В статье на основании многочисленных архивных источников, выявленных в украинских и российских архивах, а также полученного в ходе полевых исследований историко-археографического и этнографического материала, исследуются вопросы, аффилированные с основанием, внутренним состоянием и хозяйственной деятельностью Куренёвских старообрядческих монастырей в конце ХVIII — начале ХХ вв. Отдельное внимание обращено на взаимоотношения старообрядцев с. Куренёвки с местными помещиками, графами Гудовичами и князьями Орловыми, закончившиеся уступками староверам в определении их социального статуса. Исследуется внутренне устройство и многопрофильное хозяйство Никольского мужского монастыря, а также средства, получаемые на его содержание, духовное состояние и религиозность куренёвских иноков, их питание и пищевые запреты, способы содержания монашеского тела, взаимоотношения местных русских с украинским населением, посредством частых контактов, в результате поддержания разнообразных деловых и житейских отношений. Отмечается, что преследования господствующей Церкви наложили особый отпечаток на насельников Куренёвских монастырей, которые из личной практики исключили открытую миссионерскую деятельность, пытаясь скрыть или сделать незамеченным свое богослужение из-за опасения осквернить принадлежавшую им святыню. В конце 1920-х — начале 1930-х гг. по распоряжению украинского большевистского правительства все принадлежащие монастырям храмы, жилые и хозяйственные здания, земля и лес были национализированы в пользу государства, местного колхоза и лесничества. Изучается хозяйственное положение староженского и новоженского монастырей.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Теология
Для русских старообрядцев Куренёвка исторически и духовно значимое место. Именно там располагались весьма известные в старообрядческом мире три монастыря Белокриницкой иерархии, среди которых Никольский мужской монастырь, Успенский староженский монастырь и Николо-Успенский новоженский монастырь. Одним из древнейший, самым влиятельным и богатым монастырем являлся Куренёвско-Никольский мужской монастырь, сыгравший значительную роль в отстаивании традиционных ценностей представителей древнего благочестия. Во второй половине ХIХ в. он стал крупнейшим мужским монастырем в системе Белокриницкой церковной иерархии, благодаря крепкому финансовому положению, во многом обеспечивавшемуся занятиями земледелием и пчеловодством, монастырь обладал значительной самостоятельностью, что позволило его старцам приобрести особое духовное влияние как важного оплота сопротивления нововведениям, изложенным в Окружном послании. В своих отношениях министр внутренних дел Т. Е Тимашев отмечал, что Куренёвский Никольский монастырь пользовался уважением среди старообрядцев Белокриницкой иерархии Подольской и Херсонской губерний, что он объединял их между собой, а также имел значительное влияние, способствующее поддержанию жизнеспособности и силы всего старообрядческого вероучения [РГИА. Ф. 1284. Оп. 218 (1867 г.). Д. 11. Л. 115].
Список литературы
1. Архив Музея истории и культуры старообрядчества Украины. Материалы историко-археографических и этнографических экспедиций. с. Куренёвка. Интервью у П.Ф. Мазура. 14 октября 2020 г.
2. Воспоминания жителя с. Куренёвка Чечельницкого района Винницкой области П.П. Кудрявцева // Источники по истории Куренёвских старообрядческих монастырей конца ХVIII - ХХ вв. / Сборник документов; сост. С.В. Таранец. Киев; Куренёвка, 2019. Т. 3. С. 285-286.
3. Воспоминания старообрядцев и о старообрядцах. Архипова Матрона Григорьевна // Источники по истории Куренёвских старообрядческих монастырей ХIХ - первой половины ХХ века / Сборник документов; сост. С.В. Таранец. Киев; Куренёвка, 2014. Т. 2. С. 322-324.
4. Воспоминания старообрядцев и о старообрядцах. Атаманенко Николай Мелетиевич // Источники по истории Куренёвских старообрядческих монастырей ХIХ - первой половины ХХ века / Сборник документов; сост. С.В. Таранец. Киев; Куренёвка, 2014. Т. 2. С. 329-331.
5. Воспоминания старообрядцев и о старообрядцах. Берёзова Елена Севастьяновна // Источники по истории Куренёвских старообрядческих монастырей ХIХ - первой половины ХХ века. Сборник документов / сост. С.В. Таранец. Киев; Куренёвка, 2014. Т. 2. С.320-322.
6. Воспоминания старообрядцев и о старообрядцах. Годованый Адам Иванович // Источники по истории Куренёвских старообрядческих монастырей ХIХ - первой половины ХХ века. Сборник документов / сост. С.В. Таранец. Киев; Куренёвка, 2014. Т. 2. С. 333-334.
7. Воспоминания старообрядцев и о старообрядцах. Гура Ирина Фёдоровна // Источники по истории Куренёвских старообрядческих монастырей ХIХ - первой половины ХХ века / Сборник документов; сост. С.В. Таранец. Киев; Куренёвка, 2014. Т. 2. С. 332-333.
8. Воспоминания старообрядцев и о старообрядцах. Кудрявцев Пахом Петрович // Источники по истории Куренёвских старообрядческих монастырей конца ХVIII-ХХ вв. Сборник документов / сост. С.В. Таранец. Киев; Куренёвка, 2019. Т. 3. С. 324-325.
9. Государственный архив Винницкой области. Ф. 468. Оп. 1. Д. 1064. Дело о раскрытии раскольнической секты в с. Куренёвка. 19 мая 1864 г. - 10 декабря 1870 г. 47 л.
10. Государственный архив Хмельницкой области. Ф. 226. Оп. 79. Д. 3587. Ревизские сказки крестьян, дворовых людей и мещан Подольской губернии Ольгопольского уезда г. Ольгополя, м. Жабокричка, с. Городищ, Поповой Гребли и др. 1811 г.
11. Государственный архив Хмельницкой области. Ф. 228. Оп. 1. Д. 1509. О незаписанных по 7 ревизии старообрядцах и раскольниках живущих в Куреневском монастыре. 1835 г.
12. К истории Куренёвского старообрядческого монастыря и состоящего при нем женского скита // Подольские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. 1884. № 20-21. С. 402-408.
13. К истории Куренёвского старообрядческого монастыря и состоящего при нем женского скита // Подольские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. 1884. № 23. С. 475-482.
14. К истории Куренёвского старообрядческого монастыря и состоящего при нем женского скита // Подольские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. 1884. № 29. С. 626-631.
15. Колонтаевские ставленники // Церковь. Старообрядческий церковно-общественный журнал. 1908. № 44. С. 1349-1350.
16. Куренёвские монастыри // Церковь. Старообрядческий церковно-общественный журнал. 1911. № 23. С. 562-563.
17. Куренёвский женский монастырь // Слово Церкви. Старообрядческий церковно-общественный журнал. 1916. № 24. С. 523-526.
18. Машаров М. Самопроклятия раздорников необщинников // Слово Церкви. Старообрядческий церковно-общественный журнал. 1915. № 34. С. 789-792.
19. Обзор Подольской губернии за 1885 год. [Б. м. и г.]. С. 66-75.
20. Письмо бывшего жителя с. Куренёвки С.А. Копякова учительнице Е.С. Берёзовой от 27 декабря 1997 г. // Источники по истории Куренёвских старообрядческих монастырей конца ХVIII-ХХ вв. Сборник документов / сост. С.В. Таранец. Киев; Куренёвка, 2019. Т. 3. С. 296-297.
21. Письмо С.А. Копякова от 9 февраля 1998 г. // Источники по истории Куренёвских старообрядческих монастырей конца ХVIII-ХХ вв. / Сборник документов; сост. С.В. Таранец. Киев; Куренёвка, 2019. Т. 3. С. 299-301.
22. Российский государственный исторический архив. Ф. 1284. Оп. 218 (1867 г.). Д. 11. По отношению киевского, подольского и волынского генерал-губернатора о проживающих в Куренёвском раскольническом монастыре и женском ските. 1867 г.
23. Российский государственный исторический архив. Ф. 1284. Оп. 218. Д. 20. По отношению обер-прокурора Святейшего синода о раскольнических монастырях: мужском и женском находящихся близ г. Черкасс Киевской губернии и мужеском, под названием “Куренёвка”, существующем в лесах Подольской губернии, служащим к утверждению раскола в Херсонской епархии. 1861 г.
24. Российский государственный исторический архив. Ф. 1284. Оп. 218 (1881 г.). Д. 44. О Куренёвском монастыре Подольской губернии. 1881 г. 340 л.
25. Российский государственный исторический архив. Ф. 1473. Оп. 1. Д. 92. Свод официальных сведений о раскольнических молитвенных зданиях в империи от 1800 до 1848 г.
26. Российский государственный исторический архив. Ф. 797. Оп. 51. Отд. II. Ст. 3. Д. 297. По отношению министра внутренних дел об отмене воспрещения принимать в раскольнический монастырь близ Куринёвки Ольгопольского уезда Подольской губернии и женский при нём скит новых лиц на постоянное жительство. 21 октября 1881 г. - 7 июля 1883 г. 16 л.
27. Старообрядческие мужской монастырь и женский скит в с. Куренёвке Ольгопольского уезда // Подольские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. 1881. № 48. С. 567-570.
28. Старообрядческие мужской монастырь и женский скит в с. Куренёвке Ольгопольского уезда // Подольские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. 1881. № 49. С. 576-579.
29. Старообрядческие мужской монастырь и женский скит в с. Куренёвке Ольгопольского уезда // Подольские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. 1881. № 50. С. 590-592.
30. Татаринцева М.П. Старообрядцы в Туве: историко-этнографический очерк. Новосибирск, 2006. 216 с.
31. Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины. Ф. Р.-5. Оп. 1. Д. 2198. Устав епархиального управления синодальной Церкви окружных и районных объединений религиозных общин Подольской губернии и переписка с админотделом губисполкома о централизации монастырей и передаче церквей религиозным общинам. 1923 г. 158 л.
32. Центральный государственный исторический архив Украины в г. Киеве. Ф. 442. Оп. 831. Д. 385. Переписка с подольским губернатором о принятии мер к предотвращению увеличения количества монахов в монастыре с. Куринёвка Ольгопольского уезда Подольской губернии. 18 сентября 1881 г. - 9 января 1886 г. 247 л.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Данная статья посвящена событиям 1832 года и неудавшейся миссии митавского протоиерея Михаила Кунинского, направленного к рижским старообрядцам в качестве миссионера по обращению их в единоверие. О своей деятельности в Риге Кунинский оставил подробные «Дневные записки» — по-своему уникальный документ по истории рижского староверия. Эти «Записки» были обнаружены нами в Российском государственном историческом архиве в двух фондах: в фонде Канцелярии Синода (№ 796) и в фонде Секретного совещательного комитета по делам раскола (№ 1473), а само дело «Об отправлении в Ригу миссионера для обращения тамошних раскольников в Православие» — в фонде Александро-Невской лавры Синода (№ 815). К «Дневным запискам» приложены также секретные рапорты, которые Михаил Кунинский отправлял архиепископу Псковскому, Лифляндскому и Курляндскому Мефодию. Все эти документы представляют несомненную ценность для истории рижского староверия как свидетельство очень важного ее этапа, предшествовавшего началу репрессий времен правления императора Николая I. Вместе с тем в них отражается неповторимая атмосфера старообрядческого мира Риги 1830-х гг.
Статья представляет собой источниковедческий анализ и академический перевод анонимного сочинения «Le Raskol» (Париж, 1859 г.), вводя в научный оборот практически неизвестный отечественной историографии текст. Исследование решает задачу по реконструкции биографии и социально-политических взглядов его загадочного автора — русского эмигранта, поборника консервативных ценностей и знатока административной истории России. Центральное место в работе занимает деконструкция сложной идеологической позиции автора, которую можно охарактеризовать как гибрид имперского этатизма и просвещенного консерватизма. Делается вывод, что книга «Le Raskol», несмотря на заявленную ее автором объективность, представляет собой ангажированный политический манифест, отражающий специфический тип мышления николаевской бюрократии. Ценность сочинения заключается не в его фактологической достоверности (в действительности книга изобилует множеством грубых ошибок и тенденциозных клише), а в уникальной возможности наблюдать трансформацию охранительной идеологии, вынужденной заимствовать отдельные либеральные нарративы в преддверии масштабных преобразований Александра II. Ключевым результатом работы является демонстрация кризиса охранительного дискурса в середине XIX в. Нами выявляются механизмы, посредством которых консервативные мыслители стремились адаптироваться к вызовам новой эпохи, частично заимствуя язык и аргументы своих оппонентов, что привело к возникновению весьма любопытной синкретичной идеологической модели.
Для комплексного изучения деятельности освященных соборов старообрядческой церкви Белокриницкой иерархии на рубеже XIX–XX вв. необходим анализ разнообразных источников. Для адекватной оценки восприятия соборной деятельности как внутри старообрядческого сообщества, так и внешним, общероссийским наблюдателем, были изучены материалы духовной и светской прессы 1905–1917 гг. В вводной статье к указателю приведен исторический обзор основных старообрядческих изданий исследуемого периода, что позволило раскрыть их вклад в формирование дискурса о церковном управлении. Массовый выпуск старообрядческих периодических изданий стал возможен после принятия Именного Высочайшего указа «Об укреплении начал веротерпимости» (17 апреля 1905 г.), легализовавшего издательскую деятельность старообрядцев. Этот законодательный акт, приведший к новому уровню дискуссий со старообрядцами в синодальной и светской прессе, породил уникальный корпус источников для изучения «золотого века» старообрядчества. Настоящий указатель представляет собой аннотированный библиографический список публикаций, освещающих деятельность освященных соборов и тем, опосредованно связанных с соборной деятельностью, а также включает материалы о соборах других старообрядческих согласий, если они содержат ценный материал для сравнительного изучения Белокриницкой традиции. Цель создания указателя — систематизация максимально полного массива материалов из периодики указанного периода. Выводы о характере и динамике освещения вопросов церковного управления в прессе сформулированы на основе работы с указателем с применением компьютерных методов, что обеспечило точность количественного и качественного анализа. Хронологические рамки указателя (1905–1917 гг.) обусловлены как изменением правового статуса старообрядчества, так и интенсивностью соборной практики в эти годы. В перспективе планируется расширение базы за счет более ранних и поздних источников, а также детализация аннотаций. Публикации в указателе расположены в хронологическом порядке (по годам выхода). Внутри каждого года издания упорядочены по алфавиту. Каждая запись содержит краткую аннотацию и перечисление упомянутых в публикации лиц. При публикации сохранены орфоэпические описки, указания несуществующих кафедр, упоминание епископов с неясной идентификацией, а также несоответствия в инициалах или титулах. Эти ошибки не исправлялись в целях сохранения аутентичности источников.
Статья посвящена научным связям профессора МГУ Ирины Васильевны Поздеевой, крупнейшего специалиста по старообрядческой книжности, со староверами Орегона. Описываются ее приезды в Орегон, впечатления и наблюдения. Рассматривается тематика лекций перед староверами и в университете; круг проблем, обсуждаемых со староверами, вопросы от них. Представлены размышления проф. Поздеевой над изменениями, произошедшими со староверами за более чем полвека их проживания в США. Особое внимание уделяется расколу в общинах староверов-беспоповцев Орегона в 2010-е гг., который касался сложения трех нижних перстов, символизирующих Троицу, на благословляющей деснице на иконах. Приводятся мысли проф. И. В. Поздеевой о перспективах исследования староверов Орегона. В статье также упоминается о работе проф. Поздеевой над описанием кириллических рукописных и старопечатных книг из собрания Публичной библиотеки Нью-Йорка и об ее участии в научных конференциях в США. Особо подчеркивается ее знакомство с проф. Ричардом Моррисом, который ввел ее в старообрядческие общины Орегона, и их многолетняя дружба.
Издательство
- Издательство
- ПАЛАМА ПАБЛИШИНГ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127018, г. Москва, вн. тер. г. Муниципальный Округ Марьина Роща, ул Складочная, д. 6 к. 2, оф. 20
- Юр. адрес
- 127018, г Москва, р-н Марьина роща, ул Складочная, д 6 к 2, кв 20
- ФИО
- Паламаренко Евгений Викторович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______