Представлены результаты экспертного опроса ведущих российских политологов по проблемам возможности оценки состояния гражданской идентичности молодежи. Метод исследования: глубокое интервью, объем выборки: 20 экспертов, время проведения: конец ноября - начало декабря 2024 г. Цель исследования - выяснить основные позиции российских ученых по вопросам понимания сути феномена гражданской идентичности, ее основных компонентов, индикаторов оценки, наиболее эффективных методов изучения. Кроме того, проанализированы основные практики изучения гражданской идентичности отечественными учеными, специализирующимися в области социологии, психологии и педагогики. Исследователи в основном сходятся во мнении, что гражданская идентичность в качестве объекта эмпирического исследования - сложный феномен, включающий в себя когнитивный, оценочный и поведенческий компоненты. Большинство придерживается точки зрения, что среди наиболее значимых индикаторов должны быть участие в общественной жизни на основе социоцентрических мотивов, знание истории своего государства и гордость за него, представление о будущем развитии государства, наличие сформированного образа «мы» с гражданами своей страны и т. д. Образ «своего» государства содержит территориальные и темпоральные измерения. Наиболее сложной задачей ученые считают поиск критериев сформированности гражданской идентичности. Раскол во мнениях касается приоритета использования количественных или качественных методов анализа гражданской идентичности.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- УДК
- 32. Политика
Всем обществоведам, интересующимся историей исследования идентичности, несомненно, памятны работы Э. Эриксона, в которых он особое внимание обращал на проблему формирования идентичности молодежи и, в частности, на риски доминирования негативных моделей этого типа установок сознания для социума и государства [Эриксон, 1996].
Список литературы
1. Аванесова Е.Г. Формирование гражданской идентичности: о специфике этнической политики РФ // Гуманитарный научный вестник. 2021. № 5. С. 93-98. DOI: 10.5281/zenodo.4911358 EDN: WUHTJA
2. Беловол Е.В., Мелков С.В., Пучкова Е.Б. и др. Теоретические подходы к разработке и апробации опросника “Профиль гражданской идентичности личности” // Педагогика и психология образования. 2021. № 4. С. 101-123. DOI: 10.31862/2500-297X-2021-4101-123 EDN: ZCSMVE
3. Борисов Р.В. Гражданская идентичность в терминах психодиагностики // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2016. Т. 31. № 4. С. 95-99. DOI: 10.21779/2542-0313-201631-4-95-99 EDN: YIJFUD
4. Бугайчук Т.В. Гражданская идентичность молодого поколения россиян: специфика и закономерности становления // Социально-политические исследования. 2022. № 1 (14). С. 70-80. DOI: 10.20323/2658-428X-2022-1-14-70-80 EDN: URISLW
5. Гаглоева А.Б. Факторы формирования гражданской и этнической идентичностей // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3. С. 348-350. EDN: DTSVRT
6. Гайченя Т.А. Теоретико-методологические подходы к исследованию гражданской идентичности // Личность: ресурсы и потенциал. 2024. № 3 (23). С. 86-97. EDN: LECYAZ
7. Головашина О.В. Ассоциативный эксперимент для измерения гражданской идентичности // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 64-71. EDN: UCFNYF
8. Гражданская идентичность современной молодежи: вызовы, решения, перспективы: сборник докладов по материалам Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов (Саратов, 17 мая 2023 г.) / под ред. А. И. Заграничного, В. В. Щеблановой. Саратов: Амирит, 2023. 96 с.
9. Дробижева Л.М. Смыслы общероссийской гражданской идентичности в массовом сознании россиян // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 480-498. DOI: 10.14515/monitoring.2020.4.1261 EDN: HAAHUW
10. Дробижева Л.М., Рыжова С.В. Гражданская и этническая идентичность и образ желаемого государства в России // Полис. Политические исследования. 2015. № 5. С. 9-24. DOI: 10.17976/jpps/2015.05.03 EDN: UJYYVB
11. Еремина Е.В., Регинская В.Н. Гражданская идентичность молодежи как приоритетное направление государственной политики // Власть. 2014. № 4. С. 59-62. EDN: SCKVFD
12. Кожанов И.В. Диагностика сформированности гражданской идентичности у студентов // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-7. С. 1504-1508. EDN: SFUEJN
13. Максимова Л.Ю. Педагогическая система и процесс формирования гражданской идентичности обучающихся общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации // Новое в психолого-педагогических исследованиях: теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. 2021. № 2 (62). C. 78-86. EDN: IDDZDJ
14. Мухина В.С., Мелков С.В. Внутренняя позиция личности как основа развития гражданской идентичности // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18, № 1. С. 105-112. DOI: 10.17759/chp.2022180110 EDN: AUIENS
15. Руденко В.В. Общероссийская гражданская идентичность как конституционно правовая категория в России // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2022. Т. 8. № 1 (29). С. 173-188. DOI: 10.21684/2411-7897-2022-8-1-173-188 EDN: JOOVDB
16. Семененко И.С. Гражданская идентичность // Идентичность: Личность, общество, политика: энциклопед. издание / отв. ред. И.С. Семенко; ИМЭМО РАН. Москва: Весь Мир, 2017. С. 354-358. EDN: QGTBXM
17. Семененко И.С. Гражданская идентичность как ресурс национального развития // Электронная библиотека Гражданское общество в России. 2009. URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Semenenko_RAPN.pdf (дата обращения: 11.11.2024). EDN: XMAQIO
18. Семенова Д.М., Афонин М.В., Кудрявцев С.А. Ценности в структуре гражданской идентичности: понятие и инструменты // Политконсультант. 2023. Т. 3. № 1. URL: https://politicjournal.ru/PDF/04PK123.pdf (дата обращения: 11.11.2024). EDN: XITTER
19. Федотова В.А. Гражданская и этническая идентичность россиян: роль ценностей в их формировании // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2024. Т. 47, № 1. С. 131-149. 10.11621/ LPJ-24-06. DOI: 10.11621/LPJ-24-06 EDN: CDOTEQ
20. Федотова В.А., Черкасова Е.В. Социокультурные факторы формирования гражданской и этнической идентичности россиян: к постановке проблемы // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 11. С. 138-143. EDN: LRSFWE
21. Холодковский К.Г. Двойственность российской идентичности // Полития: журнал политической философии и социологии политики. 2011. № 1 (60). С. 85-97. DOI: 10.30570/2078-5089-2011-60-1-85-97 EDN: RZJNYV
22. Чурилова Е.В. Особенности формирования и проявления гражданской идентичности (теоретические аспекты) // Школа будущего. 2023. № 1. С. 32-47. DOI: 10.55090/19964552_2023_1_32_47 EDN: FYRDFQ
23. Шнейдер Л.Б., Хрусталева В.В. Ассоциативный тест как основа конструирования методики изучения социальной идентичности // Вестник РМАТ. 2014. № 3. С. 83-96. EDN: TPHCGZ
24. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Москва: Прогресс, 1996.
25. Mock S.J. Civic Patriotism Versus Ethnic Nationalism // Handbook of Patriotism. 2020. P. 531-544. DOI: 10.1007/978-3-319-54484-7_60
Выпуск
Другие статьи выпуска
В современных условиях геополитического переустройства мира борьба за влияние в Центральной Азии усиливается, возрастает конкуренция за трудовые ресурсы региона. На сегодняшний день основным направлением миграции рабочей силы из центральноазиатских стран является Российская Федерация (около 70 %), большинство денежных переводов в страны Центральной Азии также происходит из России (до 90 % всех денежных переводов), Россия участвует во многих инвестиционных проектах в регионе. Цель исследования - показать связь между экономическими и политическими последствиями международной миграции из стран Центральной Азии в Российскую Федерацию. Денежные переводы мигрантов на родину и российские инвестиции в регион являются не просто «социальной страховкой», т. е. позволяют повысить средний уровень жизни и сократить бедность, но еще и способствуют поддержанию политической стабильности в странах Центральной Азии - на южных рубежах Российской Федерации. В то же время происходит формирование новых миграционных коридоров. Центрами притяжения становятся Китай, Турция, Израиль, Иран, Казахстан, Южная Корея и другие страны. Российская Федерация вынуждена участвовать в «дружеском соперничестве» и за влияние в регионе, и за трудовые ресурсы даже со своими партнерами. Авторами сделан вывод, что снижение миграционной активности, потока денежных переводов, стихийного запроса на сближение стран со стороны мигрантов ведет к политической нестабильности в Центральной Азии и уменьшению влияния России в регионе.
После теракта в «Крокус Сити Холле», совершенного 22 марта 2024 г., иммиграция из азиатских стран СНГ оказалась одной из наиболее острых внешне- и внутриполитических проблем России. Ее значение многократно усиливается теми угрозами безопасности, которые создает использование мигрантов внешними силами в условиях СВО. Нарастание этих угроз породило целый ряд законодательных инициатив по ужесточению миграционной политики и ограничению притока самих мигрантов. Однако возникновение этой проблемы отнюдь не случайно, а теракт в «Крокус Сити» и целый ряд других подобных инцидентов, произошедших в 2024-2025 гг., лишь подчеркнули ее остроту. Не случайно и то, что большинство резонансных событий, связанных с мигрантами, отчетливо локализуется в столичном регионе России, который из-за большой емкости рынка труда является главным объектом их притяжения. Как следствие, вокруг столицы наметилось формирование мест концентрации мигрантов («этнических анклавов»), главным отличием которых от окружающих их территорий является гораздо более высокая численностью иноэтничного и инокультурного населения. Предпринята попытка вывить такие места на основе открытых источников, главным образом - материалов прессы, статистики МВД и переписей населения, а также проанализировать связанные с ними этнополитические риски. Результаты исследования показали, что возникновение анклавов связано с концентрацией трудовых мигрантов на территории локализации их работодателей. Вблизи нее мигранты предпочитают селиться сначала временно, а затем и постоянно. Из-за более высокой рождаемости и продолжающейся иммиграции в таких районах происходит смена национального состава населения, среди которого начинают преобладать доминирующие среди мигрантов этнические группы. Следствием появления анклавов является рост недовольства местного населения, межнациональной напряженности и увеличение числа конфликтных ситуаций, что приводит к нарастанию рисков дестабилизации этнополитической ситуации. Положение усугубляется продолжающимся в странах Центральной (Средней) Азии демографическим взрывом и узостью национальных рынков труда, что вынуждает их коренное население искать работу за рубежом, главным образом - в России и ее столичном регионе.
В центре внимания исследования - критерии и факторы оценки учащейся молодежью российских регионов содержания и основных направлений реализации государственной молодежной политики (ГМП) на федеральном и региональном уровнях. Авторами установлена степень их корреляции с критериями оценки данной политики, выделяемыми в научной литературе и официальных документах. Исследование базируется на результатах массового опроса и фокус-групп, проведенных среди школьников и студентов ссузов и вузов разных типов регионов Сибири (Алтайский край, Республика Алтай, Новосибирская и Томская области) в сентябре - декабре 2024 г. Отмечено отсутствие в сознании учащейся молодежи четкого представления о содержании ГМП, информации о ее программах и проектах, особенно региональных, что затрудняет для молодых людей оценку ее реализации. Если в официальных документах и исследовательской литературе преобладают количественные критерии эффективности молодежной политики, то для учащейся молодежи более важны выгоды от включения в ее реализацию, их соотношение с требуемыми затратами усилий, степень содействия ГМП формированию человеческого капитала, способного обеспечить молодым людям достойную жизнь в будущем, доступность и интересная подача информации о проектах и мероприятиях. В качестве факторов, влияющих на оценку школьниками и студентами эффективности реализации ГМП, выделены степень информированности молодежи, ее включенность в проекты и мероприятия ГМП, наличие интереса к данной теме, степень актуальности для них отдельных направлений ГМП, а также гендерные, возрастные характеристики респондентов и ситуация в регионе их проживания.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью осмысления процесса социальной и гражданской интеграции молодежи новых российских регионов. Ключевым фактором, оказывающим влияние на этот процесс, является уровень институционального доверия политическим институтам. На основе проведенного автором эмпирического исследования проводится сравнительный анализ особенностей институционального и межличностного доверия российской молодежи, проживающей в традиционных и новых регионах. Обоснован вывод о различном уровне институционального и межличностного доверия у молодых людей разных регионов. Молодые люди новых территорий демонстрируют более высокий уровень доверия федеральным органам власти, при этом данная группа также демонстрирует более высокий уровень межличностного доверия. По мнению автора, это обусловлено, с одной стороны, процессом присоединения к России, а с другой - длительным проживанием в «зоне» вооруженного конфликта, что способствовало развитию гражданских социальных связей с соседями и различными сообществами. Изучено влияние специальной военной операции (СВО) на уровень доверия молодых людей. В традиционных российских регионах СВО ведет к его снижению, в то время как в новых территориях подобного влияния не наблюдается. Определяющим уровень институционального и межличностного доверия для молодежи новых российских регионов является факт присоединения к РФ. Анализ особенностей и факторов институционального и межличностного доверия позволяет более эффективно выстраивать системную молодёжную и информационную политику в отношении жителей разных российских регионов.
В современной научной литературе в изучении формирования идентичности молодежи в онлайн-пространстве основное внимание исследователей привлекает проблематика виртуальной идентичности. Однако автором фокус внимания переносится на проблематику конструирования в онлайн-пространстве реальной идентичности. Методологической основой исследования является конструктивизм. Эмпирической основу исследования составили результаты экспертного онлайн-опроса, проведенного в форме нестандартизованного интервью в ноябре 2024 г. Для обработки результатов опроса применен метод дискурс-анализа. Целесообразность активной работы государства по конструированию идентичности молодежи с применением ресурсов Интернета не ставится экспертами под сомнение. Раскрыта специфика отдельных видов интернет-ресурсов, которые эксперты признают в качестве наиболее влиятельных на процесс формирования идентичностей молодых российских пользователей. Определены возможности развлекательных и игровых ресурсов в процессе формирования государственно-гражданской идентичности молодежи. Эксперты обращают внимание на недопустимость формального подхода при проведении политики конструирования идентичности в Интернете. Эффективное использование государством ресурсов Интернета для влияния на формирование идентичности молодежи возможно только при условии применения государством достаточно тонких методов работы. Результаты обработки экспертного опроса подтверждают сохранение методологического конфликта между теориями подкрепления и мобилизации в вопросах интерпретации влияния современных информационных технологий на политическое сознание и формирование идентичности граждан.
Цель исследования - выяснить, каким образом развлекательный контент влияет на политическую социализацию российской молодежи. В качестве эмпирической базы использованы данные массового опроса молодежи в четырех регионах России (Алтайский край, Томская область, Новосибирская область, Республика Алтай; объем выборки - 1257 респондентов), а также итоги нейросетевого анализа и контент-анализа пользовательских комментариев в Steam и YouTube. По результатам опроса в структуре политической социализации выявлены малочисленное «ядро» молодых пользователей (до 10 %), которое осознает политический подтекст развлекательного контента, и периферия (до 80 %), предпочитающая избегать политики, отрицающая ее влияние на свои ценности и установки и воспринимающая игры и видео исключительно как досуг. Нейросетевой анализ текста определил ключевые тематические кластеры (мегапеременные) в пользовательских дискуссиях: темы войны и мира, виртуального и реального, патриотизма и протеста, социальной справедливости и недоверия к властям. Установлены различия в характере дискурсов: на игровой платформе политика обсуждается более отвлеченно и по-философски, тогда как на видеохостинге дискурс значительно более политизирован (доминируют оценки текущей повестки, поляризация «ура-патриотов» vs. оппозиции). В заключение делается вывод о противоречивой роли развлекательного контента как особого канала политической социализации, он незаметно транслирует политические сюжеты, которые осознанно воспринимаются активным меньшинством молодежи и могут оказывать косвенное влияние на пассивное большинство. Полученные результаты отражают сегментацию молодежной аудитории и необходимость учета этой специфики при анализе влияния цифровой среды на формирование политической идентичности.
Представлены результаты исследования актуального состояния политического образования и просвещения российской студенческой молодежи. Теоретической основой исследования является политико-психологический подход, в рамках которого политическое образование и просвещение рассматриваются как механизмы управляемой политической социализации. Эмпирическую базу исследования составляют материалы опроса проректоров российских вузов по воспитанию и молодежной политике и экспертного опроса среди ученых-исследователей и специалистов-практиков, проведенного в конце 2024 - начале 2025 г. Результаты исследования показывают, что существует потребность в формировании комплексного подхода к реализации образовательных и просветительских программ в вузах, а также в применении инновационных дидактических подходов к их реализации, основанных в том числе на технологиях геймификации.
Современная стадия элитогенеза утверждает ведущую роль внутри элитарного соперничества в качестве источника общественных трансформаций. В этом смысле маневры и политические игры элитарных группировок являются наиболее мощными триггерами масштабных инноваций и политически целесообразных проектов в современных государствах. При этом актуальные формы осуществления правящими кругами своего функционала связаны не столько с институциональными, сколько с коалиционными формами политического доминирования, складывающимися на пересечении интересов различных элитарных групп, сочетания их статусных и неформальных связей. При этом неизменным остается преимущественный рост их управленческих компетенций по сравнению с населением, что создает предпосылки для усиления непрозрачности действий по принятию решений и распределению ресурсов. В этом контексте возникает исследовательская задача, предполагающая выяснение актуальных последствий этих тенденций, причем как для динамики самого правящего слоя, так и отношений государства и общества. Использование сетевых подходов и структурно-функциональных методов исследования позволяет констатировать, что уже сегодня коалиционные «игры» в правящем классе демонстрируют не только корректировку политических проектов или идейно-политические компромиссы при обновлении государственных стратегий, но и сигнализируют о структурном самообновлении правящих кругов, выводящих на историческую арену более автономные (пост)элитарные сообщества, контролирующие ключевые механизмы распределения ресурсов, но при этом утрачивающие ответственность перед обществом. Используемые ими неформальные методы влияния на цели государственной политики усиливают внутренние размежевания правящих кругов, одновременно повышая латентный характер разработки государственной политики и увеличивая дистанцию между государством и обществом.
В сфере game studies малоизученным остается потенциал настольных игр в политическом просвещении, а также смысловые и методические ограничения. Выводы, полученные в ходе исследования настольных игр, могут быть экстраполированы на цифровую геймификацию и деловые игры, но с учетом того, что каждый из этих методов имеет свои особенности. В качестве примеров приводятся концепции Discussion à Visées Démocratique et Philosophique современного философа М. Тоцци и «философии для детей» М. Липмана как инструменты воспитания демократически-ориентированного гражданина. Игровые технологии являются эффективными инструментами политического просвещения ученика и взращивания в нем определенных демократических ценностей. Однако внедрение настольных игр в образовательный процесс осложняется рядом ограничений. Среди основных проблемных мест выделяются упрощение моделируемых процессов для легкого входа в игру; ограничения, связанные с игровой механикой; сложность создания компонентов и интерфейса игры; оценка эффективности игры в вопросе политического просвещения. Для эффективного использования потенциала геймификации в политическом просвещении автор предлагает форсировать переход на практический этап становления игровых методов в отечественном образовании.
Сегодня компьютерные игры перестают быть исключительно средством досуга или эскапизма, а игровое пространство все чаще политизируется. Обозначенный процесс связан с тенденциями роста числа и расширения демографии пользователей, формированием альтернативных пространств социальной коммуникации, в том числе поверх национальных границ, а также появлением и выработкой у пользователей новых поведенческих паттернов и передач ценностей через игровой процесс. Выделяются две особенности современного политического участия граждан: все более востребованное взаимодействие с «новыми медиа» для отправки запроса политической системе через двухуровневую модель коммуникации, а также увеличение количества «театральных практик» в политике. В работе делается вывод, что компьютерные игры, как уже неотъемлемая часть метавселенной, позволяют множить пространства реального и виртуального, тем самым становясь эффективным и востребованным инструментом политики. Метавселенные потенциально усиливают конфликтность в обществе благодаря сокращению физической дистанции и последующей прямой коммуникации представителей различных социальных групп, игровой элемент и условность «нереального» мира формирует иную этику коммуникации без ограничений реального мира, а также создаются условия для реализации нетипичных в традиционном пространстве форм поведения. Это актуализирует гипотезу, что со временем игровые площадки начнут активнее модерировать деятельность пользователей в компьютерных играх. Структурно политическое участие в компьютерных играх не отличается от обычного, его целью точно так же является завоевание и удержание власти в оффлайн-государстве.
Видеоигры - значимый инструмент воздействия на процессы трансформации массового сознания посредством интерактивных символов и нарративов. Выявлены и систематизированы политические образы России, встроенные в их структуру, а также разработаны стратегические подходы к превенции информационных рисков и оптимизации социально-политических коммуникаций. В качестве эмпирического материала исследования рассмотрены зарубежные видеоигры, выпущенные в период с 2014 по 2024 г. и содержащие прямые референции к событиям, происходящим на территории Украины. Методология представленной статьи основана на синтезе нарративного, семиотического и дискурс-анализа игровых аннотаций, алгоритмического изучения игровых механик, экспертных оценок и лонгитюдного мониторинга. Выявлена значительная трансформация репрезентации конфликта в видеоигровом пространстве. До 2014 г. украинский сегмент зарубежной игровой индустрии сохранял культурную и тематическую связь с постсоветским пространством, однако в последующие годы вектор нарративов сместился в сторону формирования антагонистического образа России. В играх, выпущенных после 2022 г., зафиксировано систематическое внедрение антироссийских символов, что свидетельствует о превращении видеоигр в действенный инструмент информационного противостояния. В качестве стратегического ответа на данные вызовы авторами предложена целостная программа развития российской игровой индустрии. Она включает ряд ключевых инициатив: создание грантовых программ, ориентированных на разработку патриотически направленных игровых проектов; интеграцию образовательных элементов в игровые механики; расширение международного сотрудничества в рамках БРИКС и ШОС, а также правовое регулирование политического контента в видеоиграх. Комплексная реализация данных мер направлена на укрепление цифрового суверенитета России в условиях современной геополитической турбулентности.
В современном мире взаимодействие государства и гражданина происходит в условиях новой цифровой реальности, часто в контексте геймификации. Актуальность проблемы связана с тем, что в процессе цифровизации происходит трансформация всех сфер государственной политики. Проводимая в Российской Федерации политика по сохранению духовно-нравственных ценностей в том числе в области современных культурных инициатив становится плацдармом для возникновения новых проектов в различных области компьютерных игр. При этом можно предположить, что в этом контексте не только присутствуют, но и присутствовали разработки, связанные с традиционными мотивами и ценностями, характерными для российской культуры. Цель исследования - рассмотрение основных ценностных нарративов в современной российской игровой индустрии. В качестве объекта исследования выступают игры, созданные в России. Предмет - такие проекты, как «Atomic Heart», «Чёрная книга», «Смута», «Русы против ящеров» и будущий выпуск «Гардарики». Методом исследования является критический дискурс-анализ. Основной акцент сделан на изучении мотивов, связанных с фольклорной традицией и ценностных нарративов.
Вопрос пропаганды идей и смыслов в компьютерных играх находится в центре внимания исследователей. Однако интеграция социальных повесток в игровой процесс приобретает более масштабный характер, что требует внимательного анализа. Изучение данного явления, определение его причин и возможных последствий представляет интерес для политологического анализа, так как позволяет оценить перспективы использования игровых платформ для формирования повестки для игровой среды, трансляции и инкорпорации определенных идей и взглядов в более мягких формах в отличие от пропаганды. Для понимания сути компьютерных игр и их значения в жизни общества использовался коммуникативный подход Г. М. Маклюэна. Теория повестки дня, предложенная М. Маккомбсом и Д. Шоу, дала возможность выявить причины появления в компьютерных играх «повестки» и проанализировать коммуникационные каналы, посредством которых для игрового сообщества актуализируются вопросы репрезентации меньшинств и их ценностей. Обнаружено, что использование компьютерных игр в целях открытой пропаганды конкретных идей, установок или действий для массовой аудитории, неэффективно, так как при отсутствии заинтересованности аудитории такое воздействие встречает сопротивление, которое проявляется в отказе от игровой продукции. Для того чтобы транслировать конкретные идеи, необходимо либо опираться на уже существующие паттерны, сформированные не только под воздействием игрового опыта, либо делать это на таком высоком идейно-технологическом уровне, чтобы игровое комьюнити не отторгло данный продукт. При этом степень влияния на сознание игрока будет значительно ниже. В отличие от узконаправленных игр пропагандистского характера игры с «повесткой» смогли потрясти гейм-сообщество и актуализировать заданную проблематику. Вызванная установками отдельных западных стран, DEI-повестка мало кого оставила равнодушным в мировом игровом сообществе. В сети не утихают дискуссии по данному вопросу, что отражает ценностный конфликт.
Для изучения образов будущего в сознании молодежи в контексте обращения к произведениям массовой культуры оправданно использование проективного подхода. Методология работы выстраивается на основе сочетания элементов сравнительного и структурного анализа. Сделан вывод о том, что одним из наиболее перспективных ресурсов изучения образа будущего в сознании молодежи являются видеоигры. Однако их применение в рамках исследований требует использования проективного подхода и высокого уровня нативности. Также желательно использовать кейсы сюжетных видеоигр с нелинейным алгоритмом прохождения. Допустимо использование и кейсов экшн-произведений, однако лишь в случае игр, обладающих развитым описанием игровой вселенной и ее ключевых персонажей, охватывающим, помимо прочего, описание интересов, ценностей, устремлений и целей действующих лиц.
Цель исследования - выявление наиболее важных подходов и перспектив государственной политики в сфере видеоигр. В качестве методологической оптики автор обращается к принципам критического дискурс-анализа академических работ, сравнительного анализа кейс-стади и приема сценариотехник. Среди наиболее значимых направлений государственной видеоигровой политики автором выделены либеральный, консервативный и гибридный подходы. Кроме того, акцентируется отличие активной видеоигровой политики от ее реактивного варианта. Выявленные подходы, проблемы, перспективы и аспекты актуализируются с точки зрения значимости для задач государственной политики современной России. Также предпринята попытка концептуализации ойкуменной модели государственного суверенитета. Обоснована важность сотрудничества государства, представителей разработчиков и сообщества игроков в регулировании индустрии и рынка видеоигр. Перспективы и риски такого взаимодействия обозначены через авторское осмысление феномена политической индустрии. Для понимания перспектив трансформации российской государственной видеоигровой политики определены базовые сценарии ее развития.
Издательство
- Издательство
- РУДН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
- Юр. адрес
- 117198, г Москва, Обручевский р-н, ул Миклухо-Маклая, д 6
- ФИО
- Ястребов Олег Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@rudn.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 4347027
- Сайт
- https://www.rudn.ru/