Статья: Крушение российского императорского поезда 17 октября 1888 года в германской прессе конца XIX века (2025)

Читать онлайн

Целью исследования стало выявление особенностей отражения российских событий в германской прессе конца XIX века на примере публикаций о крушении императорского поезда возле станции Борки в октябре 1888 года. Рассматривается вопрос о влиянии устойчивых образов и стереотипов на интерпретацию поступавшей из России информации на страницах германских газет. Ключевым источником выступили качественные ежедневные газеты, имевшие большое влияние на германское общественное мнение. Сделан вывод, что германская пресса, располагая точной и качественной фактической информацией о крушении императорского поезда в Российской империи, интерпретировала эти события сквозь призму стереотипов: (1) образ Александра III как человека благородного, но замкнутого и недоверчивого; (2) представление о существовании в элите и обществе Российской империи могущественной панславистской «партии войны», которой противостоит миролюбивый император; (3) представление о повальной коррупции, очковтирательстве, некомпетентности чиновников во всех отраслях государственного управления; (4) образ остзейских немцев как наиболее лояльных, честных, работоспособных и профессиональных подданных российского императора, вытеснение которых из рядов административной элиты может привести лишь к гибельным последствиям для державы. Отмечается, что складывавшийся образ России в Германии оказал существенное влияние на развитие российско-германских отношений в конце XIX века.

Ключевые фразы: катастрофа у станции борки, германская пресса, образ россии в германии, РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, национальные стереотипы
Автор (ы): Власов Николай Анатольевич
Журнал: НАУЧНЫЙ ДИАЛОГ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
История
УДК
94. Всеобщая история
Префикс DOI
10.24224/2227-1295-2025-14-4-406-421
Для цитирования:
ВЛАСОВ Н. А. КРУШЕНИЕ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ПОЕЗДА 17 ОКТЯБРЯ 1888 ГОДА В ГЕРМАНСКОЙ ПРЕССЕ КОНЦА XIX ВЕКА // НАУЧНЫЙ ДИАЛОГ. 2025. ТОМ 14, № 4
Текстовый фрагмент статьи