Гносеологические и ноологические основания учения Варлаама Калабрийского о богопознании и видении умного света (2024)

В статье предлагается новый подход к реконструкции учения Варлаама Калабрийского о богопознании и видении «умного света» на основании его гносеологии и ноологии. В рамках реализации этого подхода было установлено, что в основе учения Варлаама об абсолютной непознаваемости Бога лежит гносеологический принцип «подобное познается подобным». Бог как совершенно иноприродный тварному миру не может быть познан ни одной из познавательных способностей человека: ни «чувством», ни «мнением и рассудком», ни «умом». Знание или видение Самого Бога в принципе недоступно для человека. Богопознание ограничено высшей познавательной способностью — умом, его природой и способностью к созерцанию умопостигаемых понятий. Поэтому единственное, что доступно человеку, — это созерцание (постижение) в своем уме интеллектуальных понятий (знаний) о Боге. Ум, понятия (знания), покоящиеся в уме, и акт мышления — все это находится в отношении тождества друг с другом. В этой ноологически замкнутой системе богопознания умный свет — это ум, созерцающий самого себя, а через это созерцающий в самом себе всякое истинное знание о Боге. Таким образом, богопознание и боговидение сводятся Варлаамом к интеллектуальному акту самопознания. В статье также рассмотрено учение Варлаама о различии между умным светом, Фаворским светом и сверхсущностным светом.

Тип: Статья
Автор (ы): ЕЛИМАНОВ ВАДИМ ЕВГЕНЬЕВИЧ
Ключевые фразы: Варлаам Калабрийский, Григорий Палама, умный свет, Фа- ворский свет, сверхсущностный свет, боговидение, логосы, ноология, боже- ственные энергии, паламитские споры

Идентификаторы и классификаторы

УДК
273.91. Христологические ереси
Текстовый фрагмент статьи