируются коллективные представления о будущем приехавших в Россию в результате СВО беженцев и вынужденных переселенцев, с которыми было проведено 17 полуструктурированных интервью в период их нахождения как в пунктах временного размещения беженцев (ПВР), так и за их пределами. Результаты исследования показали, что переезд в РФ был добровольным: беженцы и вынужденные переселенцы рассматривали все альтернативные варианты и остановили свой выбор именно на России, где они смогли удовлетворить свою базовую потребность в безопасности. Общими для всех проблемами адаптации стали сложности с оформлением документов и бюрократия. Еще одним обременительным обстоятельством выступает низкий уровень правовой грамотности участников исследования. Основными акторами, оказывавшими поддержку и помощь беженцам и вынужденным переселенцам, стали государство и НКО, от которых участники исследования продолжают ожидать комплексной поддержки — от психологической помощи и упрощения бюрократических процедур до льгот на приобретение жилья. Авторы установили, что будущее является для беженцев и вынужденных переселенцев одним из самых насущных вопросов и актуальной темой обсуждений, при этом был выявлен короткий горизонт планирования, который определяется достижением ближайших целей, например успешным трудоустройством, поэтому говорить о среднесрочном или долгосрочном планировании не приходится. Кроме того, на горизонт планирования изучаемой группы существенное влияние оказывает процесс адаптации, внешний контекст и ход СВО.
Издательство
- Издательство
- ФИНУНИВЕРСИТЕТ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125167, город Москва, Ленинградский пр-кт, д. 49/2
- Юр. адрес
- 125167, город Москва, Ленинградский пр-кт, д. 49/2
- ФИО
- Прокофьев Станислав Евгеньевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@fa.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 9439580