Статья: Формирование навыков анализа и интерпретации русской авторской пунктуации у иностранных студентов-филологов (2025)

Читать онлайн

Введение. В современных условиях обучения русскому языку как иностранному особую актуальность приобретает проблема формирования у иностранных учащихся навыков анализа и интерпретации авторской пунктуации. Несмотря на значимость пунктуационной грамотности для полноценного понимания художественного текста, данный аспект обучения часто остается недостаточно разработанным. Цель исследования – формирование у иностранных учащихся умений анализировать и интерпретировать авторские пунктуационные решения в текстах.

Материалы и методы. Применен теоретико-аналитический метод, позволивший уточнить понятие «авторская пунктуация» на основе анализа лингвистической литературы и оценить состояние разработки проблемы обучения навыкам интерпретации авторской пунктуации в методической литературе по русскому языку как иностранному и стилистике. Использовался метод дескриптивного анализа и сплошной выборки: отобраны и классифицированы примеры авторской пунктуации из художественных текстов, а также сконструированы собственные, по типам знаков препинания и стилистическим функциям. Особое внимание уделено анализу влияния пунктуационных решений на реализацию авторского замысла.

Результаты исследования. Представлены упражнения для изучения авторской пунктуации в рамках русского языка как иностранного. Обозначены цели упражнений. На базовом уровне студенты только знакомятся с темой, а глубокое освоение возможно на продвинутом этапе (B2-C1).

Обсуждение и заключение. Новизна исследования заключается в разработке методики анализа и интерпретации авторской пунктуации для иностранных учащихся и создании системы упражнений для развития этих навыков в рамках стилистического анализа. Методические решения могут быть интегрированы в программы для студентов-филологов, способствуя развитию их лингвистической и коммуникативной компетенций.

Ключевые фразы: авторская пунктуация, анализ пунктуации, интерпретация текста, РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ
Автор (ы): Ширшикова Елизавета Николаевна
Журнал: ОГАРЁВ-ONLINE

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Филология
УДК
003.086. Знаки препинания. Пунктуация
Для цитирования:
ШИРШИКОВА Е. Н. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА И ИНТЕРПРЕТАЦИИ РУССКОЙ АВТОРСКОЙ ПУНКТУАЦИИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ // ОГАРЁВ-ONLINE. 2025. № 3 (220), ТОМ 13
Текстовый фрагмент статьи