Выявляются возможности межпоколенческого трансфера коммуникативно-культурной памяти в периферийной России с учетом потенциала местных медиа. Исследование реализовано с опорой на социокультурный подход, позволивший выявить ресурсные коммуникативные практики трансфера коммуникативно-культурной памяти медиапоколений. В процессе достижения цели использованы эмпирические методы исследования: количественный и качественный анализ 1 281 медиатекста с помощью сервиса Popsters и метода контентанализа. Изучение пабликов социальной сети ВКонтакте, ориентированных на местную аудиторию, помогло выявить коммуникативные практики (стратегии, тактики, смыслы-символы), обеспечивающие трансфер коммуникативно-культурной памяти в условиях ограниченных медиапредложений российской медийно-периферийной территории, и определить любительскую журналистику как основной ресурс трансфера коммуникативно-культурной памяти в данном исследовательском кейсе.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Коммуникации
- Префикс DOI
- 10.25205/1818-7919-2025-24-6-142-152
Институциональные авторы, как правило, превращают нарративы прошлого в функциональную социально-политическую конструкцию, используя стратегию коммуникации «сверху вниз». Однако сегодня доказывается целесообразность анализа, выходящего за рамки взгляда «сверху вниз», и предлагается исследовать все коммуникативные интенции: «сверху вниз» и «снизу вверх» [Heinrich, Weyland, 2016].
Список литературы
1. Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика / Пер. с нем. Б. Хлебникова. М.: НЛО, 2014. 323 с.
2. Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. М. М. Сокольской. М.: ЯСК, 2004. 368 с.
3. Беленко В. Е., Мордвинова П. А. Городские и районные паблики как объект медиаисследований // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2021. Т. 20, № 6. С. 122-130. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-6-122-130
4. Градюшко А. А. Нигматуллина К. Р., Пустовалов А. В. Сообщества «ВКонтакте» и их роль в медийном ландшафте: опыт трех регионов // Тр. БГТУ. Серия 4: Принт-и медиа-технологии. 2019. № 1 (219). С. 54-61.
5. Зубанова Л. Б., Зыховская Н. Л., Шуб М. Л. Актуальные тренды памяти: проблемное поле журнала Memory Studies // Социологические исследования. 2021. № 2. С. 140-145. https://doi.org/10.31857/S013216250010091-3
6. Курушкин С. В. Гиперлокализация в системе российского мегаполиса: к вопросу об определении понятия // Челябинский гуманитарий. 2020. № 4 (53). С. 36-40. https://doi.org/10.24411/1999-5407-2020-10405
7. Нигматуллина К. Р. Место социальных сетей в развитии региональной журналистики в России // Вестник Моск. ун-та. Серия 10: Журналистика. 2021. № 1. С. 30-50. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.1.2021.3051
8. Сумская А. С. Роль журналистики в межпоколенческом трансфере коммуникативно-культурной памяти: Дис. ... д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2024. 655 с.
9. Шуб М. Л. Образ прошлого как феномен культуры: концептуализация и формы репрезентации в современном социокультурном пространстве: Дис. … д-ра культурологии. Челябинск, 2018. 491 с.
10. Bartoletti R. Memory and Social Media: New Forms of Remembering and Forgetting // Learning from Memory: Body, Memory and Technology in a Globalizing World. Cambridge Scholars Publishing, Newcastle UK, 2011, p. 82-111.
11. Bolin G. Media generations: Objective and subjective media landscapes and nostalgia among generations of media users // Participations: Journal of Audience & Reception Studies. 2014. No. 11 (2). P. 108-131.
12. Dovbysh O. New gatekeepers in town: How groups in social networking sites influence information flows in Russia’s provinces // Social Media + Society. 2021. No. 2 (7). P. 1-11. https://doi.org/10.1177/2056305121101325
13. Heinrich H., Weyland V. Communicative and cultural memory as a micro-meso-macro relation // International Journal of Media & Cultural Politics. 2016. No. 12 (1). P. 27-41.
14. Sumskaya A., Solomeina V. Russian media generation of the “digital borderline”: Theoretical reflection and empirical verification // World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. 2022. No. 4. P. 68-93. https://doi.org/10.30547/worldofmedia.4.2022.4
15. Zagidullina M., Fedotova N., Antropova V., Fedorov V., Lebedzeva M., Panova E., Patrebin A. How is journalism defined in university handbooks? A conceptual analysis of students’ literature, examples of Russia and Belarus // Journalism. 2023. No. 24 (1). P. 211-232. https://doi.org/10.1177/146488492110055
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рассматривается Сибирское отделение Российской академии наук в СМИ в 2020–2024 гг.: оценивается динамика количества публикаций, уровень СМИ, в которых вышли тексты, рассматриваются и категоризируются информационные поводы с наибольшим охватом. Присутствие сибирских научных организаций в медиаполе изучено фрагментарно. В ходе анализа зафиксирован рост числа публикаций, что соответствует общей динамике. Более 30 % из них вышли в федеральных СМИ, это демонстрирует их интерес к региональной науке. Тематика публикаций с наибольшим охватом сосредоточена на результатах научных работ и научной политике: организации представлены в СМИ не только как создатели новых знаний и технологий, но и как важный элемент государственной политики.
Автор статьи раскрывает сущность медиаправовой грамотности. На основе результатов анкетирования работников местных СМИ и опроса студентов-журналистов обосновывается актуальность формирования медиаправовой грамотности журналиста, рассматриваются инструменты ее формирования, обосновывается значимость применения эффективных образовательных технологий для актуализации дисциплины «Правовое регулирование медиа». Будучи профессиональной компетенцией журналистов, медиаправовая грамотность отражает общий профессиональный уровень журналиста. Результаты исследования показали, что большинство опрошенных журналистов в процессе профессиональной деятельности регулярно сталкиваются с юридическими вопросами, требующими знаний в области медиаправа. Общение студентов и профессиональных журналистов оказалось взаимовыгодным. Журналисты получили возможность посмотреть на привычную работу со стороны, а студенты – осмыслить полученный опыт и актуализировать процесс получения медиаправовых знаний.
Рассматривается то, как представители томского медиасообщества через рефлексию своей профессиональной биографии и повседневных профессиональных практик оценивают развитие томской новостной онлайн-журналистики. На основе данных 14 полуструктурированных интервью выделено четыре группы этого сегмента томской медиасистемы. Первые две группы – веб-версии печатных изданий и новостные ленты на сайтах телерадиокомпаний – оцениваются респондентами как менее конкурентоспособные игроки на рынке новостной онлайн-журналистики. Другие две группы – информагентства, новостные порталы и городские интернет-издания – как лидеры сегмента. Выявлено, что за 30 лет в Томске в сфере новостных интернет-СМИ произошел качественный скачок от первых экспериментов с новостями к профессиональной новостной журналистике.
Статья посвящена рассмотрению особенностей профессиональных изданий для корреспондентов районной и низовой печати 1930-х гг. Анализ контента бюллетеней «По-новому работать» и «В помощь районной и низовой печати» позволил автору статьи выявить общие и отличительные признаки изданий. Содержание бюллетеня «В помощь районной и низовой печати», ориентированное не только на информирование, но и на обучение журналистов местных газет, позволяет автору данной статьи рассматривать бюллетень в качестве специализированного профессионального издания, соответствующего журнальному типу. В результате исследования автор приходит к выводу о значительной роли издания «В помощь районной и низовой печати» в системе становления регионального профессионального образования журналистов.
Исследуется развитие табачной рекламы в армянских газетах Тифлиса, выявляются основные стадии развития рекламы в сфере табачной продукции, а также трансформация содержания и формы табачной рекламы. Анализ 150 рекламных публикаций показывает, что география рекламодателей табачной продукции в армянской прессе на начальной стадии имела широкий характер, но с развитием рекламного рынка и конкуренции на рынке прессы приобрела локальную форму в пределах Кавказского наместничества с ярко выраженным этническим (армянским) составом адресантов-предпринимателей. Трансформация содержания и формы рекламных текстов происходит под влиянием развития социально-экономических и технологических факторов. Однородные тексты рекламы на разных стадиях развития приобретают креолизованный характер, а объем рекламных текстов постепенно минимизируется.
Универсальный тип средневековых альманахов-календарей, измеряющих временные отрезки и обладающих прогностическими функциями, исторически образует две основные транснациональные модели. Первая представлена сначала франко-германскими, а затем, в наиболее последовательном воплощении, российскими литературными «карманными книжками», где связь с календарем эксплицирована поэтологически. Вторая модель – англосаксонская, в более выраженном варианте унаследовавшая функциональный календарный прообраз, имплементирует его в практическом, религиозно-моральном отношении. По отношению к альманахам (российским, американским), ориентированным на европейский образец, утверждение самого альманашного типа совпало с эпохой романтизма. На примере отдельных, преимущественно серийных, американских альманахов, хронологически относящихся к романтической поре, рассматривается тип альманаха как коммуникативного канала распространения ценностей протестантской этики.
Процесс цифровизации меняет стратегии медиакоммуникаций и журналистики. В конце 2022 г. медиасфера столкнулась с новым вызовом – развитием и популяризацией искусственного интеллекта. В настоящей статье авторы решили сравнить использование нейросетей для генерации текстов штатными журналистами и медиафрилансерами, предположив, что последние активнее и быстрее начинают внедрять новые технологии для трансформации рутинных процессов, в частности рерайта. Для проверки гипотезы было проведено несколько опросов, экспертных интервью, а также проанализирован сайт вакансий. Гипотеза подтвердилась: внештатные авторы значительно чаще своих штатных коллег используют искусственный интеллект, а работодатели / заказчики чаще ожидают таких навыков от удаленных сотрудников, чем от офисных. Авторы предполагают, что данный процесс постепенно охватит большинство представителей медиасферы.
Авторы статьи предлагают использовать в совокупности разные инструменты осмысления практик современного российского телевещания, дополнив традиционные эмпирические (качественные) наблюдения за деятельностью телевидения методом его системного морфологического (количественного) анализа. Результатом исследования являются: 1) доказательство того, что предложенные нами качественно-количественные технологии изучения медиа могут в современных условиях служить совершенствованию работы медиакритиков и достижению реального взаимопонимания между участниками коммуникационного процесса; 2) обоснование того, что медиакритика предполагает не только оценку содержания СМИ, обмен впечатлениями с аудиторией об уровне медиатекстов и поведения медийных персон, но и умение вписать все это в социально-политический контекст повседневности и указать на соответствие наблюдаемым в медиасфере тенденциям.
Реконструируется понятие предправды, предложенное итальянским семиотиком К. Паолуччи в качестве альтернативы понятию постправды. Отталкиваясь от теоретического наследия У. Эко, и в первую очередь его концепции семиологической герильи, К. Паолуччи обосновывает тезис, согласно которому предправда представляет собой возвращение к средневековому пониманию истины как доверия. Логика трансформации бинома «знание – власть» под воздействием технологий приводит к тому, что неинституциональные акторы получают возможность создавать контент, ставя под вопрос доминирующую версию социальной реальности. Если классическая версия семиологической герильи локализовывала этот процесс в зоне декодирования, то семиологическая герилья 2.0 разворачивается и в зоне источника сообщения и канала коммуникации, делая альтернативные и неинституциональные интерпретации на основе анекдотических фактов нормой.
Издательство
- Издательство
- НГУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- Юр. адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- ФИО
- Федорук Михаил Петрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@nsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 3634000
- Сайт
- https://www.nsu.ru/